Правосознание как форма общественногого сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:14, курсовая работа

Описание

Объект курсовой работы: общественные отношения, складывающиеся вокруг построения системы правового сознания и правового воспитания населения, формирования взглядов на профессиональное правосознание.
Предмет курсовой работы – нормативные правовые акты, касающиеся определения правовых границ правосознания, а также концепции, идеи, теории ученых и практиков, занимающихся проблемами правового сознания.
Цель работы: изучение правосознания как формы общественного сознания.

Содержание

Введение………………………………………………………3
1.Понятие, структура и виды правосознания……………….4
1.1.Понятие правосознания…………………………………4
1.2.Структура и виды правосознания………………………6
2.Правосознание, правовая культура и деформация правосознания………………………………………………………13
2.1.Сущность правовой культуры………………………….13
2.2.Соотношение правосознания и правовой культуры….15
2.3.Деформация правосознания…………………………….20
Заключение……………………………………………………23
Список использованной литературы………………………..25

Работа состоит из  1 файл

курсовая по тгип.doc

— 130.50 Кб (Скачать документ)

В реальной жизни общественное правосознание проявляется, прежде всего, в правовой идеологии, в юридической науке, в законодательстве. Но оно одновременно проявляется и в массовых воззрениях на право, в том числе в прессе, в искусстве, в обыденных житейских поступках. Последние являются волевыми актами индивидов, но они обусловлены социально-правовой средой, в которой действует человек.

Различные формы проявления общественного правосознания есть результат сложного взаимодействия человека как члена общества и самого общества. В целом общественное правосознание отражает позитивные оценки правовой организации общества, стремление к ее усовершенствованию.

Индивидуальное правосознание — это представление о праве, законности, правопорядке, о правовых требованиях отдельного человека, индивида. Между общественным и индивидуальным правосознанием существует тесная взаимосвязь. Они взаимно дополняют и обогащают друг друга. Однако определяющее значение принадлежит общественному правосознанию. Ибо оно играет существенную роль в формировании индивидуаль­ного правосознания, которое происходит в процессе общей и правовой социализации личности. Правовое сознание индивида отражает юридическую действительность, но с учетом уже имеющихся представлений об общественных отношениях в сфере права. Индивид, взаимодействуя с социально-правовой средой, на макро- и микроуровнях воспринимает уже сложившиеся формы правовой жизни и усваивает их с учетом своих личных качеств.[12,c.237]

Сильное влияние общественного правосознания на формирование индивидуального не означает, однако, что последнее во всех случаях с ним совпадает. Правосознание отдельных индивидов может находиться и в противоречии с общественным, ибо оно зависит от многих социальных факторов, от качеств самой личности, уровня ее образованности, моральных принципов и др.

По признаку субъектов в юридической литературе выделяется и групповое правосознание, под которым понимаются воззрения на право, и правовую практику различных социальных групп. Оно отражает общие интересы и потребности соответствующей социальной группы в их соотношении с интересами общества в целом.[5,c.371]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

2.2.Сущность правовой культуры

 

Правовая культура есть важная составляющая куль­туры вообще, то есть культуры в общесоциальном смысле. Последняя имеет множество определений, из кото­рых в контексте данной темы предпочтительным пред­ставляется понимание культуры как способа организа­ции жизни общества на том или ином отрезке истории. Культуру можно изучать на "макроуровне", то есть сквозь призму общества в целом, и на "микроуровне" как отражение культурной организации общества в со­знании человека.

Правовая культура "в целом" есть способ организа­ции правовой сферы жизни общества, сложившаяся социальная практика в этой облас­ти. Американский профессор Л. Фридмэн справедливо видит в правовой культуре то, "что движет правовым процессом". Он сравнивает ее с "общественной силой, которая определяет, как часто тот или иной закон при­меняется на практике, как его избегают или как им зло­употребляют".

 Правовая культура имеет 4 уровня (аспекта) своего проявления:

  1) доктринально-философский - идеи, концепции, теории права;

  2) нормативный - совокупность действующих в обществе правовых норм;

  3)институционный - совокупность правотвор­ческих и правоприменительных институтов, с помощью которых создаются и применяются нор­мы;

  4)социологический - правоотношения, применение права, юридическая практика. На этом последнем уровне складывается своего рода "общий знаменатель" всех предшествующих элементов (сторон) правовой культуры.

Правовая культу­ра — это реализованная в повседневной жизни система знаний о праве и государстве, иначе говоря, это реали­зованное правосознание. Поэтому правосознание составляет как бы стержень, внутреннюю основу правовой культуры, как убеждения людей составляют сердцевину их поступков.

Правовую культуру определяют:

- степень развитости правосознания населения;

- уровень развития правовой деятельности;

- степень совершенства всей системы правовых актов.

Правовая культура общества является условием обеспечения свободы, безопасности личности, прав человека, гарантом его правовой защищенности, гражданской активности. Она "заставляет" власть придать правовому статусу человека юридическую значимость, обеспеченность законом и судом.

Правовая культура личности - это компонент правовой культуры общества. Она отражает степень и характер ее прогрессивного развития, обеспечивающего социализацию личности и правомерную деятельность индивида.

Являясь частью общей культу­ры общества, правовая культура характеризуется следующими факторами:

- реальной потребностью в праве;

- состоянием законности и правопорядка в стране;

- степенью развитости в обществе юридической науки и юри­дического образования.[10,c.312]

Правовая культура "в целом", понимаемая как сло­жившаяся практика в правовой сфере жизни обще­ства, есть синоним понятия "правовая система". Здесь термин "система" применяется к праву на наиболее высоком уровне абстракции. Понятие правовой сис­темы позволяет получить "многомерное" представле­ние о праве той или иной страны или эпохи. Право­вая система есть одна из подсистем общества (наряду с экономической, политической и т. д.). Поэтому она изучается в "связке" и во взаимодействии с "внеш­ней" средой. Если "внутриправовые" системные об­разования (система права, система законодательства) состоят из однородных элементов (правовых норм, нормативно-правовых актов), то правовая система включает в себя те самые разнородные элементы, ко­торые мы уже перечислили при рассмотрении правовой культуры.

Правовая система постоянно взаимодействует с "внешней" средой, прежде всего, путем обмена ин­формацией. Так, общество (его классы, социальные группы) "сигналит" о своих потребностях, требую­щих правового закрепления. Отражая эти потребнос­ти, правовая система "выдает" соответствующие правовые предписания. При этом каналом воздействия на нее является общественное правосознание, кото­рое - через, правотворчество - материализуется в нормах права. Последние, в свою очередь, через правоотношения, применение права и т. д. воплоща­ются в социальных отношениях. Эти отношения со временем изменяются, вновь требуют корректировки права - и процесс возобновляется. В итоге возникает своеобразный "круговорот" в сфере взаимодействия права и общества, в рамках которого происходит по­стоянное превращение социального в правовое, а пра­вового - в социальное.[5,c.94]

 

 

2.2.Соотношение правосознания и правовой культуры

 

Связь правосознания с правовой культурой (как отмечалось выше) проявляется в том, что от ее определенного уровня зависит качество правосознания, которое может быть обы­денным или научным.

В общем плане под термином "культура" принято понимать совокупность материаль­ных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, которые характеризуют определенный уровень его развития.

Правовую, в том числе профессионально-правовую, культуру юристов можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную (аксиологическую) категорию и как содержательную. В первом случае она понимается как качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе его развития.

Типичным и наиболее полным применительно к этому подходу принято считать определение понятия правовой культуры общества как качественного состо­яния правовой жизни общества, выражающегося в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприме­нительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияю­щих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.

Правовая культура функционирует во взаимодействии с други­ми областями или сферами культуры: политической, нравствен­ной (этической), эстетической, религиозной и т.д. При этом в специфическом содержании правовой культуры обязательно проявляются черты и особенности, свойственные как господству­ющей культуре данного общества, так и отдельным ее облас­тям. Обеспечение максимального взаимного соответствия меж­ду всеми элементами правовой культуры — главное направление укрепления в обществе законности и правопорядка.

Правовая культура, являясь частью общественной, приобретает ее основные свойства, но в то же время имеет ряд особенностей.[4,c.198]

Правовая культура (в узком смысле этого слова) - это общее состояние законодатель­ства, работы правотворческих и правоприменительных органов, правосознания отдельных граждан и населения всей страны, выражающее уровень развития права, его место и роль в жизни общества.

Правовая культура в широком ее понимании представляет собой не просто надлежащий уровень правосознания. Как отмечает выдающийся теоретик права С. С. Алек­сеев "... главное в правовой культуре — высокое место права в жизни общества, осуществление его верховенства и соответствующее этому положение дел во всем "юридическом хозяйстве" страны (подготовка и статус юридических кадров, роль юридических служб во всех подразделениях государственной системы, положение адвокатуры, развитость научных учреждений по вопросам права и т.д.)".

Применительно к личности каждого гражданина в рассмат­риваемом аспекте правовая культура — это знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний.

Профессионально-правовая культура - это глубокие, объем­ные и формализованные знания законов и подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования, профессиональное от­ношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами закон­ности, т. е. высокая степень владения правом в предметно-прак­тической деятельности. Соответственно для каждого юриста это степень овладения профессий, уровень специальной подготовки.[8,c.128]

Низкий уровень правовой культуры членов общества, а в особенности государственных служащих, оказывает пагубное воздействие на отношение населения страны к праву вообще и предписаниям законов в частности. Он является благодатной почвой для развития правово­го нигилизма, следствием которого является неуважение и нарушение правовых норм. Еще древние римляне понимали, что расшатать уважение к закону легко и просто, а вот восстано­вить его авторитет трудно и мучительно. Естественно, определенный уровень правовой куль­туры приобретается человеком не с рождения. Он достигает его в процессе правового воспи­тания, которое осуществляется с помощью разнообразных средств и методов: самовоспита­ния, правовой пропаганды, обучения, юридической практики.

Правовая культура - это состояние правовой жиз­ни общества, выраженное в высоком уровне право­вой деятельности, юридических актов, правосознания, правового развития субъекта, а также степени гаран­тированности государством прав и свобод человека. Правовая культура личности - это знание и пони­мание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности означает правовую обра­зованность человека, умение пользоваться правом, подчи­нять свое поведение требованиям юридических норм.

Высокий уровень правовой культуры населения явля­ется важнейшим признаком правового государства, обя­зательным условием его построения.

 Как и правосознание, правовая культура подразделя­ется на общественную, групповую и индивидуальную. Высший уровень правовой культуры - правовая актив­ность. Она проявляется:

- в готовности к активным, сознательным, творческим действиям как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права;

- в убеждении о необходимости служения закону как высшей ценности.

Социально-правовую активность следует отличать от право­мерного поведения. Не всякое правомерное поведение можно считать осуществлением такой активности. Критериями разгра­ничения здесь служат цель, средства ее достижения и общест­венно значимый результат деятельности в правовой сфере. Не следует относить к ней и просто инициативное исполнение своих обязанностей должностным лицом. Такая инициатива является прямым служебным долгом, в частности профессиональным долгом юриста, и заключается в обязанности безупречно слу­жить закону.[3,c.155]

Правовая активность или, точнее, интеллектуальная актив­ность, согласно концепции Д. Б. Богоявленской, имеет три уровня:

   1) если субъект права при самой добросовестной и энергичной работе остается в рамках заданного или первоначально найден­ного способа действия, его интеллектуальная активность отно­сится к пассивному уровню,  что подчеркивает не отсутствие умственной деятельности вообще, а то,  что эта деятельность каждый раз определяется действием какого-то внешнего сти­мула;

   2) если субъект права, имея достаточно надежный способ решения своей задачи, продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой цели и задачи, что приводит его к открытию новых, внешне более остроумных способов решения, к формулированию закономер­ности, то такой уровень интеллектуальной активности называется эвристическим. Этот уровень наиболее характерен для следова­телей и представителей других сходных профессий;

   3) самый высокий уровень интеллектуальной активности носит название  творческого.   Здесь   обнаруженная   закономерность становится не эвристической — формальным приемом (спосо­бом) действия, а самостоятельной проблемой. Не стимулиро­ванная извне, самостоятельная постановка проблемы — качест­венная особенность личностей, обладающих этим уровнем ин­теллектуальной активности. Интеллектуальная активность, в том числе в правовой сфере, является интегративной характеристи­кой личности, объединяющей ее мыслительную и мотивационную сферы.

Информация о работе Правосознание как форма общественногого сознания