Право и его значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 08:43, курсовая работа

Описание

Право – это один из важнейших институтов человеческой цивилизации. Возникновение права обусловлено процессом социализации и рационализации человеческих отношений, т.е. их развитием от первобытной, общинно-родовой организации людей к современной, государственно-правовой.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Современное понимание права............................................................5
1.1. Понятие, сущность, основы функционирования права…………………..13
1.2. Принципы права…………………………………………………………….18
Глава 2. Функции российского права………………………………………….19
2.1. Классификации функций права………………………………………….19
2.2. Основные функции права: регулятивная и охранительная…………….20
2.3. Неосновные функции права……………………………………………...23
2.4. Социальное назначение права……………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………25
Список использованной литературы…………………………………………..27

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 118.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение.

     Право – это один из важнейших институтов человеческой цивилизации.  Возникновение  права обусловлено процессом  социализации и рационализации человеческих отношений, т.е. их развитием от первобытной, общинно-родовой организации людей к современной, государственно-правовой.

     На  любой стадии исторического развития человеческий коллектив для того, чтобы сохранить себя как устойчивую, организованную форму взаимоотношений, предполагает определенные, общеизвестные и общеобязательные для всех его членов правила и нормы поведения – нормативный порядок.  Без наличия соответствующего порядка невозможно существование какой-либо общности людей.

     Соблюдение такого порядка, в т.ч. путем официального принуждения является признаком и назначением всякой общественной власти.  Именно определенная нормативная организация всего социума и упорядочение применения силы отличает официальную социальную власть от господства физической силы и непосредственного насилия.  Однако наличие официальной власти ещё не означает наличие права.  Право (оформленное в виде государственной власти) возникает тогда, когда в обществе появляются свободные и несвободные люди.  Власть в первобытном обществе – это власть рода в целом, а не отдельных его членов.  Свободные и несвободные индивиды появляются в процессе разложения рода.

     На  смену институтам и нормам родовой  власти приходят право и государство, как всеобщая и необходимая форма  защиты свободы индивидов – субъектов права и государства и регулятора их взаимоотношений.  Право и государство возникают и развиваются как две взаимосвязанные части единого по своей сути способа существования свободных людей.  Под государством понимается такая форма официальной социальной власти, которая обеспечивает жизнь общества в соответствии с нормами права, т.е. можно сказать, в обществе без свободы нет права и нет государства.  Конечно, наличие несвободных людей  (объектов права и государства) не является их обязательным признаком.  Исторический прогресс права как формы свободы привел к ликвидации института рабства, хотя фактическое неравенство не исчезло.  Однако природа и сущность права, его основные принципы и назначение остались неизменными на всем протяжении его существования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Современное понимание права.

1.1. Понятие, сущность, основы функционирования права.

     В основе современного, либертарно-юридического подхода лежит понимание права  как метода регуляции общественных отношений.  Основой такого регулирования является равенство всех субъектов права, т.е. правовое равенство.  Правовое равенство – это формальное равенство свободных людей.  Можно сказать, что «Основанием правового уравнивания различных людей является свобода индивидов в социальных отношениях».  Поэтому говорить о равенстве в отношении несвободных людей (рабов) нельзя.

     В реальности люди, т.е. субъекты права  фактически обладают различными имущественными правами, социальным статусом, индивидуальными  знаниями и навыками, а, следовательно, и различными возможностями в жизни.  Формально-правовое равенство означает равную возможность для всех свободных людей приобрести право на конкретный объект, конкретное благо, т.е. равную правоспособность.  Понятно, что в силу различий между людьми и их фактическими возможностями, в условиях формального равенства и равной правоспособности, их реальные права будут неравными.  Такое различие в приобретенных правах (или обязанностях) у разных индивидов является необходимым следствием соблюдения принципа формального равенства, – «Основанием (и критерием) правового уравнивания различных людей является свобода индивидов в социальных отношениях, признаваемая и утверждаемая в форме их правоспособности и правосубъектности». Таким образом, в рамках юридического правопонимание формальное равенство свободных индивидов есть необходимое условие существования права и правового государства.  Можно сказать, что люди свободны в меру своего равенства и равны в меру своей свободы.  Свобода человека (как физическая, так и свобода его воли) и равенство прав членов общества неотделимы и взаимно предполагают друг друга1.

     Право преобразует фактические различия между людьми в порядок равенств и неравенств, согласованных по единым нормам.  Другие концепции понимания  права, как отрицающие правовое равенство, так и отвергающие свободу в пользу принудительного уравнивания, являются, по сути, обоснованием произвола.

     Равные  права свободных членов общества охватывают все сферы жизни человека, включая и экономические (базовые для его физического существования), а собственность является основой этих отношений, таким образом, право на собственность есть основа для свободы и права.

     Кроме того, право содержит в себе такую  важнейшую категорию как справедливость, т.е. право по определению справедливо.  Справедливость это именно внутренне свойство права, а не внеправовая категория (религиозная, моральная, нравственная, социальная, в которых она активно используется).  Справедливость в праве означает «наличие в отношениях между людьми правового начала и выражает его правильность и необходимость».  Можно сказать, что действовать по справедливости, значит поступать согласно всеобщим и равным требованиям права, которые обязательны для всех членов общества, включая и носителей государственной власти, устанавливающих конкретную правовую норму.  Отрицание правового и всеобщего характера справедливости ведет к тому, что под справедливостью начинают  понимать неправовое начало (требование под лозунгом справедливости либо привилегий, либо уравниловки; удовлетворение чьих-либо политических, экономических, социальных, религиозных интересов)2.

     Право возникает из необходимости управления социальными процессами и их упорядочения, в условиях их развития и совершенствования.  Возникновение права обусловлено либо материальными причинами (когда юридическая форма закрепляет уже сложившиеся отношения в обществе, например, в экономике), идеологическими (когда государство закрепляет еще полностью не сложившиеся отношения, сознательно и активно способствуя их утверждению в общественной жизни), историческими (когда непосредственной основой возникновения права может служить юридическая практика), нравственными (когда правовые нормы заимствуются из религиозных  текстов), международными (когда нормы международных правовых норм инкорпорируются в национальное законодательство)3.

     Следует заметить, что нормы права реализуются  через деятельность людей, и потому в юридической теории принято  говорить о двух сторонах права –  объективной и субъективной, взаимодействие которых воплощает в жизнь принципы права.

     Объективное право – это собственно правовые нормы, изложенные в законодательстве или иных правовых средствах, которые  не зависят от воли любого субъекта права (например, законодателей).

     Субъективное  право – это совокупность наличных прав, имеющихся у субъекта права, т.е. предусмотренная объективным правом мера возможного поведения участника правоотношения.  Субъект права (физическое или юридическое лицо) может отказаться от своего права или воспользоваться им, в той мере, в какой такое его действие не ущемляет права других субъектов, т.е. в рамках общенормативного, объективного права.

     В зависимости от того, какие причины  преобладали в правообразовательном процессе конкретной системы права, одна из сторон права занимает решающее место среди источников права.  В некоторых государствах прецедентное право (например, судебная практика) играет решающую роль и впоследствии получает статут законодательной нормы, т.е. субъективное право предшествует объективному, в других случаях, на основе государственного законодательства возникают новые правоотношения, которые впоследствии закрепляются в юридической практике4.

     Надо  иметь в виду, что содержание субъективного  права составляют, прежде всего, права  и свободы личности, закрепленные в законодательстве.

     Таким образом, говоря об основных признаках  права, можно сказать, что право  есть мера свободы и поведения  человека, – он свободен делать то, что не вредит другому.  Праву  присуща системность и нормативность, т.е. право есть упорядоченная и  внутренне согласованная система норм.  Норма – это правила поведения членов общества, которые определяют их права и обязанности, они устойчивы и типичны для конкретных условий.  Нормы права всегда формально определены, т.е. содержат точные указания, какие действия правомерны, а какие нет, и закреплены правовыми средствами (законами, нормативными актами, договорами).  Право всегда обеспечено государством, оно гарантирует общеобязательность правовых норм.  Право есть реально действующая сила регулирования социальных отношений.  Право, которое не действует реально, не исполняется на практике, не существует.  Право выражается через закон (или иное правовое средство), который должен соответствовать природе, идеям, ценностям права5.

     Таким образом, можно определить право как систему общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений.  Это определение позитивного права, т.е. права получившего официальную форму признания, – закона.  Можно также сказать, что это операциональное определение права, формулирующее условия применения права6.

     Однако  исходным является определение, которое  содержит абстрактную, мировоззренческую характеристику, например, «Право – это нормативная форма выражения свободы, посредством принципа формального  равенства людей в общественных отношениях».

     Оба этих определения являются разными  сторонами общего, синтезированного понятия права, которое включает различие и взаимосвязь права и закона.  Например, «право – это исторически изменчивая, объективно обусловленная справедливая общая мера свободы и равенства, получающая посредством официального выражения общеобязательную силу».

     Данные  определения исходят из понимания единой природы права, которая выступает в форме идей, представлений индивидов о праве, в форме юридических норм, исходящих от государства, в форме действий, правоотношений, в которых реализуются идеи и нормы права.  Такой единый подход позволяет выявить суть права как реальную силу общества, регулирующую отношения его субъектов.  В праве находят выражение интересы различных людей и их групп, которые изменяются в зависимости от характера экономического развития общества, уровня культуры, социальной структуры, традиций7.

     В различные периоды истории, в  условиях разных типов государственного устройства под правом понимались различные  формы общественных отношений, однако можно сказать, что во все времена  право было и будет основным регулятором  общественных отношений.  Главной устойчивой внутренней основой права, отражающей его сущность, является волевой характер права, поскольку воля есть сознательная целеустремленность, активность человека, которая проявляет себя  в действиях, направленных на то, чтобы выразить свои интересы в правовой форме.  Уже в Новое время, выдающийся голландский юрист Гуго Гроций отмечал, что «право имеет своим источником свободную волю».  В современной юридической теории поддерживается мнение о том, что признание волевого характера права позволяет наиболее точно отобразить механизм его действия, связь с устремлениями людей, социальной структурой, производственными отношениями8.

     Следует учитывать и то, что волевая  природа права многосторонняя.  С одной стороны, определенные социальные группы, слои, классы общества, объединенные едиными целями и общими интересами привносят в право свою волю.  Еще Томас Гоббс утверждал, что «право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими».

1.2. Принципы права.

     В зависимости от функционального назначения и объекта применения принципы права подразделяются на две основные группы: социально-правовых и специально-правовых принципов.

     Социально-правовые принципы отражают систему ценностей, свойственных обществу, обеспечивают доминирование общечеловеческих ценностей по отношению к интересам классов или наций, признание прав и свобод личности высшей ценностью общества, обеспечивают единство общих и специфических интересов участников правоотношений. Специально-правовые принципы, в свою очередь, подразделяются в зависимости от сферы действия на общеправовые, межотраслевые, отраслевые и внутриотраслевые9.

Информация о работе Право и его значение