Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:14, курсовая работа
Объект курсовой работы: общественные отношения, складывающиеся вокруг построения системы правового сознания и правового воспитания населения, формирования взглядов на профессиональное правосознание.
Предмет курсовой работы – нормативные правовые акты, касающиеся определения правовых границ правосознания, а также концепции, идеи, теории ученых и практиков, занимающихся проблемами правового сознания.
Цель работы: изучение правосознания как формы общественного сознания.
Введение………………………………………………………3
1.Понятие, структура и виды правосознания……………….4
1.1.Понятие правосознания…………………………………4
1.2.Структура и виды правосознания………………………6
2.Правосознание, правовая культура и деформация правосознания………………………………………………………13
2.1.Сущность правовой культуры………………………….13
2.2.Соотношение правосознания и правовой культуры….15
2.3.Деформация правосознания…………………………….20
Заключение……………………………………………………23
Список использованной литературы………………………..25
26
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………3
1.Понятие, структура и виды правосознания……………….4
1.1.Понятие правосознания…………………………………4
1.2.Структура и виды правосознания………………………6
2.Правосознание, правовая культура и деформация правосознания……………………………………………
2.1.Сущность правовой культуры………………………….13
2.2.Соотношение правосознания и правовой культуры….15
2.3.Деформация правосознания…………………………….20
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………..25
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим признаком правового государства, показателем его становления, выступает состояние правовой культуры общества, которая во многом определяется уровнем его правового сознания, развитием демократических институтов, предполагающих социально-правовую активность граждан. Значительность данной темы с точки зрения теории права несомненна. Вот почему в настоящее время чрезвычайно актуальным становится создание эффективной системы формирования правового сознания и правовой культуры населения.
Объект курсовой работы: общественные отношения, складывающиеся вокруг построения системы правового сознания и правового воспитания населения, формирования взглядов на профессиональное правосознание.
Предмет курсовой работы – нормативные правовые акты, касающиеся определения правовых границ правосознания, а также концепции, идеи, теории ученых и практиков, занимающихся проблемами правового сознания.
Цель работы: изучение правосознания как формы общественного сознания.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие правосознания;
- изучить его структуру и виды;
- определить понятие правовой культуры;
- рассмотреть соотношение правосознания и правовой культуры.
Курсовая работа состоит из двух глав, каждая из которых подразделяется на два пункта.
Основой курсовой работы послужили труды Перевалова В.Д, Марченко М.Н., Малько А.В., Матузова Н.И., Лазарева В.В., Комарова С.А, а так же учебные пособия и статьи.
1.ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ВИДЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ
1.1.Понятие правосознания
Правосознание входит в систему общественного сознания и является одной из его форм. Существуют различные формы общественного сознания, такие как философское, политическое, нравственное, религиозное и др., с которыми правосознание находится в тесном взаимодействии.
Правосознание представляет собой структурное образование общественного сознания, которое подчиняется общим для всех его элементов закономерностям формирования и функционирования, но одновременно обладает специфичностью, позволяющей рассматривать его как относительно самостоятельное образование, занимающее в структуре общественного сознания свое, особое место и выполняющее только ему присущие функции. Будучи специфической формой сознания, правосознание имеет свой особый предмет отражения и объект воздействия. Предметом отражения правосознания являются реальные общественные отношения, требующие правильного регулирования, само право, его функционирование, поступки людей в сфере права, а также правовые явления, возникающие в связи с действием правовых норм. Причем это отражение обладает той спецификой, что оно происходит на фоне сложившихся в обществе правовых реалий, на основе действующих юридических понятий о правах и обязанностях членов общества и т.п. Все они в совокупности подвергаются анализу и оценке. Следовательно, правосознание не только отражает юридическую действительность, поведение людей в сфере права, но и участвует в регулировании поведения, а также в определении тех отношений общественной жизни, которые объективно нуждаются в правовой регламентации. [6, c.93]
Правосознание – это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права.
Оно, как видно, охватывает отношение людей к действующему праву, его оценки как справедливого или несправедливого, пожелания совершенствования права, принятия правовых норм, отвечающих потребностям общества, а так же оценку действий людей и учреждений в сфере права как правомерных, так и противоправных. То есть правосознание является элементом процесса как формирования права, так и его реализации. Правосознание, таким образом, выполняет ряд важных социальных функций. В юридической литературе изложены разные подходы к их классификации. С учетом суждений многих авторов можно выделить следующие функции правосознания: познавательно-оценочную, регулятивную, прогностическую (моделирования).
Познавательно-оценочная функция правосознания связана с отражением в сознании человека правовой действительности. В результате мыслительной деятельности индивиды познают и анализируют реальную правовую жизнь, приобретают правовые знания, вырабатывают правовые воззрения, представления и т.д. На основе полученных знаний они в процессе сложной психической деятельности оценивают действующее право, поведение людей в сфере права, работу юридических учреждений, свое собственное поведение. Познавательно-оценочные процессы рождают волевые установки личности к соответствующему поведению, т.е. готовность поступать определенным образом.
На основе правовых установок и ценностных ориентации, сопоставления своего поведения с правовыми установлениями осуществляется регулятивная функция правосознания, возникает побуждение к правомерному или противоправному поведению.
Прогностическая функция (моделирования) состоит в формировании определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально-необходимые. Она заключается в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы закрепленные в них права и обязанности эффективно регулировали общественные отношения. Нормы права по существу являются продуктом правосознания. Выступая идейным источником права, правосознание и выполняет прогностическую функцию.[9,c.183]
1.2.Структура и виды правосознания
По своей структуре правосознание представляет собой сложное образование, в котором ученые-правоведы традиционно выделяют три элемента:
- правовую идеологию;
- правовую психологию;
- правовую мораль.
Выделяя указанные элементы, следует помнить, что это условное структурирование, которое используется в целях более глубокого познания данного явления. В реальности же правосознание выступает как целостное явление.
Под правовой идеологией понимается совокупность правовых теорий, идей, взглядов на право, оценок и представлений о праве. В правовой идеологии отражение правовой жизни происходит на теоретическом, достаточно обобщенном и абстрактном уровне, на основе глубокого анализа правовых явлений. Содержание правовой идеологии обуславливается многими факторами:
- достигнутым уровнем социально-экономического развития;
- уровнем правовой системы и систем государственной власти;
- социальной структурой общества;
- соотношением интересов различных социальных групп;
- национальными традициями.
Среди элементов правовой идеологии главенствующее положение занимают правовые идеи. В них фиксируются не только отношения к существующему действующему праву, но и пожелания или представления того, каким оно должно быть. Большинство исследователей права считает, что в условиях формирования правовой государственности ведущими компонентами правовой идеологии должны быть идеи установления и функционирования демократических процедур, обеспечения прав и свобод граждан, связанности государства правом.[15,c.85]
Правовая психология включает в себя различного рода чувства, переживания по поводу функционирующего права, справедливого или несправедливого применения правовых норм, нарушения законов, их соблюдения и т.д. Эти чувства могут выражать одобрение, радость, удовлетворение в отношении справедливых законов, правопослушного поведения людей. И наоборот, эти чувства могут выражать недовольство, возмущение, гнев по поводу несправедливых законов, произвола чиновников, беззакония, совершаемых преступлений. Правовая психология возникает под непосредственным воздействием повседневных условий практической жизни. Причем реакция на различные правовые явления вырабатывается у человека не только под влиянием особенностей его индивидуального сознания и условий жизни, но и в результате его взаимодействия с другими людьми. Правовая психология не поднимается до уровня теоретических обобщений, не способна проникнуть глубоко в сущность правовых явлений. Но она является начальной формой правовой идеологии, почвой, на которой правовая идеология вырастает.
С известной долей условности в качестве составного элемента правосознания можно выделить правовую мораль. Это представление людей о действующем праве, его реализации и развитии с точки зрения их моральных убеждений. Специфика правового сознания в том и состоит, что оно воспринимает и воспроизводит реальные жизненные процессы через нравственные представления, требования о добром и справедливом. Оно с позиций этих моральных принципов, требований оценивает правовые установления, правовую деятельность.
В юридической литературе встречаются и иные подходы к структуре правосознания. Выделяются, например, поведенческие элементы, к которым относятся юридические мотивы поведения внутренние установки и готовность действовать. Однако вряд ли правильно процессы мотивации, формирования в сознании человека установок к действию относить к сфере поведения. Они относятся к сфере психической, мыслительной деятельности человека, к сфере его сознания. Поведение же выходит за рамки этой деятельности, является ее результатом. Оно проявляется в объективно внешне выраженном деянии и, таким образом, не может быть элементом правосознания. Мотивы, внутренние установки к действию полностью охватываются правовой идеологией и правовой психологией. [2,c.372]
По своей природе правосознание как система представляет собой сложную структуру мыслительных, эмоциональных, волевых процессов на уровне индивидов, социальных групп, общества в целом. Причем эти процессы могут, как восходить к теоретическим обобщениям, формировать правовые идеи общества, идеологию соответствующих социальных групп, так и находиться на уровне правовых чувств, эмоций и др. Это предопределяет возможность деления правосознания на различные виды. В зависимости от уровня, глубины знания права, его особенностей как регулятора общественных отношений правосознание можно классифицировать на обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и профессиональное.
Обыденное правосознание складывается под влиянием непосредственных жизненных обстоятельств, стихийно, на основе конкретных условий жизни человека, его жизненного опыта, повседневных факторов. Нередко оно носит характер довольно упрощенных, поверхностных суждений о праве и отражает непосредственно житейски-воспринимаемые конкретные правовые явления. Наибольшую роль в обыденном правосознании играют психологические элементы, т.е. чувства, эмоции, переживания.
Научное (теоретическое) правосознание в отличие от обыденного формируется на основе глубоких исследований социальной действительности, широких правовых обобщений. Оно представляет собой теоретическое осмысление права и правовых явлений. Именно научное правосознание является непосредственным источником правотворчества, служит совершенствованию юридической практики. Содержание научного правосознания составляют в основном правовая идеология, система теоретических правовых знаний.
Профессиональное правосознание представляет собой специализированное правосознание юристов. Для юриста умение научно мыслить о праве является его профессиональным отличием. Особенности профессионального правосознания проявляются в восприятии данной профессиональной группой ценностей права в комплексе, умении анализировать правовую действительность на уровне теоретических обобщений, принимать правильные решения и грамотно осуществлять реализацию права, активно влиять на позитивное восприятие другими гражданами права, правового регулирования и т.п.
По субъектам правосознание подразделяется на индивидуальное, групповое и общественное (общесоциальное). Это деление условно. Индивидуальное и групповое правосознание носит общий характер, общесоциальное и групповое – не существует вне индивидуального сознания. [6,c.265]
Общественное правосознание выражает правовые воззрения большинства или всех членов общества. Оно обобщает правовые воззрения, принадлежащие любому человеку, как бы фильтруя их сквозь призму сложившихся традиций, культуры общества, уровня нравственности, правовых достижений. Общественное правосознание, с одной стороны, проявляется в концептуально оформленных идеях, принципах, понятиях, отражающих оценку роли права в жизни общества, как достижения культуры человечества. Это высокий уровень обобщения многоаспектных проявлений права, показывающий его ценность и важность для обеспечения жизнедеятельности общества. Оно проявляется и в теоретических разработках по совершенствованию правового регулирования и т.д. Такое проявление общественного правосознания отнюдь не всегда исходит от официальных властей или реально ими поддерживается. Новые правовые идеи чаще всего исходят от научных кругов, прогрессивных государственных деятелей, а также характерно для тех обществ, где в достаточной степени сформирована правовая государственность. С другой стороны, общественное правосознание проявляется в массовых представлениях о праве. Такие представления могут носить неглубокий характер, но в целом благоприятный для функционирования и развития права. Однако они могут отражать и нигилистическое отношение к праву.
Таким образом, общественное правосознание аккумулирует в себе весь спектр воззрений на правовую реальность, ее оценки индивидами, социальными группами, включая высокий научный уровень и широко распространенные, но поверхностные, упрощенные представления о праве.
В этой связи представляется не совсем верным отождествление некоторыми авторами общественного и массового правосознания[3;c.478].
Общественное правосознание действительно не является некоей суммой представлений о праве всех членов общества в отдельности. Видимо, оно выражает в большей степени наиболее общие, совпадающие оценки права и правовых явлений. Однако верно и то, что общественное правосознание не может существовать вне индивидуального. Следовательно, на его формирование влияют как массовые, весьма общие представления о праве, так одновременно и представления научные, высокого уровня, носителями которых является относительно небольшая группа членов общества. Массовое правосознание, очевидно, представляет собой определенную сторону, грань, определенный аспект общественного правосознания, но все же не является им самим.
Информация о работе Правосознание как форма общественногого сознания