Правосознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 07:34, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является изучение и анализ понятия правового сознания, рассмотрение видов, структуры и порядка формирования, уровней проявления правового нигилизма, идеализма, правового воспитания, а также выделение основных проблем правового сознания и возможных путей их решения.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
o Дать понятие правосознанию и определить его место в системе форм общественного сознания;
o Изучить структуру, виды и функции правосознания;
o Разобрать понятие правовая культура;
o Проанализировать основные проблемы формирования и повышения правосознания в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………. .3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПРАВОСОЗНАНИЕ
1. Правосознание в системе форм общественного сознания….5
2. Структура правосознания…………………………..………...10
3. Виды правосознания..………………………………………....14
4. Функции правосознания…….………………………………..18
5. Правовая культура……………………………………………22
ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
2.1. Проблемы правосознания…………………………………..28
2.2. Особенности правосознания в современной России……35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..……40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...42

Работа состоит из  1 файл

Работа.docx

— 78.07 Кб (Скачать документ)

     Правосознание не просто и не только “отдельная часть” механизма правового регулирования. Оно пронизывает весь этот механизм, отражает его, воздействует на него в  целом. Правосознание выступает  в качестве идеологического и  социально-психологического фактора  функционирования всей системы правового  регулирования.

     В научной литературе социалистического  периода можно встретить целый  ряд функций, которые являются производными от трех вышеупомянутых функций. Это идеологическая функция, функция моделирования, воспитательная функция, правообразующая функция, прогностическая.

     Значение  идеологической функции определяется тем, что предметы отражения правового  сознания – государство и право  – это общественные явления, в  которых находят выражение глубокие общезначимые социальные процессы, такие  как, взаимоотношение личности и  общества, общественное разделение труда  и другие. Иными словами идеологическая функция служит определенной призмой, смотря через которую человек должен видеть то, что навязано государством, т.е. господствующим классом.

     Правосознание выполняет также функцию моделирования. Результатом действия функции правового  моделирования является формирование определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально необходимые  для успешного развития общественных отношений. Функция правового моделирования  состоит в предвидении того, какие  нормы нужно применять и каким  образом поступать, чтобы, закрепленные в них права и обязанности  оказали наиболее эффективное воздействие  на развитие общественных отношений  в направлении, необходимом для  достижения конкретной правовой цели.

     Функция правообразующая составляет часть  регулятивной функции, связанной с  созданием норм права. Эта функция  проявляется на всех этапах право и законотворчества.

     Правосознание осуществляет воздействие на личность и общественные отношения, необходимо только отметить, что результатом  регулятивной функции является поведенческая  реакция субъекта права в виде правомерного или противоправного  поведения14.

     В общем, правосознание представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение людей в юридически значимых ситуациях. 
 
 
 

     1.5. Правовая культура: понятие, структура, уровень

     Правовое  сознание дает представление о духовных ценностях индивида и общества, но только с субъективной стороны, с  той, которая выражается в чувствах, представлениях, идеях, а не в материализованном  виде. Поэтому более глубоким и  плодотворным в уяснении механизма  правового воздействия на общественные отношения является освоение такой  категории, как правовая культура.

     Еще К. Маркс утверждал, что «право неотделимо от культуры общества»15.

     Под правовой культурой понимается обусловленное  всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических  актов, правосознания и в целом  в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего  населения), а также степени гарантированности  государством и гражданским обществом  свобод и прав человека16.

     Правовая  культура общества зависит прежде всего от уровня развития правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека и т.д., насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам и т.д. Это первый элемент правовой культуры.

     Уровень развития правового сознания может  быть зафиксирован лишь в реальной правовой деятельности, в правовом поведении, которые имеют и самостоятельные характеристики. Поэтому вторым элементом структуры правовой культуры является уровень развития правовой деятельности.

     Последняя состоит из теоретической — деятельность ученых-юристов, образовательной — деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т.д. и практической — правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной, деятельности. Понятно, что правовая культура общества во многом зависит от уровня развития и качества правотворческой деятельности по созданию законодательной основы жизни общества.

     Существенно влияет на правовую культуру общества и правоприменение, т.е. властная деятельность государственных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений на основе закона с целью  его реализации. Качество правоприменительной  деятельности зависит от многих факторов как институционального, так и иного характера.

     Правовая  культура общества во многом определяется реальным правовым поведением граждан, деятельностью их по реализации права, тем, насколько они знают и  своевременно исполняют свои обязанности, соблюдают запреты и насколько  полноценно используют свои права.

     Третьим элементом правовой культуры общества является уровень развития всей системы  юридических актов, т.е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Важное значение для оценки качества правовой культуры общества имеет уровень развития вообще всей системы нормативно-правовых актов, начиная от законов, актов центральных исполнительных органов власти и кончая актами местных органов власти и управления. Любой юридический акт должен быть совершенным и правовым, т.е. отвечать гocподствующим в общественном сознании представлениям о справедливости, равенстве и свободе.

     На  основании анализа правовых актов, а также иных текстов правового  характера можно сделать вывод  об уровне развития не только правовой культуры общества, но и его культуры в целом. Ведь по дошедшим до нас памятникам права и иным правовым документам историки восстанавливают и атмосферу правовой жизни общества, и особенности того или иного уклада хозяйственной жизни, того или иного строя общественных отношений. В правовых актах находит официальное закрепление форма собственности на орудия и средства производства, отражается факт наличия в руках какого-либо класса, социальной группы экономической и политической власти, структура государственного аппарата, правовое положение личности в обществе, уровень защищенности прав и свобод человека.

     Выделение структурных элементов правовой культуры достаточно условно, так как  нет правовой деятельности, осуществляемой отдельно от правового сознания, а  правосознание может проявиться лишь в правовой деятельности и ее результатах — правовых актах. Наконец, все составные части правовой культуры не могут существовать без  своего носителя-субъекта — человека, группы людей, населения в целом.

     Основополагающей  культурной ценностью является само право. Закон как инструмент организации  общественных отношений — пока непревзойденное  и всеобъемлющее средство социального  регулирования и контроля. Открытие права, конструирование правовых законов  является важнейшим завоеванием  цивилизации. Рано или поздно, но в  идеале зрелая культура неизбежно порождает право.

     Правовая  культура, равно как и любая  другая разновидность культуры, подвержена оценкам. Поэтому представляется возможным  говорить о высокой правовой культуре, низкой правовой культуре и культуре среднего уровня. Разумеется, оценки эти  относительны. Разные люди, разные общности людей, политические партии, лица, находящиеся  у власти, и оппозиционеры могут  по-разному оценивать культурные достижения в государственно-правовой сфере. Иными словами, существуют серьезные препятствия в достижении единства интерпретации правовых явлений в качестве культурных завоеваний. Тем не менее эти препятствия преодолимы.

     История выработала уже некоторые общецивилизационные критерии в определении уровня культуры, и на этой основе создается возможность для определения основных направлений повышения правовой культуры. Например, формирование чувств права и законности; совершенствование законодательства, юрисдикционной или иной правоприменительной деятельности; изучение памятников права и правоприменительной практики как основы юридического образования и т. д.

     Преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм — это одно из условий развития правовой культуры. Отсюда вытекают задачи для тех, кто по роду своей деятельности заинтересован в юридических знаниях или по занимаемой должности обязан иметь необходимый их минимум. Эти задачи следующие:

    • обеспечить надлежащую ориентацию в основных началах и принципах государственно-правовой жизни;
    • обеспечить грамотную и эффективную борьбу носителей права и обязанностей за свои законные интересы;
    • осуществлять работу по профилактике правонарушений в аспекте реального действия принципа "незнание закона не освобождает от ответственности";
    • активизировать правомерное поведение и т. д.

     Поддержание и повышение правовой культуры требуют  постоянных усилий на пропагандистском, просвещенческом и образовательном уровнях. В центр политики ставится гражданин как духовно свободная, творческая личность, которая нуждается в помощи и защите со стороны государства. Однако в фокусе правовой деятельности должностных лиц остаются вместе с тем общегосударственные интересы вопреки интересам индивидуальным, групповым, классовым, партийным, если они стремятся к собственной выгоде, игнорируя при этом право и правопорядок17.

    II. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

         2.1. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ

     Проблема  сознания – одна из самых трудных  и загадочных.

     Одним из факторов, оказывающих негативное воздействие на формирование передового правового сознания, является наличие  в обществе проявлений правового  нигилизма.

     Нигилизм (с лат. nihil – ничто, ничего) выражает отрицательное отношение субъекта к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия. Это – одна из форм мироощущения и социального поведения, зародившаяся сравнительно давно. Нигилизм может быть нравственным, правовым, политическим, идеологическим и так далее, в зависимости от того, какие ценности отрицаются, о какой сфере знаний и социальной практики идет речь – культуре, науке, искусстве, этике, политике18. В крайних своих проявлениях он смыкается с различными анархическими, лево- и праворадикальными устремлениями, максимализмом, большевизмом и необольшевизмом, политическим экстремизмом.

     Характерным признаком нигилизма является не объект отрицания, который может  быть лишь определителем его конкретного  вида, а степень, интенсивность, категоричность этого отрицания с преобладанием  субъективного, индивидуального начала. Здесь проявляется гипертрофированное сомнение в определенных ценностях  и принципах. При этом, как правило, избираются наихудшие способы действия, граничащие с антиобщественным поведением, преступлениями, нарушением нравственных и правовых норм.

     В литературе существует несколько определений  понятия правового нигилизма, мы укажем на две более общие трактовки. Правовой нигилизм характеризуется активным отрицательным отношением к праву и его ценностям19. И, нигилизм - это не только активное отрицательное отношение к праву, но и вообще любое скептическое отношение к праву и его институтам и ценностям. Мы считаем, что согласиться нужно с первым определением, т.к. право ассоциируется в народе, прежде всего с системой законодательства. При условии, что законодательство не обладает высоким качеством, у населения может складываться скептическое отношение к нему, оно может критиковать некоторые законы, которые на самом деле “не работают”20 и т.д.

     Можно встретить две основных причины  правового нигилизма, это политическая и идеологическая. Политическая причина  состоит в том, что в государстве  много лет господствовал не демократический  режим, т.е. деятельность данного государства  основывалась не на праве. И народ  понимал, что приказания и указания правительства и есть право, тогда как эти указания были вовсе не правовыми и во многом ущемляли права и свободы населения. Вследствие этого и сложилось отрицательное отношение к праву, вплоть до вооруженных выступлений против несправедливого монарха или правительства. Идеологическая причина связана с многолетним господством нормативистского правопонимания, которое связывало право с волей государства21.

Информация о работе Правосознание