Право и государство в их соотношении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:25, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотрение и раскрытие соотношения государства и права.

Содержание

Введение 3
1 Общая характеристика права и государства 5
1.1 Понятие и признаки права 5
1.2 Сущность государства 10
2 Соотношение права и государства 15
2.1 Связь права и государства 20
2.2 Методологические подходы к проблеме о соотношении права и государства 25
Заключение 27
Глоссарий
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

КР ТГП Бышенко.doc

— 204.00 Кб (Скачать документ)

Таким образом, в юридической  науке выработано множество определений  права, которые различаются в  зависимости оттого, что именно в  правовых явлениях принимается за главное, самое существенное. Функции права - вытекающие из его содержания и назначения основные направления правового воздействия на общественные отношения.

1.2 Сущность государства

 

Сущность государства - это главное в государстве  как социальном явлении: то кому принадлежит государственная власть в обществе и, следовательно, чьи волю и интересы эта власть выражает.

В свете характеристики главного в содержании деятельности государств прошлого и современности, сущность государства как социального  института проявляется в устойчивой общей направленности его деятельности, связанной с обеспечением им как общесоциальных, так и узкогрупповых (в том числе классовых) интересов.

Сущность государства  проявляется в его функциях, в  той служебной роли государства  в обществе, качественная определенность которой характеризуется устойчивым осуществлением, обеспечением им преимущественно узкогрупповых (в том числе классовых) либо общесоциальных интересов.

История показывает, что  государство в своей деятельности всегда в определенной мере сочетает (координирует, консолидирует) эти интересы для сохранения целостности единства общества (без наемных работников нет капиталистов, без крестьян - феодалов, без рабов - рабовладельцев, без общинников и их труда - чиновничьего аппарата восточного государства).Но мера сочетания этих интересов государством исторически неоднозначна. Иными словами, сущность государства двуедина (служение узкоклассовым, групповым и общесоциальным интересам) и исторически изменчива в плане соотношения ее сторон. Так, в рабовладельческом, феодальном обществе преобладает классовая сторона сущности государства (интересы господствующего класса- превыше всего). Это же характерно и для раннебуржуазного государства, раннекапиталистического общества. Но с изменением этого общества меняется и его государство в направлении усиления общесоциальной стороны его сущности. Это можно проследить, приняв, например, за исходную точку момент зарождения противостояния таких общественных сил как буржуазия и пролетариат в период формирования так называемого "дикого" капитализма (середина XIX в.). С этим периодом связано правильное понимание сущности государства как орудия классовой борьбы, машины для подавления классовых противников, поддержания господства одного класса над другим. Однако последовавшие затем такие события всемирно-исторического значения как Октябрьская революция 1917 г. в России, Великий кризис и Великая депрессия конца 20-х гг., нанесли вначале политический, а затем экономический удар по капитализму и поставили вопрос о его дальнейшей судьбе. Государство, правящая экономическая и политическая элиты вынуждены были по-новому подойти к решению проблемы стабилизации общества и конституционного строя. Это выразилось, прежде всего, в усилении социальной защищенности личности, в социальной ориентированности государства.

Гуманистическому обновлению капитализма способствовал и  разгром фашизма как проявления наиболее реакционных и агрессивных  сил монополистического капитала. После  этого в развитых западных демократиях  государство постепенно становилось средством снятия, преодоления общественных противоречий не путем насилия и подавления, а через достижение общественного компромисса, консенсуса, хотя сам по себе механизм государства по поддержанию общественного порядка мало в чем претерпел изменения. В деятельности же государства все в большей степени стали оптимально сочетаться классовые и общесоциальные цели и функции.

Есть два значения слова государство, во-первых, страны, т.е. политико-географического образования, во-вторых, политической власти, системы институтов власти.

Таким образом, история  термина «государство» показывает, что его следует рассматривать  как конкретное, привязанное к  исторической эпохе понятие и  относить исключительно к современному государству.

В настоящее время  этот термин в зависимости от контекста может иметь различный смысл. Во-первых, в узком смысле слова государство идентифицируется с представительными и исполнительно-распорядительными органами политической власти, а также с системой правовых норм, определяющих их функционирование. Во-вторых, термин употребляется для обозначения отношений политической власти, т.е. отношений государства и подчинения между различными группами граждан, между органами власти (например, парламентом и правительством), а также между органами власти и общественными организациями. В-третьих, в обыденной речи термин «государство» зачастую употребляется как синоним понятий «страна», «отчизна», «общество» в соответствии с приложением А.

Такая многозначность термина  «государство» не случайна. Она вытекает из сущности государства не только как классовой, но и универсальной организации, призванной обеспечить целостность общества. Эта многозначность обусловлена и самой организацией государства, в структуру которого органически вплетены основные компоненты общества [12, C.79].

Как универсальную форму  организации общества, государство  составляют следующие элементы: территория, население, власть.

Территория - это физическая, материальная основа государства. С  территорией, прежде всего, связан вопрос возникновения и исчезновения государств. В конечном счете, без территории государств не бывает. С утратой территории (например, в результате войны) государство прекращает существование.

Население как составляющий элемент государства есть человеческое общество, проживающее на территории данного государства и подчиняются его власти5.

Влияние государства  на население носит всеобщий характер. Каждый человек, проживающий на территории определенного государства, включая  и иностранных граждан, подчиняются  единой власти.

Таким образом, понятие  «государства» связано с двумя  более широким понятиями –  «общество и власть».

Общество - это общность людей на определенной территории, характеризующаяся экономическим и духовным единством и целостностью организации жизни.

Главная черта общества заключается в том, что оно представляет собой систему разумных существ, т.е. особый самостоятельный социальный организм, охватывающий все население на той или иной территории.

Существенно деление  общества и на такие две группы:

а) общества, в которых необходимые единство и организованность достигаются в основном за счет внутренних экономических и духовных факторов (демократические общества);

б) общества, в которых  необходимые единство и организованность достигаются в основном в результате использования действующей внешней силы - власти (недемократические общества (с авторитарной и тоталитарной властью)).

Из этого вытекает значение понятия власть.

Власть - это отношение господства и подчинения, при которых воля и действия одних лиц (властвующих) доминируют над волей и действием других лиц (подвластных).

Определяющей чертой власти является возможность одних  людей, организаций господствовать над другими организациями и людьми, над их воле и действиями [10, C.83].

Власть призвана служить  обществу, обеспечивать его целостность, служить личности, обеспечивать и охранять права и свободы граждан.

Есть две разновидности  власти:

1. Естественная власть - в семье, в обществах по  интересам.

2. Власть, которая «навязывается», выступает как внешняя сила - в  партиях, в общественных объединениях и т.д.

Особо выделяется политическая власть, которая является «аппаратной», т.е. осуществляется через аппарат  власти, институты организованного  государственного принуждения.

Само по себе возникновение  государства выражает вхождение человеческого общества в цивилизацию, т.е. обретение им качеств саморегулирующейся системы, развивающейся на своей собственной основе. Важнейшей особенностью, характеризующей государство в условиях цивилизации, движение к свободе - постепенно утверждающаяся автономия личности, экономическая свобода, основанная на частной собственности, участие личности в управлении обществом (народовластие в тех или иных формах)6.

По мере совершенствования  цивилизации, роста и упрочения  демократии государство превращается из простого в политическое общество, организованное, где власть функционирует в комплексе со всеми институтами власти, государства в соответствии с принципом разделения властей.

Таким образом,  государство - продукт истории, выстраданной человечеством, ее опыта, ее ошибок. По мере развития истории позитивный потенциал государства все более и более раскрывается. Поэтому, в условия демократии совершенствование и укрепление государства во всем комплексе его институтов - единственное, естественное и оптимальное направление, по которому должна идти политическая жизнь современного общества.

Сущность современного социального , демократического, правового  государства состоит в том, что  оно является орудием достижения в социально неоднородном обществе социального компромисса и согласия.

Подводя итог, можно сделать  вывод, что право - система общеобязательных, формально определенных нормативных  установок, регулирующих общественные отношения и исходящих от государства, обеспеченных к выполнению принуждением со стороны государства.

В юридическом смысле право рассматривается с двух позиций: субъективное юридическое  право и объективное право. Наряду с правом в юридическом смысле в каждом обществе существует естественное право. В отличие от естественного  права, право в юридическом значении предстает как позитивное право, выраженное в законе, в других источниках.

 

2 Соотношение права и государства

 

 

2.1 Связь права и  государства

 

 

Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть имеет конститутивное значение для самого бытия права как особого институционального образования. Она присутствует в праве и как бы проникает в самую суть права [4, C.94].

Государство опекает право, использует его потенциал для достижения целей государственной политики. В то же время влияние государства на право не следует абсолютизировать и рассматривать в духе этатистских воззрений, признающих право исключительно инструментом государства, его признаком или атрибутом. Не только государство, но и право обладает относительной самостоятельностью, собственными, внутренне присущими ему закономерностями формирования и функционирования, из чего следует, что право имеет по отношению к государству самостоятельное значение. Если и допустимо рассматривать право в качестве инструмента государства, то лишь с оговоркой, что и государство в той же мере является инструментом по отношению к праву7.

Наиболее ощутимое воздействие  государства на право проявляет  в сфере правотворчества и право реализации. Право формируется при непременном участии государства. Однако государство не столько формирует право, сколько завершает право образовательный процесс, придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или административный прецедент и др.). В этом смысле государство не является его (права) начальной, глубинной причиной. Государство создает право на институциональном уровне. Причины же возникновения права коренятся в материальном способе производства, характере экономического развития общества, его культуры, исторических традиций народы и пр. Недооценка этого принципиально важного положения ведет к тому, что единственным и определяющим источником права признается государственная деятельность. Именно в этом и заключался основной порок юридического позитивизма. Государство признавалось учредителем права, в буквальном смысле считалось, что оно творит право.

В настоящем государство вмешивается  в правообразовательный процесс  лишь на определенных его стадиях. Отсюда творческая роль государства в отношении образования права заключается в следующем [7, C.95].

В осуществлении правотворческой  деятельности. Государство в соответствии с познанными законами общественного  развития, закономерностями стихийного правогенеза определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений (деятельности), определяет наиболее рациональную юридическую форму (закон, акт исполнительной власти и др.) и учреждает общие нормы, придавая им авторитетом государственной власти формально юридический, всеобщий характер. В буквальном смысле это означает, что государство устанавливает нормы права [17, С.93].

В санкционировании государством норм, которые не имеют прямого  государственного характера. Для некоторых  правовых систем такой способ «производства» права является преобладающим.

Государство обеспечивает развитие всей системы источников права. Сообразуя с социально-экономическими потребностями, политической ситуацией в обществе, государство в значительной мере оказывает влияние на выбор типов, методов правового регулирования, государственно-юридических средств обеспечения правомерного проведения. В этом смысле можно сказать, что государство управляет правовой средой общества, обеспечивает её обновление соответственно духу времени8.

Достаточно значимой представляется роль государства в  обеспечении реализации права. Назначение государства как раз и проявляется в том, что оно своей деятельностью призвано создавать фактические, организационные, юридические предпосылки для использования гражданами, их организациями предоставленных законом возможностей в целях удовлетворения самых разнообразных интересов и потребностей.

Информация о работе Право и государство в их соотношении