Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 17:18, курсовая работа
Цель моей работы состоит в комплексном изучении правоприменительных актов. Для достижения указанной цели мною были поставлены следующие задачи:
- изучить и обобщить современную научную литературу по обозначенной теме;
- проанализировать понятие, основные признаки правоприменительных актов;
- рассмотреть разновидности правоприменительных актов;
- проанализировать основные требования, предъявляемые к правоприменительным актам, изучить их функциональные характеристики, а также критерии эффективности правоприменительных актов;
- выявить проблемы соотношения актов применения права, нормативных правовых актов и актов толкования права
Введение……………………………………………………………………….....3
1. Понятие и признаки правоприменительных актов………………………….5
2. Структура актов применения права…...……………………………………..8
3. Соотношение правоприменительных актов с нормативно-правовыми актами и актами толкования права…………………………………………………...10
4. Классификация правоприменительных актов……………………………...14
5. Эффективность актов применения права……………………………...…....21
6. Требования, предъявляемые к правоприменительным актам…………….23
7. Судебные акты как особая разновидность правоприменительных актов..25
Заключение……………………………………………………………………...27
Список использованных источников и литературы………………………….29
Приложение 1. Указ Президента РФ………………………………………......31
Приложение 2. Соотношение нормативного правового акта с индивидуальным правовым актом…………………………………………………32
Приложение 3. Классификация правоприменительных актов (по О.А.Беляевой)……………………………………………………………………….....33
Министерство образования и науки РФ
федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Московская государственная юридическая академия
имени О.Е. Кутафина»
Кафедра Теории государства и права
Коваль Дарья Александровна
Правоприменительные акты
Курсовая работа
студента 4 группы, 1 курса
Института Прокуратуры
Очной формы обучения
Научный руководитель:
Доцент кафедры Теории государства и права
Кирдяшова Е.В.
Дата сдачи: __________________
Дата рецензирования: _________
Дата защиты: ________________
Оценка: _____________________
Москва
2012
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
1. Понятие
и признаки правоприменительных актов………………………….5
2. Структура актов применения права…...……………………………………..8
3. Соотношение правоприменительных актов с нормативно-правовыми актами и актами толкования права…………………………………………………...10
4. Классификация правоприменительных актов……………………………...14
5. Эффективность актов применения права……………………………...…....21
6. Требования, предъявляемые к правоприменительным актам…………….23
7. Судебные акты как
особая разновидность
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы………………………….29
Приложение 1. Указ Президента РФ………………………………………......31
Приложение 2. Соотношение нормативного правового акта с индивидуальным правовым актом…………………………………………………32
Приложение 3. Классификация правоприменительных
актов (по О.А.Беляевой)……………………………………………
Введение
Политические, экономические и социальные изменения в современном российском обществе актуализируют вопросы воплощения нормативно-правовых предписаний в жизнь. Учитывая возросшую гражданско-правовую активность граждан нашей страны, желание наиболее полно использовать свои права и обязанности в сфере имущественных и личных неимущественных отношений, вопрос об эффективном применении норм права становится исключительно важным направлением как научных исследований, так и практики1.
Результатом применения правовой нормы является принятие специального акта, содержащего юридическую оценку данного случая, и проистекающие из него выводы. Правоприменительный акт является юридическим фактом, порождающим определенные правовые последствия. Он должен быть принят управомоченным государственным органом или должностным лицом в установленном для этого процессуальном порядке и соответствовать ряду процессуальных требований.
В условиях строгой законности применение норм права является единственным каналом осуществления государственного принуждения, что само по себе говорит о его важности. В условиях же процесса построения правового государства, эта деятельность приобретает еще большую значимость.
Целью применения права является удовлетворение потребностей и интересов всего общества, а так как потребности людей постоянно меняются в соответствии с изменчивыми условиями жизни, то и правоприменители должны в своей деятельности учитывать все то новое, что необходимо для результативного регулирования различных сфер общественной жизни.
Таким образом, вопрос изучения правоприменительных актов, их специфики и структуры является на сегодняшний день очень актуальным. Именно с учетом данных обстоятельств и был осуществлен выбор темы моей курсовой работы.
В теории государства и права мало квалифицированных работ, в которых были бы исследованы правовые проблемы правоприменительных актов. В то же время исследуемая проблема заслуживает большого внимания со стороны юристов-практиков и теоретиков. Таким образом, исследование имеет как теоретическое, так и важное практическое значение, что свидетельствует об актуальности темы настоящего исследования.
Цель моей работы состоит в комплексном изучении правоприменительных актов. Для достижения указанной цели мною были поставлены следующие задачи:
- изучить и обобщить современную научную литературу по обозначенной теме;
- проанализировать понятие, основные признаки правоприменительных актов;
- рассмотреть разновидности правоприменительных актов;
- проанализировать основные требования, предъявляемые к правоприменительным актам, изучить их функциональные характеристики, а также критерии эффективности правоприменительных актов;
- выявить проблемы соотношения актов применения права, нормативных правовых актов и актов толкования права
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, основной части, включающей в себя семь пунктов, заключения и приложений в виде таблиц. Введение раскрывает актуальность выбранной темы, описывает объект и цель исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы. В основной части представлена информация, помогающая решить поставленные выше задачи. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы.
1. Понятие и признаки правоприменительного акта
Юридическим итогом правоприменительной деятельности выступают акты применения права. В настоящее время существует большое количество определений понятия «правоприменительный акт».
По мнению А. В. Мелехина, «Правоприменительный акт – это официальное предписание (веление), представляющее собой решение по юридическому делу на основе норм права в отношении конкретных обстоятельств и персонально определенного круга лиц»2.
Наиболее полным представляется определение В. В. Лазарева: «Правоприменительный акт – государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом права по конкретному юридическому делу с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав и юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их нормального осуществления».3
Несколько упрощенное определение предлагает В. Н. Хропанюк. На его взгляд, «акт применения нормы права - это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела».4
Для более глубокого понимания сущности правоприменительного акта выделяют его состав, элементами которого являются субъект (кто издает), адресат (в отношении кого вынесен документ), объект (конкретная ситуация, подлежащая разрешению), содержание (индивидуально-конкретное предписание) правоприменительного акта5.
Исходит от конкретных органов |
Носит государственно-властный характер |
Носит индивидуальный (персонифицирован-ный) характер |
Имеет определенную установленную законом форму |
Рис. 1 - Особенности акта применения норм права
Основные признаки, которыми характеризуются акты применения права, следующие:
Во-первых, акт применения нормы права имеет властный характер и охраняется принудительной силой государства. Содержащиеся в нем конкретные предписания имеют обязательное значение для всех, к кому они относятся, и могут быть реализованы принудительным путем. Например, решение суда о возвращении гражданином взятой во временное пользование вещи обязательно для исполнения. За нарушение требований этого акта гражданин несет ответственность как за нарушение нормы права, на основании которой он судим.
Во-вторых, правоприменительные акты должны быть законными, выноситься в строгом соответствии с законом, опираться на определенные нормы права. Так, приговор суда о назначении наказания лицу, совершившему преступление, может выноситься только на основании норм уголовного права. Если акт применения не соответствует закону, он должен быть отменен6.
В-третьих, акт применения - это индивидуальный правовой акт. Он относится к строго определенным лицам. Правоприменительный акт имеет силу только для данного случая и на сходные случаи не распространяется.
Индивидуальные правовые акты не содержат правовых норм. Они только конкретизируют общие предписания применительно к отдельным лицам или организациям и имеют разовое значение. В силу этого акты применения норм права к источникам права не относятся. В сборники законодательства они не включаются.
В-четвертых, акты применения норм права издаются в установленной законом форме и имеют точное наименование. Закон предусматривает строго определенный порядок издания и оформления индивидуальных правовых актов7.
Акты применения права принимаются органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении, указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.)8.
Правоприменительные акты обычно вступают в юридическую силу с момента их принятия или же по истечении определенного срока, а иногда – в специально указанный срок.
Перечисленные признаки актов применения права характеризуют их как необходимый и важнейший элемент правовой системы государства, посредством которого осуществляется закрепление и оформление решений, принятых в процессе применения права.
2. Структура актов применения права
Следует иметь в виду, что далеко не все официальные документы представляют собой правоприменительные акты (например, разного рода справки, доверенности, квитанции, накладные, платежные поручения, дипломы, аттестаты, грамоты, удостоверения личности и т.д.), так как они не подходят под указанные выше признаки. Подобные "казенные бумаги" выступают технико-операционными средствами служебных взаимоотношений между гражданами и организациями, а также последних между собой. Классический правоприменительный акт (например, приговор суда) должен обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами), т.е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т.д.). Он должен также иметь определенную внутреннюю структуру. Без некоторых элементов такой атрибутики самый важный акт может утратить свою юридическую силу.
Правоприменительные акты – документы юрисдикционного характера, имеют четкую структуру и состоят из 4-х частей9.
1) Во вводной части фиксируются наименование акта, место и время вынесения решения, наименование органа или должностного лица, которое принимает решение, предмет разбирательства, состав лиц, участвующих в деле.
2) В описательной части описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения, указывается, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и какими способами совершены действия.
3) Мотивировочная часть включает в себя анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию, ее обоснование, указание на официальные разъяснения применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель.
4) Резолютивная часть должна содержать окончательный вывод правоприменительного органа, указание на те последствия, которые вытекают из закона и данного правоприменительного акта.
Правоприменительный акт вступает в силу в целом, а не одной резолютивной частью. Однако заинтересованные лица могут добиваться изменения содержания акта в какой-либо части, не оспаривая самого вывода правоприменительного органа. Например, лицо, оправданное по суду, может обжаловать оправдательный приговор в части оснований и мотивов оправдания.10
3. Соотношение правоприменительных актов с нормативно-правовыми актами и актами толкования права
Следует подчеркнуть, что всегда необходимо строго различать правоприменительные акты, нормативные акты и акты толкования норм права.
Особенно часто смешивают нормативные и индивидуально-правовые акты. Действительно, между ними много общего:
- оба они носят категоричный и властный характер, поддерживаемый силой государственного принуждения к исполнению имеющихся в них предписаний;
- их издает (принимает) строго определенный круг специально на то уполномоченных лиц;
- они имеют четкую структуру и атрибутику, нарушение требований которой делает их недействительными;
- они напрямую регулируют общественные отношения;
- имеют одинаковую направленность на упорядочение отношений, укрепление законности и обеспечения правопорядка и др.
Вместе с тем имеются и кардинальные различия.11 Нормативно-правовой акт – это источник, из которого субъекты получают информацию о своих правах и обязанностях, об установленных правилах поведения в тех или иных конкретных ситуациях (Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Таможенный кодекс и др.). Всегда следует помнить, что нормативно-правовой акт содержит нормы права (общие, не персонифицированные, не ограниченные по времени своего действия положения), служащие основой для разрешения конкретно-индивидуальных дел.