Правосознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 07:34, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является изучение и анализ понятия правового сознания, рассмотрение видов, структуры и порядка формирования, уровней проявления правового нигилизма, идеализма, правового воспитания, а также выделение основных проблем правового сознания и возможных путей их решения.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
o Дать понятие правосознанию и определить его место в системе форм общественного сознания;
o Изучить структуру, виды и функции правосознания;
o Разобрать понятие правовая культура;
o Проанализировать основные проблемы формирования и повышения правосознания в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………. .3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПРАВОСОЗНАНИЕ
1. Правосознание в системе форм общественного сознания….5
2. Структура правосознания…………………………..………...10
3. Виды правосознания..………………………………………....14
4. Функции правосознания…….………………………………..18
5. Правовая культура……………………………………………22
ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
2.1. Проблемы правосознания…………………………………..28
2.2. Особенности правосознания в современной России……35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..……40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...42

Работа состоит из  1 файл

Работа.docx

— 78.07 Кб (Скачать документ)

     СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………. .3

    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПРАВОСОЗНАНИЕ

    1. Правосознание в системе форм общественного сознания….5
    2. Структура правосознания…………………………..………...10
    3. Виды правосознания..………………………………………....14
    4. Функции правосознания…….………………………………..18
    5. Правовая культура……………………………………………22

    ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

        2.1.  Проблемы правосознания…………………………………..28

        2.2.    Особенности правосознания в современной России……35

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..……40

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...42  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ

     Правосознание представляет собой основу правовой жизни, как отдельного государства, так и всего общества в целом. Оно возникло на заре развития человечества вместе с формированием государства  в раннеклассовых обществах и  развивалось вместе с ним.  На правосознание как одну из форм общественного  сознания оказывают воздействие  социально-политические, экономические, культурные факторы, оно взаимосвязано  и взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой.

     Тема  настоящей работы имеет значительную актуальность, обусловленную некоторыми факторами.

     Во-первых, в современных условиях построения в России правового государства,  важнейшим признаком, показателем  его становления, выступает состояние  правового сознания общества.

     Во-вторых, без знания менталитета и закономерностей функционирования правосознания реформаторские усилия государства не могут быть успешными.

     В-третьих, распространение юридической неграмотности  и правового нигилизма, царящих  во всех сферах жизни: от сферы повседневных отношений до деятельности высших законодательных  органов государства,  от центрального управленческого аппарата до самодеятельности местных властей.

     В-четвёртых, проблема непоследовательности и несформированности системы правового воспитания и обучения населения, в частности - молодого поколения.

     Данная  тема также интересна и важна  с точки зрения выбранной мною сферы деятельности, т.к. любой юрист  должен сам обладать высоким уровнем  правового сознания и правовой культуры. Это необходимо ему в первую очередь  для профессиональной деятельности, для профилактики правонарушений, а также для формирования правовой культуры населения и положительного отношения граждан к праву.

     Исходя  из всего вышесказанного о приоритетности проблемы правового сознания, можно  сформулировать цель и задачи данного  исследования, проведенного в рамках выбранной темы.

     Целью настоящей работы является изучение и анализ понятия правового сознания,  рассмотрение видов, структуры и  порядка формирования, уровней проявления правового нигилизма, идеализма, правового воспитания, а также выделение основных проблем правового сознания и возможных путей их решения.

     Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

    • Дать понятие правосознанию и определить его место в системе форм общественного сознания;
    • Изучить структуру, виды и функции правосознания;
    • Разобрать понятие правовая культура;
    • Проанализировать основные проблемы формирования и повышения правосознания в России.

     Предмет курсовой работы - нормативные правовые акты, касающиеся определения правовых границ правосознания, а также концепции, идеи, теории ученых и практиков, занимающихся проблемами правового сознания.

     Структура курсовой работы представляет собой следующее: введение; две главы, причем первая глава состоит из четырёх параграфов, а вторая - из двух; заключение; список использованной литературы.

     Таким образом, выбранная нами тема является актуальной и нуждается в исследовании. 
 
 

    
  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПРАВОСОЗНАНИЕ
    1. ПРАВОСОЗНАНИЕ В СИСТЕМЕ ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

     Общественное  сознание в научной литературе  определяется  как  особая  форма  отражения  объективной  действительности,  осуществляемая  человеком.  Сознание человека, отражая объективные потребности общественного развития, является предпосылкой и регулятором поведения человека. Роль сознания в регуляции поведения человека следует понимать широко: речь идет не только о регуляции поведения отдельно взятого индивида; регулятивная роль сознания – это его воздействие на всю социальную систему, в пределах которой складываются определенные общественные отношения, направление деятельности данной системы.

     Формы общественного сознания  существуют  в  своем  единстве,  как  одно  целое  — активное отражение общественного  бытия. Среди  форм  общественного  сознания выделяют  правовое  сознание,  политическое   сознание,   нравственное   или моральное сознание, религиозное  сознание,  философское  сознание  и  другие. Эти формы сознания существуют в тесной связи. Поэтому  при рассмотрении правосознания  следует  учитывать тесное взаимосуществование  всех  форм  общественного сознания1.

     В процессе взаимодействия людей в обществе сталкиваются различные интересы, установки, различная направленность целей и воль. Создание системы норм и ценностей – необходимое условие существования общества. Общественное сознание из множества повторяющихся поступков и действий отбирает те, которые отражают социально значимые тенденции, потребности социальной группы, страты либо общества. В результате такого отбора создается модель поведения, которая с необходимостью должна осуществляться в том или ином обществе, группе, страте, формируется система норм и ценностей как указатель должного поведения члена той или иной социальной общности.

     Какие бы вопросы ни исследовала юридическая наука, в конечном итоге цель этого изучения в раскрытии сущности поведения, деятельности индивидов, социальных групп, классов, общества в целом. Причем из всей совокупности общественных отношении юридическая наука обращает внимание, прежде всего на сферу государственно-правовых отношений, изучая структуру сознания и поведения людей именно в этой области. Проблема правосознания как субъективного фактора, определяющего деятельность людей в государственно-правовой сфере, дает ключ к пониманию характера этих общественных отношений и деятельности людей.

     Будучи  специфической формой сознания, правовое сознание имеет особый предмет  отражения   и   объективного   воздействия.   Предметом   отражения правосознания    являются    окружающая     юридическая     или     правовая действительность.  В  юридическую  действительность  входят  правоотношения, юридические  нормы,  правовые  явления,  механизм  правового  регулирования, поступки людей в  сфере права и  т.д.,  одним  словом,  все,  что  связано  с правом.  В  юридическую  действительность   включают   и   те   общественные отношения,  которые  нуждаются  в  правовом  регулировании.  Это   возникает вследствие объективных  свойств  присущих  законодательству  и  общественным отношениям соответственно статичностью и динамичностью.

            Так же  специфичным  для   правосознания  является  способ  отражения юридической действительности.  Осознание  правовых  явлений   жизни  общества осуществляется  посредствам  специальных   юридических  категорий.  Категории  правосознания – это наиболее  общие  понятия,  с  помощью   которых  общество оценивает   юридическую   действительность.   Основными,   присущими   только  правовой форме общественного  сознания, являются категории юридических   прав, юридических  обязанностей  и   законности.   На   основе   этих   категорий правосознание  оценивает  поведение   субъектов   права,   как   правомерное (соответствующее правам, обязанностям и требованиям  законности,  вытекающие из норм права) и неправомерным (противоречащее обязанностям  или  нарушающее права,  вытекающие  из  правовых  норм).  Законность,  юридические  права  и обязанности  –  это  наиболее  общие  категории,  свойственные  любому  типу правосознания. Из  этих  категорий  развиваются  все  другие  более  сложные категории:  правосубъектность,  правопорядок,  правонарушение;   и   такие понятия,  как  правомерное  и  неправомерное,  законное  и  противозаконное, юридическое  и  неюридическое.  Категории  правового  сознания  не  являются неизменными. Их смысл и содержание зависит от  господствующих  политических, экономических, моральных, философских взглядов и воззрений в обществе.

     Правовое  сознание выступает как элемент  правовой  надстройки наряду  с  правом  и  правовыми  отношениями.  Право,   правосознание   и  правоотношения находятся в тесной связи друг с другом,  они  взаимодействуют  и даже взаимопроникают.

     В юридической науке нет единого  определения правосознания.

     И.Е. Фарбер определил правосознание как «совокупность правовых взглядов и чувств, обладающих нормативным характером и включающих в себя как знания правовых явлений, так и оценку с точки зрения классовой (или общенародной) справедливости, а также новые правовые требования, отражающие экономические и политические потребности и интересы общественного развития»2.

     По  мнению Е.А. Лукашевой, «правосознание – это взгляды, представления, мысли, чувства, настроения, выражающие понимание необходимости установления и функционирования определенного правового порядка в обществе»3.

     К.Т. Бельский пишет, что «это категория исторического материализма для обозначения той формы общественного сознания, которая отражает через призму классовых интересов противоречия общественного бытия, связанные с неравенством, и выражающаяся в системе правовых идей, теорий, взглядов и психологических форм, проявляющихся в общеобязательных правовых нормах, в групповом, индивидуальном и общественном правосознании»4.

     В.А. Щегорцов указывает, что «правосознание – это взгляды, идеи, мысли, представления, убеждения, ценностные ориентации людей, которые выражают знание, понимание и классовое осознание необходимости установления и функционирования определенного правопорядка в обществе, действующего права, отношение к его требованиям, проявляющееся в форме активных социально значимых действий в сфере общественных отношений, как урегулированных нормами права, так и требующих такого регулирования»5.

     И.А. Ильин в своей работе написал: "Правопорядок состоит в том, что  каждого из нас признают живым, самоуправляющимся  духовным центром, личностью, которая  имеет свободное правосознание  и призвана беречь, воспитывать и  укреплять в себе это правосознание  и эту свободу. В основе всякого  права, и правопорядка, и всякой достойной  государственной формы лежит  духовное начало: человек призван  к самостоятельности и самодеятельности в выборе тех предметов, перед которыми он преклоняется и которым он служит"6.

     Для Г.С. Остроумова правосознание – это «представления, понятия, идеи, выражающие потребности в опосредовании поведения людей государственно-правовой волей»7.

     А.К. Уледов под правосознанием понимает «совокупность взглядов, в которых выражается отношение людей о своих правах и обязанностях, о правомерности или неправомерности того или иного поведения»8.

     В.А. Чефранов пишет, что правосознание представляет собой «совокупность правовых идей и соответствующих им психологических форм, отражающих общественное бытие сквозь призму классовых отношений и воплощающихся в нормах права, выступающих как практическая сторона правового сознания, правовых теориях, правовых представлениях обыденного порядка, а также в групповых и индивидуальных правовых взглядах»9.

     Всё же большинство правоведов сходятся на том, что оно представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях.

     Таким образом, можно заключить, что правосознание – это форма общественного сознания, содержащая субъективное отношение индивида к правовой реальности и проявляющая себя в форме социально значимых действий и поступков человека. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Правосознание