Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 23:04, курсовая работа
Наиболее важной целью для понимания взаимосвязи права и государства является получение представления об основных проблемах, возникающих в государстве при применении права. Задачей является исследование общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений. Предметом исследования представляются отношения, возникающие при решении проблем наложения норм права на реальную жизнь.
Введение
1. Глобальные проблемы мирового сообщества
2. Подходы к пониманию соотношения права и государства
3. Этатически-тоталитарная концепция
4. Либеральная концепция
5. Прагматическая концепция
Заключение
Список используемой литературы
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ
Пипецкий филиал
кУРСОВая работа
Выполнил:
г. Пипецк, 2012 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Глобальные проблемы мирового сообщества
2. Подходы к пониманию соотношения права и государства
3. Этатически-тоталитарная концепция
4. Либеральная концепция
5. Прагматическая концепция
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы взаимосвязи права и государства – это вопрос, который на современном этапе становления государственности в России, как и в любой другой стране, представляет собой отношение истины человеческих потребностей и фактического положения дел существующих возможностей для их удовлетворения. Право очень тесно связано с государством, зависит и исходит от него, осуществляется и охраняется им. И наоборот государство создается только на основе норм права и существовать без них не может, а иначе имя этому анархия в границах определенной территории. Нельзя поспорить и с тем фактом, что отдельные законо-непослушные индивиды, природные катаклизмы и их последствия, выявление проблемных вопросов лишь при нежелательном исходе дела сильно влияют на понимание возможности реализации своих прав и свобод. В результате таких событий иногда становится сомнительным связи права, государства и общества, но, тем не менее, многие отношения имеют место быть. Значимость таких отношений предстоит выяснить в ходе настоящей работы.
Наиболее важной целью
для понимания взаимосвязи
Суть исследования заключается в том, чтобы посредством различных методов раскрыть тему проблем взаимосвязей неделимых понятий права и государства.
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МИРОВОГО СООБЩЕСТВА
Современное развитие цивилизации проходит под знаком появления и нарастания глобальных проблем, отличительная черта которых состоит в том, что они имеют общепланетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всей цивилизации. Это такие проблемы, как защита прав и свобод человека, прекращение военных конфликтов, последствия демографического, сырьевого и энергетического кризисов, построение всеобщей информационной системы.
Возникновение глобальных правовых проблем напоминает дерево, где корни его уходят в глубокую древность, развиваясь в мыслях и поступках многих людей, они идут к цели – удовлетворение своей собственной потребности. Столкновение интересов приводит к вооруженному конфликту, а это всегда нарушение прав и свобод человека и результат, после окончания, – различные кризисы. Примеров столкновений интересов несметное множество, а разнообразие поражает своей изощренностью: это и крестовые походы, и революции, и великие отечественные войны и так далее. Примеров халатности, приводящей к всемирным несчастьям не меньше – Чернобыль, загрязнение природы нефтепродуктами и иными химическими веществами, истребление животных и вырубка лесов и тому подобное. Все приведенные факты обусловливают неисчезающие проблемы, которые прямо или косвенно влияют на человека, ущемляя его первоочередное право – право на жизнь.
Вместе с тем в программе социального развития человека заложены, видимо, и механизмы, которые должны обеспечить его выживание. Существование глобальных проблем человечества обусловливает и возникновение у государства глобальных функций. Для таких функций характерна всеобщность, они определяют необходимость объединения усилий всех государств.1
ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СООТНОШЕНИЯ
ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
В философии права проблема соотношения его с государством является одной из ключевых. Право и государство невозможно рассматривать раздельно, – они находятся в двустороннем взаимозависимом взаимодействии. Такую сложную связь обуславливает принцип: чем сильнее правосознание общества, тем слабее государство влияет на него, и наоборот.
Приоритет между данными силовыми полями, между которыми оказывается человек, зависит от многих факторов. Проблема взаимодействия государства и права не только сложна, но и глубоко противоречива. По мнению С.С. Алексеева, власть – антипод права2. Власть политическая, государственная, которая и делает право осуществимым, одновременно – явление не совсем совместимое, и иногда выступает по отношению к нему в виде противоборствующего, враждебного фактора. Многие явления зависят от людей, стоящих у власти, в самой органике власти, ее внутренних закономерностях, их противоречивой логике. Это связано с тем, что власть без реализации стремлений к постоянному упрочению теряет социальную мощь и прогрессивность. Но при слишком большом государственном аппарате власть оказывает самодавление и затем проявляет самые низшие качества характера, она становится силой, отличающейся приданием своему статусу свойства императивности, неприкосновенности, и незаменимости. Обладание властью вызывает стремление любой ценой ее удержать, еще более усилить – это один из самых могущественных земных источников переломов в жизни и судьбе человека, страны или цивилизации.
Создавая прогрессивно-разумный общественный строй, при развитой демократической и правовой культуре власть благодаря приверженности к демократическим ценностям «умиряет свои императивные административно-приказные стремления, сдерживает свои властные порывы и во имя общественной пользы вводит властно-императивную государственную деятельность в строгие рамки»1.
Таким образом, общечеловеческие ценности и идеалы составляют содержание права. И в конкретном случае можно говорить о приоритете права перед государством. Государство связано идейным содержанием права но, далеко не все законы, принятые государством, имеют правовую основу. Именно приобретая приоритет перед государством, право возводит фундамент равенства и далее можно уже размышлять о построении правового государства.
Если исходить из законодательного понимания права, сводящего право к нормам, то в соотношении «право – государство» главная роль принадлежит государству. Это естественно. Правовые нормы могут реализоваться государством, отсюда и подчиненное отношение права, как системы норм, к государству, творцу законов.
Если исходить из социального понимания права, где оно понимается как реально сложившиеся отношения, то право и государство оказываются на равном уровне. При этом право формируется и через государство – законы, и в складывающихся отношениях людей между собой или с обществом в целом.
В общем, сложились и существуют следующие концепции соотношения государства и права:
Этатически-тоталитарная – исходит из того, что государство выше и важнее права, что оно творит право и использует его как инструмент своей политики;
Либеральная – базируется на естественно-правовой теории, согласно которой право выше и важнее государства;
Прагматическая – понимает государство и право как различные явления, взаимодействующие друг с другом; и вопрос о первичности одного из явлений по отношению к другому не корректен.
ЭТАТИЧЕСКИ-ТОТАЛИТАРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Такого типа понимания права придерживались китайские легисты (от лат. legis – закон) и представители всех направлений юридического позитивизма и нормативизма. Сторонники данной концепции утверждают, что государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть имеет конструктивное значение для самого бытия права как особого институционального образования. Она присутствует в праве и как бы проникает в саму его суть.
Наиболее ощутимое воздействие государства на право проявляется в сфере правотворчества и реализации права. Государство не образует право, а завершает правообразовательный процесс, придавая ему определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или административный прецедент и другие). В этом смысле государство не является его начальной, глубинной причиной. Причины возникновения права основаны на материальном способе производства, характере экономического развития общества, его культуре, исторических традициях и обычаях народа. Недооценивая это принципиально важное положение можно прийти к тому, что единственным и определяющим источником права признается государственная деятельность, – в этом как раз и заключался основной недостаток юридического позитивизма. Создателем и применителем права признавалось государство, считая, что оно творит право.
Из этого следует, что сторонники такого типа концепции понимали право и закон как тождественные. Если следовать данной логике, государство «дарует», гражданам «права», причем за «хорошее поведение» оно может их «дать», а за «плохое» – «отнять». Такой тип правопонимания (по крайней мере, исторически), безусловно связан с патернализмом и жесткой опекой, принудительным верховенством государства-отца над подданными-детьми1.
Сторонники этатистской концепции принимали, право как не что иное, как неуклонное соблюдение действующих законов. На первый взгляд, в этом нет ничего предосудительного. И, однако «этатисты» вопрос о том, каковы эти законы, правовые они или нет, обходят стороной, так как у них право и закон – одно и то же. Придерживаясь тоталитарной ориентации, ни в коем случае не нужно интересоваться моральными, политическими, социальными принципами права, из-за того что они всего лишь замкнутая система норм, установленных государством. Конечно не все «позитивисты» отвергают моральные принципы права. Представители французского юридического позитивизма, к примеру, уделяют значительное внимание моральным аспектам правоведения.
Анализ этатистского понимания права дает возможность утверждать, что свобода выбора и обязанности являются синонимами. Так, например, в советские времена право на труд представляло собой скорее обязанность трудится и, тунеядство преследовалось по закону. В таком подходе были и положительные моменты – у каждого была работа, нравственно-моральная устойчивость большинства людей и уверенность в завтрашнем дне.
Верховенство государства над правом приводит к режиму, основанному на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной линии поведения и организовать политическую систему так, чтобы она могла ошибки представить как достижения. При этом появляется основная идея с символикой, «библией», партией и диктатором.
Идеология режима отражается и в том, что политический лидер определяет идеологию. Монопольный контроль устанавливается за производством и экономикой, а также за другими сферами жизни, включая образование и средства массовой информации.
Положения этатистской доктрины, в основе которой лежит приоритет государственного начала по отношению к индивидуальному, связаны с марксистским учением: главная движущая сила общества – борьба классов; демократия – явление классовое; права и свободы относятся только к победившему классу – пролетариату.
В самый канун октябрьского переворота идеолог революционного права П. И. Стучка писал: «…мы вслед за Марксом заявляем, что мы должны стоять не на почве законности, а стать на почву революции».1
Разделы первой главы "Государство и революция" В. И. Ленина венчает определение: «Государство – продукт непримиримости классовых противоречий; особые отряды вооруженных людей; тюрьмы и прочее; государство – орудие эксплуатации угнетенного класса».2
Классовые интересы первоочередны по отношению к личным интересам. Именно поэтому личность, самостоятельность решений, гражданственность при тоталитарном режиме не приветствуются. Личность в марксизме – «родовая личность», или не индивидуальность, а что-то призрачное, включенное в классовые отношения.
Историческим подтверждением
служат страницы истории нашей Родины
и государственного строя, установленного
партией большевиков и
«Увы, потребовались кровавые уроки, преподанные человечеству тоталитарными режимами (фашистской Германии, советским), когда люди всей земли были поставлены на грань тотальной деградации, мракобесия и самоистребления, чтобы в послевоенное время, в 1950—1960-е годы, произошла вторая «революция в праве», обозначившая коренные, качественные изменения в праве, которые в полной мере и раскрыли его историческое предназначение»1.
Считается, что этатический тип можно подразделить на две теоретические модели правопонимания. Первая модель, в которой государство доминирует над правом, не связывает себя никакими правовыми нормами, ибо оно само их создает. Вторая модель – государство творит право в форме закона, но при этом оно связывает себя, свою деятельность этим самым законом. Такой тип толкования соотношения права и государства правоведы называют «прагматическим», а такое государство – «государством ограниченной законами бюрократии». Тем не менее в форме законов, которые создает государство и ими же намеревается себя ограничить, оно может творить любой произвол (не случайно позитивистские концепции правового самоограничения государства воспринимаются тоталитарными режимами).
ЛИБЕРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Взаимоотношения
государства и права при либера
Информация о работе Право и государство: проблемы взаимосвязи