Правотворчество и систематизация законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 21:25, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование понятия правотворчества, его виды и признаки.
Исходя из цели работы, рассмотрим следующие задачи:
• исследовать законотворческий процесс и его основные стадии;
• рассмотреть виды правотворческой деятельности, субъекты;
• выяснить роль и значение систематизации законодательства;
• рассмотреть виды систематизации правовых актов;

Содержание

Введение 3
1. Правотворчество: понятие и принципы 5
2. Формы, субъекты и виды правотворческой деятельности. 7
3. Законотворческий процесс и его основные стадии. 9
4. Понимание законодательства в юридической теории и практике. 14
5. Значение и роль систематизации законодательства. 19
6. Виды систематизации нормативных правовых актов. 22
Заключение 26
Список литературы 28

Работа состоит из  1 файл

курсовая - копия.docx

— 63.21 Кб (Скачать документ)

 

Юридический факультет

Направление подготовки бакалавров (Юриспруденции)

Заочная (с УПО) форма обучения

2 курс

 

 

 

«Правотворчество  и систематизация законодательства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение 3

1. Правотворчество:  понятие и принципы 5

2. Формы, субъекты  и виды правотворческой деятельности. 7

3. Законотворческий  процесс и его основные стадии. 9

4. Понимание  законодательства в юридической  теории и практике. 14

5. Значение  и роль систематизации законодательства. 19

6. Виды систематизации  нормативных правовых актов. 22

Заключение 26

Список литературы 28

 

 

 

 

Введение

В современном государстве и  обществе люди и различного рода их объединения постоянно вступают между собой в различные отношения. Эти отношения регулируются правом. Нормы права содержатся в различных  источниках  - законах, указах, постановлениях и других правовых актах. Все граждане и организации сталкиваются в  обычной повседневной жизни с  тем обстоятельством, что для  нормальной их жизнедеятельности необходимо соблюдать нормы права. Все знают, что за нарушение норм права наступает  ответственность. Каждое государство, принимая нормы, стремится поддержать в обществе определённую стабильность и порядок, обеспечить в рамках права свободу поведения и неприкосновенность прав и свобод человека и гражданина. По мере усложнения общественных отношений право расширяет границы своего регулирования. Оно выступает в качестве средства общения между людьми, организациями и между ними.

Данная роль права в жизнедеятельности  общества и государства предполагает знание того, кто создаёт нормы  права, имеют ли возможность сами граждане участия в правотворчестве, какие факторы влияют на создание норм права, каков сам процесс  правотворчества, в чем проявляется  качество принимаемых правовых актов, как нормы права работают в  реальной жизни? Без знания самих  правовых основ правотворчества  невозможно активное участие граждан  в построении правового государства  и гражданского общества. Без такого знания исключается успешная деятельность субъектов права нормотворческой  инициативы по созданию норм права, направленных на обеспечение свободы личности, законных интересов государства  и общества.

Актуальность нашей курсовой работы состоит в том, что правотворчество является одним из важных направлений работы любого государства. Это своеобразная деятельность, связанная с созданием или преобразованием уже действующих в государстве правовых норм. По итогам правотворческой деятельности оценивают всё государство в целом, об уровне его демократичности, развитости, образованности.

Правотворческая деятельность государства осуществляется в различных  видах и формах. В каждой стране существуют свои особенности этой деятельности.

Таким образом, целью работы является исследование понятия правотворчества, его виды и признаки.

Исходя из цели работы, рассмотрим следующие задачи:

    • исследовать законотворческий процесс и его основные стадии;
    • рассмотреть виды правотворческой деятельности, субъекты;
    • выяснить роль и значение систематизации законодательства;
    • рассмотреть виды систематизации правовых актов;

Объектом исследования являются общественные отношения.

Предметом исследования является правотворчество.

 

 

 

1. Правотворчество: понятие и принципы

Особая деятельность по созданию и изменению правовых норм названа  в юриспруденции правотворчеством.

Правотворчество – это деятельность государственных органов, направленная на совершенствование законодательства, путем создания, новых нормативных актов, изменения или отмены устаревших правовых норм.

Оно выступает в качестве одной из форм государственной деятельности, в частности, правовой.

Основными функциями  правотворчества являются:

  • обновление законодательства, издание новых нормативно-правовых актов;
  • устранение (отмена) устаревших юридических норм;
  • восполнение пробелов в праве.

К принципам  правотворчества относятся:

  1. гласность – состоит в открытости правотворческого процесса для общественности и проявляется в публикации проектов с последующим обсуждением в печати.
  2. демократизм – проявляется в активном и широком участии населения в правотворчестве, учет общественного мнения и выражение в законах интересов различных слоев общества;
  3. научность – проявляется в привлечении научных учреждений, ученых, экспертов, специалистов-практиков к процессу правотворчества, в обязательности прогноза последствий принятого нормативного акта;
  4. законность – означает строгое, неуклонное соблюдение установленного порядка подготовки, принятия и опубликования нормативных актов;
  5. профессионализм – предполагает участие в разработке новых правотворческих решений квалифицированных специалистов: ученых и практиков, работающих в соответствующей отрасли права, имеющих большой опыт работы.
  6. исполнимость – принцип, подразумевающий финансовое обеспечение нормативно-правовых решений, подготовку соответствующих кадров, необходимых для реализации нормативного акта.

Следовательно, принципы правотворчества  — это основополагающие идеи, руководящие  начала деятельности, связанной с  принятием, отменой или с заменой  юридических норм, это ориентир для  органов, творящих право.

Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т. п. Правотворчество характеризуется тем, что:

  • представляет собой активную, творческую, государственную деятельность;
  • основная его продукция — юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого — в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах);
  • это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;1
  • уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов, - это показатель цивилизованности и демократии общества.

 

 

2. Формы, субъекты и виды правотворческой  деятельности.

В зависимости от субъекта правотворчества, т.е. от того, кто "творит" право, принято выделять следующие  основные формы правотворчества:

  1. принятие нормативных актов органами государства – это наиболее распространенная форма;2
  2. принятие нормативных актов путем референдума – на референдум может быть поставлен законопроект, по которому гражданам предлагается высказать свое решение (ФКЗ от 28.06.2004 г. «О референдуме РФ»). Принятые на референдуме решения обладают высшей юридической силой и не нуждаются в последующем утверждении, каким бы то ни было государственным органом. Так, на референдуме в 1993 году была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации.
  3. заключение нормативных соглашений – представляет собой составление договоров нормативного содержания между различными субъектами подобного права. Исходя из уровня, на котором заключаются, соглашения могут быть международными, федеральными, региональными, отраслевыми и локальными.

К неосновным формам правотворчества  относятся:

  • признание юридических прецедентов – в ряде стран, принадлежащих к англо-саксонской правовой семье, правотворчеством могут заниматься судебные органы, создающие судебные прецеденты в процессе рассмотрения конкретного дела. В российской практике правотворчества судебные прецеденты не признаются;
  • санкционирование обычаев или норм, выработанных негосударственными организациями – это могут быть нормы, признанные населением данной местности (местные обычаи) или сложившиеся в практике деятельности некоторых организаций (например, обычаи морского порта).

Субъектами правотворчества  являются:

  • в первую очередь государственные органы, которые имеют право принимать нормативно-правовые акты;
  • должностные лица, имеющие соответствующие полномочия;
  • органы местного самоуправления;
  • народ (например, на референдуме, когда путем всенародного голосования решаются важные вопросы государственной и общественной жизни страны);
  • общественные объединения – в предусмотренных законом случаях, вправе принимать нормативные акты в пределах своей компетенции.

Правотворчество высших представительных органов государства (парламентов), в процессе которого издаются нормативные  акты высшей юридической силы –  законы, юристы называют законотворчеством.

В зависимости от субъектов  правотворческой деятельности различают виды правотворчества:

  • правотворчество государственных органов, которое осуществляется компетентными государственными органами, такими как Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ и другие органы;
  • правотворчество отдельных лиц: Президента РФ, министров, руководителей государственных комитетов и ведомств;
  • правотворчество органов местного самоуправления;
  • правотворчество администраций государственных объединений, предприятий и учреждений.

 

 

3. Законотворческий процесс и  его основные стадии.

Законотворческий процесс является официальной деятельностью по подготовке, рассмотрению, утверждению и обнародованию высших нормативных актов государственной власти. Его суть и направленность определяют следующие характерные черты:

  • подобное творчество присуще любому государству в истории цивилизации;
  • законотворчество оформляется в виде особых процедур, предусматриваемых законодательством (в том числе конституционными положениями, специальными законами, правилами и/или регламентами);
  • для осуществления законотворческой деятельности создается специальный орган (или органы), чьё предназначение и есть оформление процесса создания законодательных актов;
  • субъектами законотворческой деятельности являются народ и высшие органы государственной власти, составляющие в своем единстве так называемый полный парламент;
  • сужение рамок законотворческого процесса, выпадение из общепринятой схемы определенных звеньев свидетельствует об ущемлении демократических основ общества;

Законотворческий процесс  происходит в соответствии с определенными  руководящими идеями (началами), соблюдение которых является необходимым условием эффективности законодательства, соответствия результатов законотворчества его  целям, реальности и пополняемости законов в жизни общества и государства. Таковыми идеями, то есть принципами законотворческого процесса, становятся:

  • его правовой характер, то есть обусловленность исключительно юридическими факторами (а не, например, амбициями, эгоизмом, эмоциями и иными проявлениями личных интересов власть предержащих);
  • законность, соблюдение которой требует принятия законодательных актов строго в рамках собственной компетенции, в строгом соответствии с установленном порядком, при проведении необходимых процедур и тем органом, который правомочен принимать соответствующие решения;
  • научная обоснованность процесса, основанного на достижениях отечественной юридической доктрины, законодательной техники, на привлечении ученых-юристов к подготовке концепции и текста законопроекта, к проведению специальных исследований, в том числе законодательных экспериментов;
  • учет зарубежного опыта законодательного регулирования и результатов научных исследований зарубежных ученых;
  • профессионализм участников законотворческого процесса, дающий им возможность соответствовать его целям и задачам;
  • системность, проявляемая в согласованности, последовательности, упорядоченности и комплексности законотворческого процесса, результаты которого должны вписываться в сложившуюся иерархию законодательства;
  • демократизм, основанный на связи законодателя с реальностью, с интересами единственного носителя государственного суверенитета в современных демократических странах, с привлечением общественности к обсуждению законопроектов и процессов его рассмотрения и принятия;3
  • гласность, которая выступает гарантом обеспечения принципа демократизма законотворчества и проявляется в своевременном информировании общества о законопроектных работах и их результатах.

В законотворческом процессе можно выделить два этапа: неофициальный (подготовка нормативно-правового акта) и официальный (его принятие). Принятие нормативно-правового акта процедурно жестко определено и включает в себя следующие стадии:

Информация о работе Правотворчество и систематизация законодательства