Правоприменительные акты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 17:18, курсовая работа

Описание

Цель моей работы состоит в комплексном изучении правоприменительных актов. Для достижения указанной цели мною были поставлены следующие задачи:
- изучить и обобщить современную научную литературу по обозначенной теме;
- проанализировать понятие, основные признаки правоприменительных актов;
- рассмотреть разновидности правоприменительных актов;
- проанализировать основные требования, предъявляемые к правоприменительным актам, изучить их функциональные характеристики, а также критерии эффективности правоприменительных актов;
- выявить проблемы соотношения актов применения права, нормативных правовых актов и актов толкования права

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3
1. Понятие и признаки правоприменительных актов………………………….5
2. Структура актов применения права…...……………………………………..8
3. Соотношение правоприменительных актов с нормативно-правовыми актами и актами толкования права…………………………………………………...10
4. Классификация правоприменительных актов……………………………...14
5. Эффективность актов применения права……………………………...…....21
6. Требования, предъявляемые к правоприменительным актам…………….23
7. Судебные акты как особая разновидность правоприменительных актов..25
Заключение……………………………………………………………………...27
Список использованных источников и литературы………………………….29
Приложение 1. Указ Президента РФ………………………………………......31
Приложение 2. Соотношение нормативного правового акта с индивидуальным правовым актом…………………………………………………32
Приложение 3. Классификация правоприменительных актов (по О.А.Беляевой)……………………………………………………………………….....33

Работа состоит из  1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 4.43 Мб (Скачать документ)

Акт применения права – документ, созданный на основе нормативно-правового акта, но уже с указанием конкретных лиц, фактов, событий, времени (например, Уголовный или Трудовой кодексы и приговор суда или приказ о дисциплинарном взыскании; Положение о государственных наградах и приказ о поощрении; Положение о среднем и специальном образовании, на основании которого гражданин имеет право учиться (получить образование) и приказ о зачислении в конкретный вуз, на такой-то курс, в такую-то группу).

Кроме того, правоприменительные акты являются актами разового действия, рассчитанными на строго определенную ситуацию. Эти акты могут носить не только обязательную для акта с нормативным содержанием письменную форму, но и выражаться в форме так называемых конклюдентных действий (сигналы регулировщика например). Они могут издаваться не только компетентными должностными лицами государственных органов (учреждений, организаций), но и иных – частных, коммерческих структур.

 

Таким образом, основными отличиями нормативного правового акта от акта применения права являются следующие:

  • если нормативный правовой акт носит общий характер, то акт применения права имеет индивидуальный;
  • нормативный правовой акт призван регулировать определенный вид общественных отношений, в то же время акт применения права регулирует конкретные жизненные отношения;
  • нормативный правовой акт может применяться неоднократно, а акт применения права носит лишь разовый характер;
  • нормативный правовой акт не персонифицируется, он направлен на неопределенное количество лиц, оказавшихся в подобных жизненных ситуациях, а акт применения права сориентирован на конкретных лиц, потому что служит для разрешения конкретной ситуации;
  • нормативный правовой акт является нормативной базой правового регулирования и, таким образом, устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, а акт применения права осуществляет эти нормы, проводя общеобязательные нормативные установки в область определенных ситуаций;
  • нормативный правовой акт может действовать до тех пор, пока его не отменят, а акт применения права должен прекратить свое действие после его непосредственной реализации;
  • нормативный правовой акт определяет правовые предписания, а акт применения права лишь применяет заключающуюся в нем норму права.

В итоге можно  сделать вывод о том, что нормативный акт выступает главным правовым регулятором общественных отношений, который носит самостоятельный характер и является основной составной частью правовой системы. Акт применения права, в свою очередь, является необходимым проводником нормативно – правового воздействия, подзаконен и не несет в себе нормы права как таковой12.

 

Наконец перейдем к сравнению правоприменительных актов и актов толкования права. Акты официального толкования норм права или по-другому интерпретационные акты — акты-документы, которые содержат конкретизирующие нормативные предписания, выражающие разъяснение юридических норм. Это вспомогательные подзаконные юридические акты, конкретизирующие путем разъяснения для нужд практики нормы права и адресованные к правоприменительным органам. Акты официального толкования права — это особая разновидность юридических актов, составляющих в целом сложную иерархическую (соподчиненную) систему. Целью их принятия является установление единства в понимании и применении правовых норм, акты разъяснения, обобщающие практику регулирования общественных отношений, издают органы государственной власти, управления, судебные органы и т.д.

Акты толкования имеют некоторые общие характеристики с правоприменительными актами. Так же как и правоприменительные акты, акты толкования призваны содействовать правильной реализации права, обладают обязательностью, имеют форму, сходную с правоприменительными актами. Они содержатся в определениях Конституционного Суда, постановлениях Верховного и Высшего Арбитражного Судов, разъяснениях Центризбиркома РФ, письмах и инструкциях органов государства. Правоприменительные акты играют подчиненную по отношению к актам толкования роль. Акты толкования находятся в этом смысле ближе к нормативному акту. В правоприменительной деятельности приходится руководствоваться в том числе и актами толкования права.

Различие между этими актами состоит в том, что акты применения осуществляют индивидуальное регулирование, а акты толкования призваны лишь объяснять, разъяснять содержание, характер и направленность требований нормативного акта13.

В ходе изучения мною были выявлены схожие черты актов применения права с нормативно-правовыми  актами и актами толкования права, одновременно с этим данные правовые акты имеют ряд существенных различий, что обуславливает их выделение в отдельные группы правовых актов.

 

 

 

 

4. Классификация правоприменительных актов

 

Правоприменительные акты принимают практически все  органы государства  в различных сферах общественной жизни, в связи с урегулированием различных жизненных ситуаций, что и обусловливает их разнообразие. Поэтому классификация правоприменительных актов на виды может проводиться по различным основаниям.

1. Основным критерием классификации правоприменительных актов, принятым в юридической литературе, является форма регулятивного воздействия на общественные отношения. В зависимости от указанного критерия акты применения права делят на исполнительные и правоохранительные.

Так, исполнительные акты направлены на организацию исполнения содержащихся в нормах права предписаний применительно к конкретному лицу или случаю. Они предопределяют возникновение конкретных прав и обязанностей лиц в связи с их правомерным поведением. К ним относятся: акт регистрации брака, приказ о повышении в должности, о присвоении воинского звания и пр.

Правоохранительные акты предназначены для охраны существующих норм права от возможных нарушений. Они издаются, как правило, или в связи с предупреждением совершения правонарушения, в профилактических целях, или же при совершении правонарушения. Таковыми, в частности, являются акты следственных, судебных, прокурорских и ряда других органов14.

Существуют  и иные критерии классификации актов  применения права. Они широко используются для более глубокого изучения, как самих этих актов, так и  правоприменительной практики в целом.

           2. В зависимости от субъектов, осуществляющих применение права, имеются властные акты, издаваемые государственными органами, и акты такого же характера органов местного самоуправления общественных организаций. В свою очередь акты государственных органов подразделяются на самостоятельные виды: индивидуальные акты органов законодательной власти; акты высших органов государственного управления; акты министерств, госкомитетов и ведомств; акты администрации предприятий и учреждений; акты контрольных и надзорных органов; акты суда и прокуратуры, арбитража, нотариата.

Каждый из указанных  органов осуществляет свои особые функции, что находит отражение в специфике  содержания и формы принимаемых  ими актов.

3. По предмету правового регулирования, т.е. по отраслям применяемых норм различают:

- Акты конституционно-правовые

- Акты административно-правовые

- Акты уголовно-правовые

- Акты применения материального и процессуального права 

4. По функциональному признаку, т.е. по их месту в механизме правового регулирования, выделяют два вида:

- Акты-регламентаторы, определяющие субъектов конкретного отношения; указывающие объем их субъективных прав и юридических обязанностей; предусматривающие моменты возникновения конкретного правоотношения, условия его развития и прекращения

- Правообеспечительные акты, которые также выполняют известную роль в индивидуальном регламентировании общественных отношений; их функции состоят главным образом в том, чтобы на основе властных полномочий компетентных органов обеспечить реализацию правоотношений и, следовательно, достижение целей правового регулирования.

5. По способу принятия:

- коллегиальные (например, постановление Государственной Думы о создании согласительной комиссии); 

- единоначальные (приказ директора предприятия о принятии на работу сотрудника).15

 

6. По своему юридическому значению:

 

- основные акты - это акты, которые содержат веление, выражающее конечное решение юридического дела (решение суда по гражданским делам, приговор, решения органа социального обеспечения о назначении пенсии).

- вспомогательные - это акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных или же направленные на них осуществление (протоколы осмотра места происшествия, очной ставки, постановление суда о назначении медицинской экспертизы, о наложении ареста на имущество для обеспечения иска и др).

 

7. В соответствии с тем, какие юридические последствия вызывают акты применения их можно разделить:  правообразующие;  правоизменяющие; правопрекращающие (например, приказ ректора о зачислении в вуз,  о переводе с одной формы обучения на другую в том же вузе, об отчислении из вуза).

Такое деление является условным, поскольку один и тот  же акт может вызвать все указанные  последствия

8. По характеру содержащегося в них решения акты применения права бывают обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

- Обязывающие акты применения права предписывают субъектам, которым они  адресованы, совершение определенных действий. Это — все виды плановых заданий, большинство актов, относящихся к оперативной деятельности органов управления, судебные и арбитражные решения о взыскании сумм, приговоры, обязывающие к отбытию наказания, и др.

- Запрещающие правоприменительные акты близки по своей сути к обязывающим, так как запрет есть не что иное, как обязанность не совершать определенные действия. Но именно по этому пассивному характеру предписываемого поведения можно отграничить запрещающие акты от обязывающих. Примерами таких актов могут служить решения различных инспекций — пожарной охраны, санитарно-эпидемиологической службы, архитектурно-строительного контроля и др.,— запрещающие эксплуатацию или строительство предприятий и сооружений в случаях нарушений соответствующих правил, приговоры, запрещающие осужденным занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, и т. д.

- Управомочивающие акты имеют главным содержанием наделение их адресатов — граждан и организаций — определенными правами. По аналогии с соответствующими нормами содержащиеся в таких актах предписания «могут трактоваться как «веления», «приказы», адресованные надлежащим органам, обязанным охранять права, закрепленные этими нормами, обеспечивать осуществление этих прав». Среди управомочивающих правоприменительных актов можно выделить такие акты, на основании которых у их адресатов возникают права, до того не существовавшие. Это —акты о распределении материальных и финансовых .ресурсов, о предоставлении жилой площади, о награждении, премировании и др.16

 

              9. По времени действия акты могут быть:

 

однократного (одномоментного) действия (например, штраф, взимаемый контролером за безбилетный проезд)

длящегося действия (например, выплата назначенной пенсии, регистрация брака, зачисление в вуз).

          10. По форме внешнего выражения акты применения права подразделяются на:

- Акты-документы

- Акты-действия 

Правоприменительный акт-документ – это надлежащее оформленное  решение компетентного органа, составленное в письменном виде, поскольку требуется  строгая определенность в фиксации, например, фактических обстоятельств расследуемого дела, применении мер государственного принуждения и т.д. Все это позволяет точно установить содержание акта, проверить законность и обоснованность его издания.

Акты-документы  имеют различную структуру, что обусловлено положением правоприменительного органа и значением рассматриваемых вопросов, а также юридической силой решения и процедурой его принятия.

По  структуре их можно разделить на акты-документы:

·     Включающие все четыре его составные части – вводную, описательную (констатирующую), мотивирочную и резолютивную (приговор или решение суда, другие юрисдикционные акты)

·     Состоящие из трех частей – вводной, описательной, резолютивной, что характерно для следственных и административных протоколов

·     Содержащие две части – вводную и резолютивную (акты-разрешения на совершение определенных действий)

·     Не имеющие указанных разделов, за исключением резолютивной части (резолюции «утвердить», «оплатить», «исполнитель» и т.п., наложенные должностным лицом на соответствующих документах).

По  наименованию правоприменительные акты-документы подразделяются на постановления, приказы, указания, представления, резолюции, указы Президента о награждении, о помиловании, протоколы, решения, разрешения, предупреждения, предписания, приговоры и др.

Правоприменительные акты-действия делятся на словесные  и конклюдентные.

Словесные акты применения права-действия – это, к примеру, устные распоряжения руководителя органа, отдаваемые подчиненным и т.п.

Конклюдентные правоприменительные акты-действия совершаются посредством сочетания определенных жестов, движений и тому подобных действий, явно и наглядно выражающих решение субъекта применения права (жесты милиционера, осуществляющего регулирование движения транспорта и пешеходов).

Как и письменные, правоприменительные акты-действия обладают властной силой и влекут юридические последствия. Отказ  от выполнения или ненадлежащее их выполнение может повлечь дисциплинарную, административную, материальную, уголовную ответственность.

Информация о работе Правоприменительные акты