Право и экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:29, курсовая работа

Описание

Экономическая деятельность проявляется в экономической функции социальной работы. В свою очередь, под экономической функцией понимается деятельность субъектов системы социальной защиты населения, направленная на создание ресурсной базы, комплекса условий, обеспечивающих средства существования и развития личности, семьи, общества в целом.

Содержание

Введение
Глава 1. Роль государства в экономике
1.1 Антиинфляционная политика государства
1.2 Антимонопольная политика
1.3 Методы борьбы с безработицей
Глава 2. Система социальной защиты в рыночной экономике
2.1 Роль государства в перераспределении доходов населения
2.2 Социальная защита населения
2.3 Проблемы бедности, социального равенства и справедливости
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 56.02 Кб (Скачать документ)

  Содержание   

  Введение

  Глава 1. Роль государства в экономике

  1.1 Антиинфляционная политика государства

  1.2 Антимонопольная политика

  1.3 Методы борьбы с безработицей

  Глава 2. Система социальной защиты в рыночной экономике

  2.1 Роль государства в перераспределении  доходов населения

  2.2 Социальная защита населения

  2.3 Проблемы бедности, социального  равенства и справедливости

  Заключение

  Список  литературы

 

Введение

Актуальность  темы работы.

Экономическая деятельность проявляется  в экономической  функции социальной работы. В свою очередь, под экономической  функцией понимается деятельность субъектов  системы социальной защиты населения, направленная на создание ресурсной  базы, комплекса условий, обеспечивающих средства существования и  развития личности, семьи, общества в  целом. Субъектами реализации экономической функции  являются государство, общество, человек. Деятельность субъектов состоит  из формирования и  рационального распределения  экономических ресурсов, контроля их эффективного использования.

  Как экономическая категория социальная защита является системой распределительных  отношений. В процессе указанных  отношений образуются, а затем  используются общественные фонды денежных средств материального обеспечения  и обслуживания граждан за счет определенной части национального дохода. Поэтому  в данном понимании социальное обеспечение  состоит из определенного обеспечения  всех членов общества вне зависимости  от источников образования фондов и  организации обеспечения.

  Цели  и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении социальной защиты в рыночной экономике. Для  достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

  ·  выявить причины появления социальной защиты;

  ·  дать понятие социальной защиты в рыночной экономике;

  ·  рассмотреть основные меры по повышению доходов населения: социальную помощь и социальные льготы;

  ·  рассмотреть организационно-экономические основы социального обеспечения и страхования;

  ·  рассмотреть организацию экономической деятельности социальных служб.

  Объект  исследования – социальная защита в рыночной экономике. Предметом  исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением социальной защиты в рыночной экономике.  

 

  Глава 1. Роль государства  в экономике  

  1.1 Антиинфляционная  политика

  Борьба  с инфляцией и разработка специальной  антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы  должен лежать анализ причин и факторов, определяющих инфляцию, набор мер  экономической политики, способствующей устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов. Возможны два  подхода к управлению хозяйством в условиях инфляции: один заключается  в поиске адаптационной политики, т.е. приспособлении к инфляции, другой – в попытке ликвидировать  инфляцию антиинфляционными мерами. Эта политика построена на том, что  все субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях  учитывают инфляцию – прежде всего  через учет потерь от снижения покупательной  способности денег. В мировой  практике существует два метода компенсации  потерь от снижения покупательной способности  денег. Наиболее распространена индексация ставки процента. Как правило, эта  операция сводится к увеличению ставки процента на величину инфляционной премии. Другой метод компенсации инфляции – индексация первоначальной суммы  инвестиций, которая периодически корректируется, согласно движению определенного, заранее  оговоренного индекса.

  Домохозяйства пытаются адаптироваться к инфляции через поиск дополнительных источников доходов. Работники пытаются защитить себя от инфляции через введение в  контракт инфляционной корректировки  заработной платы. Другими способами  адаптации являются перестройка  семейного бюджета в сторону  наиболее неэластичных товаров и  услуг, быстрая материализация денег  в товарно-материальные ценности и  т.п.

  Фирмы также изменяют свою экономическую  политику в условиях инфляции. Это  выражается, например, в том, что  они берутся лишь за реализацию краткосрочных  проектов, которые сулят более  быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных  средств толкает фирмы на поиск  новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг, факторинг. Это приводит к  росту доли заемных средств относительно собственных и повышению финансового  риска предприятий, риска неплатежеспособности (банкротства). В области управления запасами многие фирмы переходят  на формирование спекулятивного спроса. Они стараются иметь превышение кредиторской задолженности над дебиторской и лишь незначительно количество денег хранить на счетах в банке.

  В условиях инфляции фирмы вынуждены  изменять политику использования прибыли. С одной стороны, для стимулирования экономического интереса к деятельности фирмы менеджеры вынуждены увеличивать  средства, направляемые на материальное поощрение. С другой стороны –  ввиду того, что в условиях инфляции поток доходов уменьшается, а  поток расходов растет, собственники фирмы, если они не хотят допустить  сворачивания своего капитала, вынуждены  все большую часть чистой прибыли  направлять на развитие производства. [13, C.416]

  В основе иной политики лежит контроль за соотношением цен и заработной платы. Эта политика дает положительный эффект в краткосрочном плане (например, в США в 1951-1952 гг., в Финляндии в 1967-1971 гг.), но в долгосрочном периоде эта политика не прижилась, не стала популярной.

  Сторонники  кейнсианской трактовки инфляции, представители теорий «структурной инфляции» и «экономики предложения» в своей программе предусматривают более активное регулирующее воздействие государства, включая временное замораживание роста цен и заработной платы, налоговое стимулирование предпринимательства, сбережений населения, поддержку жизненно важных отраслей и производств.

  Другим  вариантом государственной политики в условиях инфляции является минимизация  государственного вмешательства в  игру рыночных сил при использовании  антиинфляционных мер. Ортодоксальная программа чисто монетаристского  характера предусматривает широкое  поле деятельности для рыночных регуляторов  наряду со свертыванием хозяйственной  активности государства. Примером такой  программы служит программа МВФ, принятая в России: либерализация  условий деятельности фирм на внутреннем и мировом рынках, свободные цены при ограничении роста заработной платы и поддержании плавающего курса национальной валюты. На практике борьба с высокой инфляцией в  различных западных странах используются смешанные программы, в которых  в различной степени используются рекомендации обеих программ. Рассмотрим основные экономические меры, предпринятые в США в период президентства  Рейгана. Антиинфляционная политика предусматривала  заметное сокращение социальных программ и хозяйственных государственных  расходов, ликвидацию расходов государственного бюджета и последовательное проведение жестко ограничительной кредитно-денежной политики. Целью программы провозглашалась  борьба и с высокой инфляцией, и с высокой безработицей. Таким  образом, «рейганомика» сочетала методы и концепции «экономики предложения», монетаристской и кейнсианской. В результате галопирующая инфляция была снижена до уровня 4-6% годовых при ускорении научно-технического прогресса и роста производительности труда.

  Страны  с рыночной экономикой практически  все прошли через инфляцию. Изучение их опыта дает ответ на многие вопросы. Однако в России своя специфика: отсутствие самонастраивающейся, саморегулирующейся рыночной экономической системы.[5, С. 428]

 
 
 

  1.2 Антимонопольная  политика

  Конкуренция есть самое эффективное средство достижения целей рыночной экономики  и интересов всех членов общества. Когда же предприниматели заключают  между собой гласное (или негласное) соглашение о разделе рынка или  уровне цены, то потребители вынуждены  платить большую цену за товар  и сокращать объём потребления. Цены в этом случае становятся искусственно-высокими и не все покупатели могут позволить  себе приобретать тот же самый  товар в желаемых объемах. Потребители  несут экономические убытки от подавления конкуренции. Важно и то, что устранение конкуренции нарушает равновесие спроса и предложение, что приводит к  нерациональному использованию  и без того ограниченных производственных ресурсов общества. Чтобы избежать этих негативных явлений, государство  вмешивается в рыночные процессы, используя антимонопольное регулирование: административный контроль над монополизированными  рынками, организационный механизм и антимонопольное законодательство. [4, C.7]

  Административный  контроль монополизированных рынков объединяет способы воздействия на монополизированное производство. Можно выделить, в  частности, финансовые санкции, применяемые  в случае нарушения антимонопольного законодательства. Бывают случаи, когда  фирма, уличенная в систематическом  использовании методов нечестной  конкуренции и проигравшая судебный процесс, подвергается прямому расформированию.

  Организационный механизм имеет своей целью антимонопольную  профилактику путём последовательной либерализации рынков. Не затрагивая монополию как форму производства, способы и методы такой политики государства нацелены на то, чтобы  сделать монополистическое поведение  для крупного бизнеса невыгодным. Это – снижение таможенных пошлин, отмена количественных квот, поддержка  малого бизнеса, упрощение процедуры  лицензирования, оптимизация производства, продукция которого может конкурировать  с товарами монополий, и т.д.

  Наиболее  эффективной и развитой формой государственного регулирования монопольной власти является антимонопольное законодательство. Его цель – регулирование структуры  отрасли через запрещение предлагаемых слияний крупных фирм, если оно  ведёт к существенному ослаблению конкуренции или установлению монополии.

  В хозяйственной практике российской экономики важное понятие «доминирующее  положение на рынке» хозяйствующего субъекта. Согласно определению, хозяйствующий  субъект, доля которого на рынке определенного  товара превышает ежегодно устанавливаемую  величину (которая не может быть ниже 35%), оценивается как занимающий доминирующее положение. Эту величину устанавливает Государственный  комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке  новых экономических структур (ГКАП). Для крупного слияния фирмы должны иметь разрешение ГКАП («крупным слиянием»  признается такое, при котором приобретаются  контрольный пакет акций или  более 35% акций). ГКАП может принимать  решение и о принудительном разделении хозяйствующих субъектов, взыскивая  штрафы за нарушение закона. В 1991 году был утвержден «Государственный реестр Российской Федерации объединений и предприятий – монополистов», в который включены предприятия, производящие более 35% продукции на каком-либо товарном рынке. Для этих предприятий установлена необходимость обязательного декларирования предстоящего повышения свободных цен, государственного регулирования цен республиканскими и местными органами, а также обязательное предоставление статистической отчётности по объему производства (в натуральном выражении). [12, C.356]

 

1.3 Методы борьбы  с безработицей

  Методы  борьбы с безработицей определяет концепция, которой руководствуется правительство  конкретной страны. Пигу и его последователи, считающие, что корень зла - в высокой заработной плате, предлагают:

  1.  содействовать снижению заработной платы;

  2.  разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, которого они добиваются, оборачивается ростом безработицы;

  3.  государству трудоустраивать работников, претендующих на невысокий доход, в частности, поощрять развитие социальной сферы.

  Из  рекомендаций Пигу широко применяется деление ставки заработной платы и рабочего времени между несколькими работниками. Использование частичного рабочего дня сокращает безработицу даже при сохранении неблагоприятной конъюнктуры. В мире накоплен богатый опыт борьбы с безработицей. Многие подходы к решению этой проблемы использовались на практике в конце 70-х годов, в не столь уж отдаленном прошлом, во время нефтяных кризисов. Далее будет рассмотрен взгляд на преодоление безработицы с точки зрения двух школ: кейнсианской и монетаристской.

Информация о работе Право и экономика