Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:29, курсовая работа
Экономическая деятельность проявляется в экономической функции социальной работы. В свою очередь, под экономической функцией понимается деятельность субъектов системы социальной защиты населения, направленная на создание ресурсной базы, комплекса условий, обеспечивающих средства существования и развития личности, семьи, общества в целом.
Введение
Глава 1. Роль государства в экономике
1.1 Антиинфляционная политика государства
1.2 Антимонопольная политика
1.3 Методы борьбы с безработицей
Глава 2. Система социальной защиты в рыночной экономике
2.1 Роль государства в перераспределении доходов населения
2.2 Социальная защита населения
2.3 Проблемы бедности, социального равенства и справедливости
Заключение
Список литературы
Основную
тяжесть по социальной защите несет,
конечно, государство, которое оказывает
помощь наименее социально защищенным
группам населения. Эта помощь идёт
по линии государственного социального
страхования (выплаты пенсий по старости,
инвалидности, в связи с потерей
кормильца и т.п.), а также государственного
вспомоществования. Хотя может быть
и нерегулярно, но оно охватывает
более широкую категорию
Государственный
фонд помощи безработным хотя и формируется
более чем наполовину за счет потенциальных
получателей фонда и
Частная
социальная помощь осуществляется в
разнообразных формах от простой
благотворительности до частного социального
страхования и пособий, которые
выплачивают фирмы своим
Шведская
модель поддержания
программы полной
занятости. В осуществлении программы
и мер по поддержанию занятости населения
и сокращению безработицы особого внимания
заслуживает опыт Швеции. Благодаря новым
планам и методам подготовки рабочих,
повышению их квалификации и трудоустройства
Швеция раньше других стран сумела провести
структурную перестройку промышленности.
Хотя при такой перестройке всегда возникает
структурная безработица, но здесь в результате
продуманных мер она была значительно
сокращена. Переподготовка работников
там производится в течение 18 недель специальными
организациями по договору с государством
и фирмами. Как правило, люди, прошедшие
такую переподготовку, впоследствии получают
работу. Активная политика по обеспечению
полной занятости и уменьшению до естественного
уровня безработицы подкрепляется системой
мероприятий правительства и муниципальных
органов. Из всех средств, направленных
на поддержание занятости , около ¾ расходуется
на создание рабочих мест, переквалификацию
рабочих и специалистов и осуществление
других мер, способствующих профессиональному
росту кадров. Ведь именно от этого зависит
прежде всего производительность труда,
а следовательно, и экономический рост.
Характерно, что только ¼ часть средств
расходуется на пособия по безработице,
а это как раз и свидетельствует не о пассивной
политике по отношению к данной категории
лиц, а об активном включении их в трудовой
процесс после необходимой переподготовки.
Пособия по безработице только на 15% оплачиваются
самими рабочими, а 85%- правительством
и предпринимателями. В Швеции создана
широкая сеть бюро по трудоустройству
населения, которые стремятся к тому, чтобы
предоставить человеку не временную и
неквалифицированную работу, а работу
по специальности, его склонности и интересам.
Не забыты здесь и инвалиды, а также лица
с определёнными физическими недостатками,
для которых создаются специальные так
называемые защищенные мастерские. [1,
C.57]
2.3 Проблемы бедности, социального равенства и справедливости
бедность
безработица страхование
Проблема
бедности издавна привлекала к себе
пристальное внимание социологов, экономистов,
политиков. Несмотря на разнообразие мнений,
многие видели ее причину либо в
естественных условиях существования
человечества, либо в пороках той
социально-экономической
Первая точка зрения наиболее рельефно была выражена Томасом Мальтусом, который считал бедность неизбежным результатом неизбежного несоответствия между ростом населения и уменьшающимися запасами средств для его существования, и прежде всего, продовольствия. По его мнению, поскольку народонаселение растёт в геометрической прогрессии, а средства существования – только в арифметической, это порождает бедность, неустроенность, нищету и социальные конфликты. Мальтус исходил при этом из статистических данных своего времени, когда промышленность и сельское хозяйство не обладали теми потенциальными возможностями по выпуску продукции, которыми они располагали раньше. Жизнь и развитие экономики опровергли мнение Мальтуса. Но он выдвинул важную проблему регулирования населения, контроля над рождаемостью, с которой сейчас пытаются справиться развивающиеся страны (Индия, Китай, страны Африки).
Другая
точка зрения принадлежит Карлу
Марксу. Он резко критиковал Мальтуса,
переносившего биологические
С экономической точки зрения бедность характеризуется прежде всего уровнем расходов на потребление, которые остаются весьма низкими. Обычно для этих целей устанавливается минимум материальной обеспеченности (чаще его называют прожиточным минимумом). В разных странах этот минимум различен, но все группы населения, живущие ниже этой черты, считаются бедняками. Для расчёта прожиточного минимума рассматривается так называемая потребительская корзина, куда входит набор самых необходимых и существенных для населения товаров и услуг. Хотя стоимость “потребительской корзины” со временем может меняться, но это чаще всего происходит за счёт инфляции. Важно поэтому выявить, не изменился ли набор товаров, входящих в корзину. С течением времени постепенно изменяется и само понятие бедности и её структура.
По
американским данным, например, происходит
так называемая феминизация бедности,
т.е. увеличивается число семей, во
главе которых стоят женщины.
Это объясняется многими
О степени благосостояния разных групп населения можно судить по их потребительскому бюджету. Обычно выделяют рациональный бюджет, который считается достаточным для нормальной жизнедеятельности семьи.
С ним сравниваются средний потребительский бюджет, составляющий немногим больше половины рационального, ещё ниже бюджет для пенсионеров. Самым низким считается бюджет, обеспечивающий физиологическое выживание. На другом конце шкалы находится бюджет высокого достатка, максимальной обеспеченности.
В условиях перехода к рынку в нашей стране, который сопровождается крайне высокой инфляцией, проблемы регулирования доходов и социальной защиты населения приобретают особую актуальность. Никак не контролируемая и не регулируемая деятельность коммерческих структур и многочисленных бирж и банков привела к сосредоточению денежного капитала и богатств в руках незначительной части дельцов и теневой экономики, а обвальная либерализация цен лишила большую часть населения тех небольших средств, которыми она располагала. По данным специалистов, дифференциация по доходам в России достигла такого уровня, что 10% «верхних» слоёв обладают доходом в 40 раз превышающим доход 10% «нижних» групп населения. В связи с этим остро встает вопрос об установлении справедливой фискальной политики, налаживании деятельности налоговой инспекции, упорядочении работы бирж и коммерческих банков. Между тем и законодательная, и исполнительная власть по-настоящему не анализируют причины такого разрыва в уровне доходов населения и не принимают решительных мер к лицам и учреждениям, незаконно обогащающимся за счет народа. [10, C. 365]
Ещё
хуже обстоит дело с такими мероприятиями
социальной защиты, как компенсация
и индексация доходов. Компенсация
предполагает дотации государства
на продукцию, которая является убыточной,
но крайне необходимой для населения,
в особенности наименее защищенной
его части (товары для детей, пенсионеров,
инвалидов и т.п.). Кроме дотаций
непосредственно предприятиям, практикуются
также компенсационные выплаты
соответствующим группам
Среди
разных форм индексации в условиях
инфляции особое значение приобретает
индексация стоимости жизни. Индекс
стоимости жизни является показателем
уровня благосостояния населения. Он используется
в мировой практике для сравнения
разных стран по этому показателю.
Для его определения
Первые проекты расчёта индекса цен на товары и услуги были выдвинуты Госкомстатом СССР ещё в 1990 г., но до сих пор ни в России, ни в других независимых государствах официального расчёта стоимости потребительской корзины не существует. Правда, периодически появляются такие расчёты, сделанные профсоюзами и другими общественными организациями.
В последнее время, однако, все больше стали говорить и предпринимать конкретные действия по индексации доходов населения, особенно его наименее защищенной части и лиц с фиксированной заработной платой, которые больше всего страдают от инфляции (пенсионеры, учителя, врачи, преподаватели вузов и научные работники, военные и т.д.). Хотя в условиях перехода к рынку такая индексация крайне необходима, ряд экономистов предупреждают о необходимости тщательно взвешенного подхода к этим мерам, так как увеличение государственных расходов в условиях быстро растущей инфляции может стимулировать дальнейший её рост.
Кроме
прямых государственных расходов на
социальную защиту населения необходимо
наводить другие социальные компенсаторы,
которые облегчали бы жизнь малообеспеченным
гражданам. Прежде всего, социальная помощь
должна иметь адресный характер, т.е.
оказываться действительно
Таким образом, для социальной защиты населения в условиях перехода к рынку нужна единая государственная система мер, планов и программ, закрепленная в законодательных актах, направленных на их юридическое обеспечение. [6, C.28]
Нередко приходится встречаться с мнением, что социальная защита населения, перераспределение доходов и установление определенных льгот подрывают стимулы к труду, порождают иждивенчество, заставляют надеяться на помощь со стороны государства, подрывают основы конкуренции и рынка. Иными словами, социальная справедливость и защита населения и рынок несовместимы. Действительно, мы многократно убеждались в том, что рыночный механизм не рассчитан на решение социальных программ, его задача – чисто экономическая: как наилучшим образом распределить ограниченные ресурсы, чтобы получить максимальное количество необходимой обществу продукции. Но рынок существует для людей и общества, которому небезразлично, как складывается материальное положение различных групп населения.
Вот
почему государство своей фискальной,
кредитно-денежной и социальной политикой
должно корректировать социально-экономические
перекосы, связанные с неравенством
в распределении доходов. А это
и означает, что результаты рыночного
распределения, являющиеся безразличными
к людям, должны дополняться, корректироваться
обществом в лице государства. Меры
социальной защиты не должны сводиться
к уравниловке, в противном случае
действительно подрываются
Поскольку важнейшим источником общественного богатства служит труд, то вполне очевидно, что распределение материальных благ должно осуществляться в строгом соответствии со вкладом каждого гражданина в создание этого богатства. Но для этого всем должны быть предоставлены равные возможности как в экономической, так и в социальной сферах.
Не менее очевидно, что само распределение по труду приводит к неравенству в доходах. Весь вопрос в том, чтобы такое неравенство не было чрезмерным, а тем более полученным незаконным путем. Социальная справедливость никоим образом не подрывает стимулов к труду, интереса к работе и предприимчивости. Главная ее цель – поддержать принцип распределения по труду и за счет относительного перераспределения доходов обеспечить социальную защиту наиболее уязвимым группам населения (дети, пенсионеры, инвалиды и т.д.). [2, C.125]