Правосознание как форма общественногого сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:14, курсовая работа

Описание

Объект курсовой работы: общественные отношения, складывающиеся вокруг построения системы правового сознания и правового воспитания населения, формирования взглядов на профессиональное правосознание.
Предмет курсовой работы – нормативные правовые акты, касающиеся определения правовых границ правосознания, а также концепции, идеи, теории ученых и практиков, занимающихся проблемами правового сознания.
Цель работы: изучение правосознания как формы общественного сознания.

Содержание

Введение………………………………………………………3
1.Понятие, структура и виды правосознания……………….4
1.1.Понятие правосознания…………………………………4
1.2.Структура и виды правосознания………………………6
2.Правосознание, правовая культура и деформация правосознания………………………………………………………13
2.1.Сущность правовой культуры………………………….13
2.2.Соотношение правосознания и правовой культуры….15
2.3.Деформация правосознания…………………………….20
Заключение……………………………………………………23
Список использованной литературы………………………..25

Работа состоит из  1 файл

курсовая по тгип.doc

— 130.50 Кб (Скачать документ)

Правовая культура характеризуется состоянием пра­восудия, законности и правопорядка. В нее входят ценно­стные ориентации общества, социальных групп и слоев населения, а также индивидов, имеющие юридическое значение. Они концентрируются в правосознании. Наи­высшими среди них являются ориентация на общечело­веческие ценности, а их ядром - человеческая личность с ее естественными правами.

 Правовая культура личности тесно связана с право­сознанием. В то же время она шире правосознания, по­скольку включает в себя помимо правовой психологии и правовой идеологии еще и юридически значимое пове­дение.

 Не все, что относится к области права и правовой действитель­ности, можно считать ценностью в конкретных исторических условиях. И сама правовая культура представляет собой цен­ность в той мере, в какой позволяет людям пользоваться блага­ми свободы и справедливости, служит обеспечению достоинства личности, участвует в достижении достойного и достаточного уровня жизни.[11,c.201]

 

 

 

2.3.Деформация правосознания

 

Деформации подвержены все без исключения сферы правового осознания действительности гражданами. Она вторгается в область правовых знаний, которыми граждане располагают, разрушает их установки, чувства, убеждения в правовой области, проникает в содержание правового мировоззрения, в самое ткань их правовой идеологии.

Деформация правового сознания предполагает некоторый изначальный запас правовых по своей природе взглядов, знаний, установок, которые в силу различных причин превратились в какие-то иные, неправовые конструкции или остались правовыми лишь номинально или частично. Конечно, правовое сознание индивидов может, дойдя по крайней степени искажения, превратиться и в преступное сознание, однако такая метаморфоза редко встречается в чистом виде. Преступное сознание есть сознание, несущее в себе принципиальное отрицание исходной идеи права.

Как и всякое иное социальное явление, деформация правосознания имеет свой генезис, содержание, формы и способы проявления. Она может проявляться в относительно мягких формах или, напротив, принимать уродливый и крайне опасный характер.[13,c.230]

Можно выделить несколько распространенных форм деформации индивидуального правосознания.

 Правовой инфантилизм — наиболее мягкая форма искажения правового сознания, заключащаяся в несформированности, недостаточности правовых знаний, установок.

Пробельность правосознания населения широко распространена. При этом имеется в виду не столько неполнота правовых познаний граждан, сколько пробельность в главном, когда из целостной системы выпадают существенные ее элементы и прежде всего позитивное отношение к закону и другим правовым ценностям.

Правовой нигилизм — осознанное игнорирование требований закона, исключающее, однако, преступный умысел. Указание на преступный умысел здесь необходимо для того, чтобы отграничить правовой нигилизм от других форм деформации, находящихся уже за пределами сферы права как такового. По нашему мнению, игнорирование закона с преступной целью, а также преступное законодательствование и т.п. — явления, которые представляют собой самостоятельные формы деформации правосознания.

Явление правового нигилизма следует, без сомнения, отнести к наиболее распространенным и укоренившимся формам деформации правосознания населения. Одни ученые определяют правовой нигилизм как активную противоправную тенденцию личности (И. И. Карпец, А. Р. Ратинов). Другие говорят о таком уровне дефектности правового сознания, который характеризуется нигилистическим отношением к праву в целом, убеждением, что руководствоваться надо не правом, а своими желаниями и интересами (А. И. Долгова). Третьи указывают, что правовой нигилизм проявляется в полном неверии в потенциальные возможности права (В. А. Туманов).

Отрицание того, что требует закон, может происходить как в скрытой, так и открытой форме и мотивироваться в каждом отдельном случае самыми различными соображениями.[6,c.95]

Самой тяжелой формой деформации правосознания граждан является феномен его перерождения. Природа этого опасного явления принадлежит одновременно к числу и самых сложных с исследовательской точки зрения.

По нашему мнению, «перерожденческое» сознание следует рассматривать как крайнюю степень искаженного, дефектного правосознания или же как явление, хотя и находящееся за пределами последнего, но где-то совсем рядом с ним. Перерождение во многих своих чертах сходно с правовым нигилизмом. И в том, и в другом случае правовое начало сознательно отрицается, игнорируется. Однако, как показывает практика, отрицание отрицанию рознь. От правового нигилизма в чистом виде перерожденческое сознание отличается не только степенью общественной опасности, но и мотивацией. Перерожденческое правосознание основано на сознательном отрицании закона по мотивам корысти, жестокости, алчности и т.п.

Основной формой перерождения правосознания индивидов является совершение ими различных преступлений.

Рассматривая различные формы деформации правосознания населения, нельзя не увидеть одну общую их черту — недостаток, а часто и атрофию нравственного чувства. Иными словами, состояние правосознания граждан в большей мере, чем какими-либо факторами, предопределяется состоянием их нравственного здоровья.

Всем рассмотренным формам деформации подвержено и профессиональное правосознание работников правоохранительных органов. Например, по данным собственного социологического исследования заключаю, что к разновидностям правового нигилизма сотрудников органов внутренних дел относятся: установка на правоохранительное бездействие и непринятие необходимых по закону мер, административный зуд, произвольное толкование закона. Наиболее распространенными формами перерождения являются: совершение преступлений, как связанных, так и несвязанных с использованием своих служебных полномочий, сращивание с преступными элементами. При этом широкое распространение получают: следование клише на обвинение (обвинительный уклон), установка на непогрешимость собственных актов и действий, стереотип закрытости, социальной засекреченности, ориентация на ужесточение наказания.[14,c.167]

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В итоге исследования темы курсовой работы «Правосознание как форма общественного сознания» можно сделать следующие выводы:

Правocoзнаниe – это по сути отражение правовой действительности в сознании человека. Правосознание формируют, во-первых, юридические знания человека. Во-вторых, оценочные отношения к праву как целостному явлению, к правореализации, законодательству, правовым гарантиям и т.п. В-третьих, правосознание формируют правовые установки и ценностные ориентации людей, регулирующие их поведение в юридически значимых ситуациях.

Правосознание есть важный фактор развития законодательства, стабильности правопорядка, реальности прав и свобод граждан. Современное правосознание свидетельствует также о высокой общей правовой культуре личности, делает её полноценным участником разнообразных правоотношений.

По своей структуре правосознание представляет собой сложное образование, в котором ученые-правоведы традиционно выделяют три элемента: правовую идеологию, правовую психологию, правовую мораль.

Различные формы проявления общественного правосознания есть результат сложного взаимодействия человека как члена общества и самого общества. В целом общественное правосознание отражает позитивные оценки правовой организации общества, стремление к ее усовершенствованию.

Правовая культура общества является условием обеспечения свободы, безопасности личности, прав человека, гарантом его правовой защищенности, гражданской активности. Она "заставляет" власть придать правовому статусу человека юридическую значимость, обеспеченность законом и судом.

Связь правосознания с правовой культурой проявляется в том, что от ее определенного уровня зависит качество правосознания, которое может быть обы­денным или научным.

Деформация правового сознания предполагает некоторый изначальный запас правовых по своей природе взглядов, знаний, установок, которые в силу различных причин превратились в какие-то иные, неправовые конструкции или остались правовыми лишь номинально или частично. Конечно, правовое сознание индивидов может, дойдя по крайней степени искажения, превратиться и в преступное сознание, однако такая метаморфоза редко встречается в чистом виде. Преступное сознание есть сознание, несущее в себе принципиальное отрицание исходной идеи права.

Подводя итог сказанному выше, необходимо отметить, что в работе рассмотрены далеко не все вопросы, касающиеся правосознания. Но даже рассмотренные аспекты теории наглядно демонстрируют важность этого раздела теории государства и права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Алексеев С.С. Проблемы теории права: Курс лекций. Свердловск, 2003.

2.Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности // Вопросы образования. 2004. № 2. С. 46-68.

3.Венгеров А.Б. Теория государства и права, – М.: Новый юрист, 2007.

4.Григонис Э.П. Теория государства и права: курс лекций СПб 2007.

5.Ильин И.А., О сущности правосознания, М., 1993 г.

6.Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: учебник для вузов М 2005.

7.Мазутов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2007.

8.Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2006.

9.Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности: Учебное пособие. М.: Юрист, 2008.

10.Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства. М.: Норма – Инфра – М, 2006.

11.Общая теория государства и права: учебник для юридических вузов / под радакцией А.С. Пиголкина. М 2006.

12.Общая теория права: Курс лекций // Под ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 2005.

13.Перевалов В.Д. Теория государства и права – М.: Норма. 2008.

14.Рябко И.Ф. Правосознание и правовое воспитание масс. Р-н-Д 1969 г. Изд.Ростовского Университета.

15.Серебрякова М.Ю. Личность в правовом государстве // Юридическая газета. №11.

16.Фридмен, Л. Введение в американское право / М.,1993.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Правосознание как форма общественногого сознания