Правосознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 07:34, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является изучение и анализ понятия правового сознания, рассмотрение видов, структуры и порядка формирования, уровней проявления правового нигилизма, идеализма, правового воспитания, а также выделение основных проблем правового сознания и возможных путей их решения.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
o Дать понятие правосознанию и определить его место в системе форм общественного сознания;
o Изучить структуру, виды и функции правосознания;
o Разобрать понятие правовая культура;
o Проанализировать основные проблемы формирования и повышения правосознания в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………. .3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПРАВОСОЗНАНИЕ
1. Правосознание в системе форм общественного сознания….5
2. Структура правосознания…………………………..………...10
3. Виды правосознания..………………………………………....14
4. Функции правосознания…….………………………………..18
5. Правовая культура……………………………………………22
ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
2.1. Проблемы правосознания…………………………………..28
2.2. Особенности правосознания в современной России……35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..……40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...42

Работа состоит из  1 файл

Работа.docx

— 78.07 Кб (Скачать документ)

     Существуют  и формы выражения правового нигилизма, по которым можно определить существует ли в данном государстве правовой нигилизм или нет.

     Первая  форма – это прямые нарушения действующих законов и иных правовых актов. Вторая форма связана с повсеместным и массовым неисполнением и несоблюдением юридических предписаний, когда субъекты (граждане, должностные лица, государственные органы, общественные организации) попросту не соотносят свое поведение с требованиями правовых норм, а стремятся жить и действовать но “своим правилам”. Третья форма проявления правового нигилизма связана с государственным аппаратом, в частности с законодательными органами разных уровней. Четвертая форма заключается в конфронтации исполнительной и представительной структур, когда представители власти при помощи права пытаются выяснять отношения, тем самым разочаровывают население.

     Пятая форма проявляется в нарушении  и несоблюдении прав и свобод человека22.

     Таким образом, правовой нигилизм – это характеристика определенных негативных, деформированных сторон правосознания, та идеологическая и психологическая часть правосознания, которая резко критически, отрицательно относится к требованиям уважения и соблюдения права. Правовой нигилизм и его антипод – законность - это не только сфера духовной жизни общества, сфера правового сознания, оценка определенного реального состояния общества.

     Если  правовой нигилизм характеризуется  отрицательным отношением к праву  и его ценностям, неверием в его  силу, то правовой идеализм занимает противоположную  сторону, то есть переоценивает силу права и приписывает ему те функции, которые право по свой сущности не может выполнять.

     Правовой  идеализм – это неоправданное  и необоснованное преувеличение  возможностей права, к нему приписывается  то, что оно не в состоянии дать обществу.23

     Это явление сопровождает человеческую цивилизацию практически на всем пути ее развития.

     Мы  считаем, основной причиной этого явления является неверное понимание права. Ведь еще Карл Маркс говорил, что государство и право – это явления надстроечные, призванные урегулировать экономический базис и общество. Исходя из этого, выходит, что право лишь регулирует отношения по созданию, обмену и потреблению материальных благ. И те люди, которые ошибочно возлагают на право слишком большие надежды, и если они стоят во главе государства или занимают иные ответственные государственные должности, могут принести большой вред и государству и обществу.

     Праву необходимо отводить то место и ту роль, которые вытекают из объективных возможностей данного института.

     Проявление  правового идеализма, как и правового  нигилизма разнолико. Во-первых, это забегание законодательства вперед, то есть создание таких норм, которые будут регулировать правовые отношения, не возникшие в обществе. Во-вторых, отсутствие реального механизма для реализации юридической нормы. В-третьих, недоучет тех экономических, политических, социально-психологических условий, в которых будут реализовываться принятые юридические нормы.  
 
 
 
 

     2.2. Особенности правосознания в современной России

     Особенности российского правосознания могут  быть выявлены лишь посредством конкретных исследований. Такие исследования, безусловно, необходимы: исторический опыт неопровержимо свидетельствует, что любые политические решения, законы, указы и т.д. оказываются  неэффективными, если они противоречат культуре масс, выраженной в частности  в правосознании.

     Ярко  прослеживается в современном правосознании  российского народа наследие вековых  традиций. Характерно восприятие общества как патриархальной общности, всецело  определяющей жизнь индивида, не видящего себя вне этой коллективной формы  своего бытия. Власть в этой общности воспринимается в виде патриархальной формы, в которой первое лицо (Царь, Генсек ЦК КПСС или Президент) скорее выступает в роли отца, чем официальной  главы государства. Такая власть может все: накормит, напоит, оденет, скажет, как надо жить. Напротив, все официальное, формализованное, выходящее за пределы патриархальных структур, встречается с подозрением, воспринимается как чуждое24.

     На  идеологическом уровне, не говоря уже  об обыденном сознании, еще не преодолены все те предубеждения и стереотипы, которые мешают достаточно полному  пониманию роли права, его социального  потенциала. В числе таких предубеждений  одномерное представление о праве  лишь как о средстве наказания  и разрешения конфликтов, отождествление права с законом и т.д. Сюда может быть отнесен и подход к  праву, названный антиюридическим морализмом, при котором право предстает как второстепенное, нижестоящее по отношению к нравственным началам.

     Здесь же коренятся и источники правового  нигилизма, принявшего широкомасштабные размеры: от сферы повседневных отношений  людей до деятельности высших органов государства. Бытует мнение, что юридическому нигилизму немало способствовала перестройка с сопровождавшими ее войной законов, национальными конфликтами, падением государственной дисциплины, противостоянием исполнительной и представительной властей т. п.

     Однако  более значимым представляется другое объяснение: как только общество отказалось от авторитарных методов не правового  государственного управления и попыталось встать на путь правового государства, как только скованные ранее в  политическом и экономическом плане  люди получили более или менее  реальную возможность пользоваться правами и свободами, так тот  час же дал о себе знать низкий уровень правовой культуры общества, десятилетия царившие в нем пренебрежение к праву, его недооценка.

     Таким образом, вся сфера правового  сознания оказалась в кризисе. Этот кризис усугубляется двумя взаимодополняющими процессами: криминализацией государственности  и огосударствлением криминала25.

     Криминализация  государственности в сегодняшней  России предопределяется уникальной ролью  коррупции как единственного  и де-факто легализованного способа  самоорганизации государственного механизма. Суть проблемы состоит в  том, что государственная система  в России в ее нынешнем проявлении не может быть названа коррумпированной она коррупциогенна, поскольку практически не предоставляет госчиновникам возможности для некоррумпированного существования26.

     Процесс криминализации идет не только сверху, путем укоренения системы, провоцирующей  криминал, но и снизу, путем огосударствления преступности, общепризнанного перехода к ней некоторых функций, являющихся прерогативой государственных институтов27.

     Насильственно вытесняемое за пределы законопослушного поведения общество стихийно пытается выработать новые принципы бытового поведения, новую реальную этику, разделяемую  обществом в целом и соответствующую  общественно-экономической практике.

     В рамках реальной этики происходит постоянное столкновение бытового здравого смысла с практически бездействующим законодательством, которое, в силу своего несоответствия здравому смыслу, осознается обществом  как неправедное и не подлежащее исполнению.

     В обществе воспроизводится на новом  уровне фиктивный характер официальной  правовой системы, свойственный советскому периоду когда основы писаного права носили большей частью декларативный, идеологический характер, а повседневная жизнь государства и общества регулировалась сложной системой закрытых партийных инструкций, общепризнанных негласных принципов, устных согласований и т.д. Только сегодня это прецедентное право приобретает характер, все более сходный с уголовно-лагерной, воровской самоорганизацией.

     В современных условиях в российском обществе необходимо преодолеть правовой нигилизм, воспитывать уважительное отношение к закону, сознание и  чувство ответственности, непримиримости к произволу, коррупции, такому состоянию  правовой системы и общественной морали, которую именуют понятием беспредел. Основами формирования здорового нравственного и правового сознания российских граждан является социальный мир, гражданское согласие, повышение благосостояния народа, расширение материальных гарантий прав человека. Одной из важнейших составных частей всей борьбы являются активные меры по правовому воспитанию граждан.

     Естественно, что воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении28. Здесь закладывается нравственный фундамент, на котором формируются элементы правосознания. Воспитание правосознания является составной частью всей культурной жизни общества, социальных функций государства, проявляющего заботу о просвещении и воспитании подрастающего поколения. Правовое просвещение взрослых граждан также имеет воспитательное значение в развитии массового сознания общества. Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства.

     Итак, развитие правового сознания гражданина, общества способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Внесение научно-обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Анализ  вышеизложенного материала по выбранной  теме позволяет сделать следующие  выводы.

     Во-первых, правосознание и правовая культура - необходимые условия сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом. Формирование правосознания и правовой культуры - сложный длительный процесс, затрагивающий все стороны общественной жизни. Средствами формирования являются пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности, наличие сильной юридической науки, совершенствование системы правовых актов, которое достигается благодаря наличию в государстве демократичной, эффективной конституции и высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов.

     Во-вторых, к разработке теории правосознания  в отечественной науке, приступили в начале XIX века. До 70-х годов ХХ в правосознание выступало как  классовое явление, впоследствии в  структуре правосознания наряду с идеологическим компонентом, стали  выделять правовую психологию, были раскрыты основные функции правового сознания. В настоящее время отечественная  юридическая наука создала основы общей теории правосознания, однако, в современной правовой теории имеют  место различные концепции правосознания.

     В-третьих, правосознание – это форма  общественного сознания, представляющая собой совокупность знаний, представлений, эмоций и чувств, выражающих отношение  социальных общностей и отдельных  личностей к действующему или  желаемому праву.

     Сущность  правосознания заключается в  его особенностях: оно взаимосвязано  и взаимодействует с другими  видами общественного сознания; характеризуется  преемственностью накопленного поколениями  правового материала; присутствует во всех элементах механизма правового регулирования; имеет классово-политический характер, содержание правосознания характеризуется наличием в нем общечеловеческих ценностей. Основные функции правосознания: познавательная, оценочная, регулятивная. Структура правосознания состоит из двух элементов: правовой идеологии и правовой психологии. Выделяются также уровни правосознания: обыденное, (эмпирическое) профессиональное и научное (теоретическое). Правосознание подразделяется на следующие виды: общественное, групповое и индивидуальное.

     В-четвертых, правовая культура – это часть  духовной культуры общества, представляющая собой совокупность накопленных  социально-правовых ценностей в  их качественном состоянии, характеризующих  уровень развития правовой системы  общества, ее эффективность.

     В структуру правовой культуры входят: правосознание; право; правовые отношения; законность и правопорядок; правомерная  деятельность субъектов; государственно-правовые институты; юридическая наука; юридические  акты. Различают три основных вида правовой культуры: массовая, групповая  и индивидуальная.

     В-пятых, в настоящее время существует масса проблем в процессе формирования правового сознания и правовой культуры. Это, в первую очередь правовой нигилизм и идеализм.

     Для разрешения этих и других проблем  необходимо целенаправленная политика государства на повышение уровня правового сознания и правовой культуры общества через процессы правотворчества, законодательного процесса, а также средств массовой информации, художественной литературы, кино и искусство.

Информация о работе Правосознание