Правонарушение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:43, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: рассмотреть правонарушения с теоретической и практической стороны.
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
• Раскрыть понятие и признаки правонарушения, определить различные точки зрения на понятие правонарушение;
• Рассмотреть состав правонарушения, социальные свойства правонарушения;
• Охарактеризовать состояние преступности и формы борьбы с нею в современной России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3-4
Глава 1. Понятие правонарушения
(социальные и собственно-юридические аспекты)…………………………5-13
1.1. Понятие и признаки правонарушения…………………………………...5-7
1.2. Состав правонарушения.
Социальные свойства правонарушения………………………………………7-12
1.3. Причины правонарушения и точки зрения на понятие
правонарушение………………………………………………………………..12-13
Глава 2.Состояние преступности и основные формы борьбы с нею в
современной России…………………………………………………………….14-24
2.1. Состояние преступности………………………………………………….14-20
2.2. Формы борьбы с преступностью…………………………………………20-24
Заключение…………………………………………………………………………25
Источники и литература……………………….……………………………….26-27

Работа состоит из  1 файл

правонаруш.doc

— 166.50 Кб (Скачать документ)

Миллионный рубеж в России был преодолен в 1980г., Двухмиллионных в 1991г., т.е.  с интервалом в 11 лет.[15] В 1999г. было зарегистрировано 3001748 преступлений. Таким образом,  преодолен трехмиллионный рубеж меньше, чем через 11 лет.

Рассмотрим состояние преступности некоторых видов преступлений.

              Организованная преступность. Некоторые сведения о числе преступных групп, имеющих признаки организованности, по СССР, стали собираться с 1986 года. За 1986-1988 гг. было выявлено 2607 таких групп, которые совершили около 20 тыс. преступлений, в том числе 218 убийств и 285 разбойных нападений. Около 50 групп были грубо законспирированы и действовали в течении 3 и 6 лет.

              Системные сведения об организованной преступности в России появились с 1989 года.[16]

              В 1999г., например, было выявлено и расследовано 31082 деяния, совершаемых организованными группами и сообществами. Уголовные дела о совершении 30710 преступлений направлены в суд. По особо тяжким и тяжким преступлениям эти соотношения соответственно таковы: 28799 и 28653, умышленным убийствам – 387 и 387, организации преступного сообщества – 126 и 126, бандитизму – 491 и 485, вымогательству – 1178 и 1175.

Из зарегистрированных в 2000г. преступлений организованными преступниками было совершено 23015 особо тяжких и тяжких деяний, 408 преступлений против жизни и здоровья, 17 786 против собственности, 1626 – в сфере экономической деятельности, 1834 – против общественной безопасности, 1799 – против здоровья населения и общественной нравственности, 334 – против государственной власти, 198 – умышленных убийств, 143 похищение человека, 108 фактов организации преступного сообщества, 426 случаев бандитизма, 1010 вымогательств, 2760 разбоев, 504 грабежа, 7796 краж, 3350 мошенничества и т.д.

              Состояние коррупционной преступности, к ней относятся взяточничество (ст.290-291), злоупотребление должностными полномочиями (ст.285-286), служебный подлог (ст.292) и др.

Коррупция включает в себя преступления, правонарушения и проступки, связанные с использованием служебного положения в личных или групповых целях. В 1999г. зарегистрировано 47135 присвоений или растрат, 6871 факт взяточничества и 126 случаев коммерческого подкупа. В общей сложности они составили 54132 деяния.

В регионах уровень и характер общей, организованной преступности, коррупции различный (табл.1).

Уровень коррупционных деяний примерно в два раза выше уровня организованной преступности. И хотя статистически связи между организованной и коррупционной преступностью  не просматривается, в реальной преступной деятельности они тесно связаны. Организованные сообщества и группы в основном избегают уголовной ответственности благодаря коррупционным связям с властями.

 

Таблица 1.

Уровень организованной, коррупционной и общей преступности в регионах России на1999г.

(по числу преступлений в расчете на100 тыс. жителей).

 

Наименование региона

Коэфф-нт орг. преступ.

Коэфф-нт общей прест.

Коэфф-нт коррупц. преступ.

1. Северный и Северо-западный

24.0

2153.1

27.9

2. Уральский

21.9

2362.7

32.4

3. Дальневосточный

18.2

2683.2

25.4

4. Центральный черноземный

17.8

1655.6

41.2

5. Восточно-Сибирский

16.4

2594.6

31.0

6. Западно-Сибирский

16.1

2288.1

37.1

7. Волго-вятский

15.1

1896.5

36.8

8. Северо-Кавказский

15.1

1099.2

26.0

9. Южный

13.9

2272.7

30.9

10. Приволжский

13.2

1699.8

30.8

11. Центральный

11.2

1505.9

22.2

 

              Так как мы проживаем в Западно-Сибирском округе, то хотелось бы отметить уровень преступности в данном округе в 1999г. Республика Алтай занимает второе место в России после Оренбургской области по уровню организованной преступности. Он в 3,8 – 3 раза выше, чем в Кемеровской, Новосибирской, Томской, Омской областях и Алтайском крае, входящих в этот же регион. Общий же уровень преступности в субъектах является высоким и не имеет серьезных отличий. Самый высокий уровень общей и коррупционной преступности наблюдается в Новосибирской области (табл.2)[17]

Рост учтенной организованной преступности и коррупции в последние годы свидетельствует не столько об их объективном увеличении, сколько о развертывании борьбы с организованной и коррупционной преступностью в России.

                                                                                                                                 Таблица 2.

Уровень организованной, коррупционной и общей преступности в Западно-Сибирском регионе на 1999г. (по числу преступлений в расчете на100 тыс. жителей).

Наименование региона

Коэфф-нт орг. Преступ.

Коэфф-нт общей Преступ.

Коэфф-нт коррупц. Преступ.

1. Республика Алтай

50.7

2404.2

57.1

2. Алтайский край

18.5

2312.2

40.6

3. Омская область

16.0

2336.0

37.9

4. Томская область

15.4

2409.8

37.5

5. Новосибирская обл.

14.9

2704.1

54.0

6. Кемеровская обл.

13.3

1799.8

16.4


         В последние годы имеет место небывалый рост количества похищения людей. Похищение людей как относительно массовое общественно опасное явление получило развитие в Российской Федерации лишь в 90-е годы. К концу 90-х годов произошел резкий скачок этого вида преступления. Так если в 1990г. было зарегистрировано два случая похищения человека, то в 1996 – уже 823, в 1997 – 1140, а в 1998 – 1415 случаев. Такая тенденция роста похищения людей наблюдается в ряде регионов Российской Федерации, особенно на Северном Кавказе.
              В 1997-1998 гг. более чем каждое третье похищение людей, имевшее место на Северном Кавказе, приходилось на Республику Дагестан. Всего на территории Республики Дагестан по состоянию на 25 ноября 1999г. зарегистрировано 416 похищений. При этом похищено 590 человек. Из них мужчин – 433, женщин – 157, в том числе 22 несовершеннолетних, 63 сотрудника милиции, 44 военнослужащих.

          Следует отметить, что в России идет дальнейшее обострение проблемы, связанной с распространением наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. Интенсивное вовлечение населения в злоупотребление наркотиками и прогрессирующее развитие наркобизнеса приобретает масштабы, угрожающие национальной безопасности России.
Развивается нелегальное производство наркотиков, увеличивается количество незаконных посевов наркотикосодержащих растений в ряде регионов России  в искусственных условиях. Происходит интенсивная утечка в незаконный оборот лекарственных наркопрепаратов. Быстрыми темпами растет число лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков. В 1998г. количество потребителей, состоящих на учете в специализированных учреждениях Минздрава России, увеличилось по сравнению с 1997г. более чем на 31% и достигло 290 тыс. Всего же на 1997г. в стране было более 2 млн. потребителей наркотиков. Возрастает смертность от употребления наркотиков. За 1998г. она увеличилась на 29%. В 1998г. в целом по стране выявлено 190127 преступлений, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими веществами, к уголовной ответственности привлечено более 116 тыс. лиц.[18]
          И в заключение данного вопроса, хотелось бы привести статистику состояния преступности в 2000 -2001 годах в России. За 2000 год в стране зарегистрировано 2952 тыс. преступлений, тяжких и особо тяжких преступлений – 1785 тыс., краж – 1310 тыс., преступлений экономической направленности – 376,4 тыс., незаконный оборот наркотиков – 243,6 тыс. За 2000 года раскрыто 2185 тыс. преступлений.[19] Наиболее высоким остается количество осужденных за преступления в 2001 году: против жизни и здоровья граждан – 140, 6 тыс. человек; против здоровья населения и общественной нравственности – 128,6 тыс. человек; против общественной опасности – 90,2 тыс. человек; в сфере экономики – 57,5 тыс. человек.[20]

           2.2. Формы борьбы с преступностью

           Борьба с преступностью является внутренней функцией государства. Она ведется на основе национальных законов специальными правоохранительными органами.
           Формы борьбы с преступностью можно условно разделить на два уровня. Первый уровень – нормативно-правовая деятельность государства: принятие законов, указов, положений. Второй уровень – непосредственная деятельность правоохранительных органов в борьбе с преступностью: профилактика преступлений, проведение оперативно-розыскных мероприятий, изобличение виновных лиц, привлечение их к ответственности, всестороннее раскрытие преступлений.
         Министерства внутренних дел это правоохранительное ведомство традиционное осуществляет основной объем работы по выявлению и пресечению активности организованных преступных групп и группировок, борьбе с  коррупцией.[21]

         Угроза национальной безопасности, исходящая от преступности, требует консолидации усилий как ученых, так и правоохранительных органов. И в этом соединении наука должна предложить для практической деятельности наиболее эффективные способы.[22]
          В марте 1999г. в Смоленске прошла научно-практическая конференция, которая была организована по инициативе Смоленского филиала Юридического института МВД РФ при поддержке администрации и УВД Смоленской области. Конференция называлась: Проблемы укрепления законности и борьбы с преступностью на региональном уровне (наркотики и преступность). Уголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право на рубеже веков.
           На конференции с анализом ситуации в сфере незаконного оборота наркотиков выступил начальник отдела ГУ по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД РФ Харичкин О.Н. Он называет следующие задачи для борьбы с распространением наркотиков.
          1. Обеспечение дальнейшей активизации работы по выявлению и пресечению деятельности преступных групп и сообществ, действующих в сфере незаконного оборота наркотиков.
          2. Создание с целью усиления противодействия контрабандному ввозу наркотиков в страну специализированных структур при МВД.
          3. Разработка и реализация системы мер по подрыву экономической базы наркобизнеса, в том числе путем обеспечения выявления механизмов и способов отмывания денег, изъятия ценностей и денежных средств у наркодельцов.

          В марте 2000г. в Саратовской государственной академии права (СГАП) прошла научно-практическая конференция под названием «Состояние и проблемы борьбы с коррупцией и преступностью в сфере экономики». В работе конференции приняли участие преподаватели и студенты юридических вузов России.
         В своем выступлении доктор юридических наук, профессор СГАП Лопашенко Н.А. назвала комплекс наиболее важных мер государственно-правового, экономического, управленческого, законодательного и иного характера.              Среди них она называет следующие: 1) повышение эффективности всех форм собственности; 2) снижение налогового бремени; 3) совершенствование экономического законодательства; 4) усиление уголовной ответственности за экономические и коррупционные преступления; 5)широкое материальное стимулирование эффективности работы правоохранительных органов; 6)усиление правовой пропаганды экономического и уголовного законодательства.[23]       

          Хотелось бы назвать некоторые нормативно-правовые документы, которые направлены на борьбу с преступностью.
         Федеральный Закон «О борьбе с терроризмом» определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом.[24]
           Так в Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью от 18.04.1996г. №567  указаны основные направления деятельности правоохранительных органов, полномочия участников данной деятельности. Основными направлениями координационной деятельности являются: совместный анализ состояния преступности, прогнозирование, изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений; выполнение федеральных и региональных программ борьбы с преступностью; обобщение практики применения законов о борьбе с преступностью, разработка предложений о совершенствовании правового регулирования деятельности по борьбе с преступностью и др.[25]
          В приложении 1-м к Приказу МВД России от 11.09.1998г. №490, которое называется «Наставление о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» перечислены основные задачи органов внутренних дел по предупреждению преступлений.
          К основным обязанностям участковых инспекторов милиции относят: ежемесячный анализ оперативной обстановки на обслуживаемых участках, выявляют среди населения обслуживаемого участка лиц, допускающих противоправное поведение, организаторов и содержателей, привлекают население обслуживаемого участка к работе, осуществляют контроль за поведением несовершеннолетних правонарушителей, поставленных на профилактический учет.[26]
В Указе Президента РФ от 03.03.1998 года № 224 даются указания для преодоления разобщенности государственных органов в предупреждении, своевременном выявлении и пресечении правонарушений в сфере экономики.[27]
Нормативно-правовая база по обеспечению борьбы с преступностью обширна. В целом она направлена на координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, на обеспечение безопасности жизни.
Также хотелось бы рассмотреть некоторые частные проблемы, например предупреждение квартирных краж, проблема беженцев, особенно распространенных в городах. Его эффективность во многом зависит от виктимологической профилактики, т.е. от активного привлечения населения к охране собственного имущества.
Решение проблемы профилактики краж во многом достигается путем повышения профессионального уровня сотрудников. Не случайно накопленный в милиции опыт по предупреждению этих преступлений связан именно с данным направлением. Что касается борьбы с квартирными кражами, то, например, в Харькове и Петрозаводске для предупреждения и раскрытия их были созданы специализированные подразделения, благодаря оперативным действиям которых раскрываемость названных преступлений улучшилась почти на треть. Положительный опыт был накоплен также в Казани и других городах.[28]
Решение проблемы беженцев, и в частности ее криминального аспекта, способствовало бы должное выполнение постановления правительства России, принятого в марте 1992г. Оно предусматривает создание миграционной службы, которая будет учитывать и классифицировать те, кто меняет место жительства. Но эти несомненно нужные организационные мероприятия должны подкрепляться соответствующими социальными программами. Для предупреждения преступности беженцев правоохранительные органы обязаны выработать особые приемы, особую тактику.[29]
         Таким образом, правоохранительные органы ведут активную последовательную борьбу с правонарушениями, однако только они не в состоянии значительно снизить масштабы их распространения в обществе. Для этого необходимо проведение комплекса экономических, социально-политических, организационных мероприятий, направленных на укрепление экономической системы, повышения материального благосостояния, сознательности, информированности и культуры граждан, наведение порядка и стабильности в развитии общественных отношений.
          Большая роль отводится правовоспитательной работе. Граждане должны быть информированы о правовых требованиях, предъявляемых к ним государством. Для устранения некоторых правонарушений важно проведение медико-биологических мероприятий против алкоголизма, наркомании.
Необходимо повысить результативность деятельности самих правоохранительных органов, улучшить их материально-техническое оснащение. Наказание за совершенное противоправное деяние должно быть как неотвратимым, так и справедливым, т.е. соответствовать тяжести содеянного и степени вины правонарушителя.
        Итак, преступность – это массовое явление, состоящее из совокупности правонарушений, совершаемых в государстве в определенный временной период. Рост преступности сопровождается колебанием ряда ее показателей: либо увеличением темпов ее роста, либо приостановлением, а не редко и снижением активности на короткий промежуток времени. Существует два основных уровня борьбы с преступностью. Во-первых, нормативно-правовая деятельность государства (принятие законов, указов, постановление), во-вторых, непосредственная деятельность правоохранительных органов в борьбе с преступностью (профилактика преступности, проведение оперативно-розыскных мероприятий, изобличение виновных лиц, привлечение их к ответственности, и др.).


















Информация о работе Правонарушение