Юридический факультет
Направление подготовки бакалавров
(Юриспруденции)
Заочная (с УПО) форма обучения
2 курс
«Правотворчество
и систематизация законодательства»
Содержание
Введение 3
1. Правотворчество:
понятие и принципы 5
2. Формы, субъекты
и виды правотворческой деятельности. 7
3. Законотворческий
процесс и его основные стадии. 9
4. Понимание
законодательства в юридической
теории и практике. 14
5. Значение
и роль систематизации законодательства. 19
6. Виды систематизации
нормативных правовых актов. 22
Заключение 26
Список литературы 28
Введение
В современном государстве и
обществе люди и различного рода их
объединения постоянно вступают
между собой в различные отношения.
Эти отношения регулируются правом.
Нормы права содержатся в различных
источниках - законах, указах, постановлениях
и других правовых актах. Все граждане
и организации сталкиваются в
обычной повседневной жизни с
тем обстоятельством, что для
нормальной их жизнедеятельности необходимо
соблюдать нормы права. Все знают,
что за нарушение норм права наступает
ответственность. Каждое государство,
принимая нормы, стремится поддержать
в обществе определённую стабильность
и порядок, обеспечить в рамках права
свободу поведения и неприкосновенность
прав и свобод человека и гражданина. По
мере усложнения общественных отношений
право расширяет границы своего регулирования.
Оно выступает в качестве средства общения
между людьми, организациями и между ними.
Данная роль права в жизнедеятельности
общества и государства предполагает
знание того, кто создаёт нормы
права, имеют ли возможность сами
граждане участия в правотворчестве,
какие факторы влияют на создание
норм права, каков сам процесс
правотворчества, в чем проявляется
качество принимаемых правовых актов,
как нормы права работают в
реальной жизни? Без знания самих
правовых основ правотворчества
невозможно активное участие граждан
в построении правового государства
и гражданского общества. Без такого
знания исключается успешная деятельность
субъектов права нормотворческой
инициативы по созданию норм права, направленных
на обеспечение свободы личности,
законных интересов государства
и общества.
Актуальность нашей курсовой работы
состоит в том, что правотворчество является
одним из важных направлений работы любого
государства. Это своеобразная деятельность,
связанная с созданием или преобразованием
уже действующих в государстве правовых
норм. По итогам правотворческой деятельности
оценивают всё государство в целом, об
уровне его демократичности, развитости,
образованности.
Правотворческая деятельность
государства осуществляется в различных
видах и формах. В каждой стране
существуют свои особенности этой деятельности.
Таким образом, целью работы
является исследование понятия правотворчества,
его виды и признаки.
Исходя из цели работы, рассмотрим
следующие задачи:
- исследовать законотворческий процесс и его основные стадии;
- рассмотреть виды правотворческой деятельности, субъекты;
- выяснить роль и значение систематизации законодательства;
- рассмотреть виды систематизации правовых актов;
Объектом исследования являются
общественные отношения.
Предметом исследования является
правотворчество.
1. Правотворчество: понятие и принципы
Особая деятельность по созданию
и изменению правовых норм названа
в юриспруденции правотворчеством.
Правотворчество – это деятельность государственных
органов, направленная на совершенствование
законодательства, путем создания, новых
нормативных актов, изменения или отмены
устаревших правовых норм.
Оно выступает в качестве
одной из форм государственной деятельности,
в частности, правовой.
Основными функциями
правотворчества являются:
- обновление законодательства, издание новых нормативно-правовых актов;
- устранение (отмена) устаревших юридических норм;
- восполнение пробелов в праве.
К принципам
правотворчества относятся:
- гласность – состоит в открытости правотворческого процесса для общественности и проявляется в публикации проектов с последующим обсуждением в печати.
- демократизм – проявляется в активном и широком участии населения в правотворчестве, учет общественного мнения и выражение в законах интересов различных слоев общества;
- научность – проявляется в привлечении научных учреждений, ученых, экспертов, специалистов-практиков к процессу правотворчества, в обязательности прогноза последствий принятого нормативного акта;
- законность – означает строгое, неуклонное соблюдение установленного порядка подготовки, принятия и опубликования нормативных актов;
- профессионализм – предполагает участие в разработке новых правотворческих решений квалифицированных специалистов: ученых и практиков, работающих в соответствующей отрасли права, имеющих большой опыт работы.
- исполнимость – принцип, подразумевающий финансовое обеспечение нормативно-правовых решений, подготовку соответствующих кадров, необходимых для реализации нормативного акта.
Следовательно, принципы правотворчества
— это основополагающие идеи, руководящие
начала деятельности, связанной с
принятием, отменой или с заменой
юридических норм, это ориентир для
органов, творящих право.
Правотворческая деятельность осуществляется
в рамках установленных процессуальных
норм (процедур), содержащихся в Конституции,
регламентах, уставах и т. п. Правотворчество
характеризуется тем, что:
- представляет собой активную, творческую, государственную деятельность;
- основная его продукция — юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого — в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах);
- это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;1
- уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов, - это показатель цивилизованности и демократии общества.
2. Формы, субъекты и виды правотворческой
деятельности.
В зависимости от субъекта
правотворчества, т.е. от того, кто "творит"
право, принято выделять следующие
основные формы правотворчества:
- принятие нормативных актов органами государства – это наиболее распространенная форма;2
- принятие нормативных актов путем референдума – на референдум может быть поставлен законопроект, по которому гражданам предлагается высказать свое решение (ФКЗ от 28.06.2004 г. «О референдуме РФ»). Принятые на референдуме решения обладают высшей юридической силой и не нуждаются в последующем утверждении, каким бы то ни было государственным органом. Так, на референдуме в 1993 году была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации.
- заключение нормативных соглашений – представляет собой составление договоров нормативного содержания между различными субъектами подобного права. Исходя из уровня, на котором заключаются, соглашения могут быть международными, федеральными, региональными, отраслевыми и локальными.
К неосновным формам правотворчества
относятся:
- признание юридических прецедентов – в ряде стран, принадлежащих к англо-саксонской правовой семье, правотворчеством могут заниматься судебные органы, создающие судебные прецеденты в процессе рассмотрения конкретного дела. В российской практике правотворчества судебные прецеденты не признаются;
- санкционирование обычаев или норм, выработанных негосударственными организациями – это могут быть нормы, признанные населением данной местности (местные обычаи) или сложившиеся в практике деятельности некоторых организаций (например, обычаи морского порта).
Субъектами правотворчества
являются:
- в первую очередь государственные органы, которые имеют право принимать нормативно-правовые акты;
- должностные лица, имеющие соответствующие полномочия;
- органы местного самоуправления;
- народ (например, на референдуме, когда путем всенародного голосования решаются важные вопросы государственной и общественной жизни страны);
- общественные объединения – в предусмотренных законом случаях, вправе принимать нормативные акты в пределах своей компетенции.
Правотворчество высших представительных
органов государства (парламентов),
в процессе которого издаются нормативные
акты высшей юридической силы –
законы, юристы называют законотворчеством.
В зависимости от субъектов
правотворческой деятельности различают виды правотворчества:
- правотворчество государственных органов, которое осуществляется компетентными государственными органами, такими как Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ и другие органы;
- правотворчество отдельных лиц: Президента РФ, министров, руководителей государственных комитетов и ведомств;
- правотворчество органов местного самоуправления;
- правотворчество администраций государственных объединений, предприятий и учреждений.
3. Законотворческий процесс и
его основные стадии.
Законотворческий процесс
является официальной деятельностью по
подготовке, рассмотрению, утверждению
и обнародованию высших нормативных актов
государственной власти. Его суть и направленность
определяют следующие характерные черты:
- подобное творчество присуще любому государству в истории цивилизации;
- законотворчество оформляется в виде особых процедур, предусматриваемых законодательством (в том числе конституционными положениями, специальными законами, правилами и/или регламентами);
- для осуществления законотворческой деятельности создается специальный орган (или органы), чьё предназначение и есть оформление процесса создания законодательных актов;
- субъектами законотворческой деятельности являются народ и высшие органы государственной власти, составляющие в своем единстве так называемый полный парламент;
- сужение рамок законотворческого процесса, выпадение из общепринятой схемы определенных звеньев свидетельствует об ущемлении демократических основ общества;
Законотворческий процесс
происходит в соответствии с определенными
руководящими идеями (началами), соблюдение
которых является необходимым условием
эффективности законодательства, соответствия
результатов законотворчества его
целям, реальности и пополняемости
законов в жизни общества и государства.
Таковыми идеями, то есть принципами законотворческого
процесса, становятся:
- его правовой характер, то есть обусловленность исключительно юридическими факторами (а не, например, амбициями, эгоизмом, эмоциями и иными проявлениями личных интересов власть предержащих);
- законность, соблюдение которой требует принятия законодательных актов строго в рамках собственной компетенции, в строгом соответствии с установленном порядком, при проведении необходимых процедур и тем органом, который правомочен принимать соответствующие решения;
- научная обоснованность процесса, основанного на достижениях отечественной юридической доктрины, законодательной техники, на привлечении ученых-юристов к подготовке концепции и текста законопроекта, к проведению специальных исследований, в том числе законодательных экспериментов;
- учет зарубежного опыта законодательного регулирования и результатов научных исследований зарубежных ученых;
- профессионализм участников законотворческого процесса, дающий им возможность соответствовать его целям и задачам;
- системность, проявляемая в согласованности, последовательности, упорядоченности и комплексности законотворческого процесса, результаты которого должны вписываться в сложившуюся иерархию законодательства;
- демократизм, основанный на связи законодателя с реальностью, с интересами единственного носителя государственного суверенитета в современных демократических странах, с привлечением общественности к обсуждению законопроектов и процессов его рассмотрения и принятия;3
- гласность, которая выступает гарантом обеспечения принципа демократизма законотворчества и проявляется в своевременном информировании общества о законопроектных работах и их результатах.
В законотворческом процессе
можно выделить два этапа: неофициальный
(подготовка нормативно-правового акта)
и официальный (его принятие). Принятие
нормативно-правового акта процедурно
жестко определено и включает в себя следующие
стадии: