Правотворчество и систематизация законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 21:25, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование понятия правотворчества, его виды и признаки.
Исходя из цели работы, рассмотрим следующие задачи:
• исследовать законотворческий процесс и его основные стадии;
• рассмотреть виды правотворческой деятельности, субъекты;
• выяснить роль и значение систематизации законодательства;
• рассмотреть виды систематизации правовых актов;

Содержание

Введение 3
1. Правотворчество: понятие и принципы 5
2. Формы, субъекты и виды правотворческой деятельности. 7
3. Законотворческий процесс и его основные стадии. 9
4. Понимание законодательства в юридической теории и практике. 14
5. Значение и роль систематизации законодательства. 19
6. Виды систематизации нормативных правовых актов. 22
Заключение 26
Список литературы 28

Работа состоит из  1 файл

курсовая - копия.docx

— 63.21 Кб (Скачать документ)

Во-вторых, она обеспечивает удобства при реализации права, возможность  оперативно находить и правильно  толковать все нужные нормы. Наконец, систематизация является необходимой  предпосылкой целенаправленного и  эффективного правового воспитания, научных исследований, обучения студентов.

В разные периоды жизни  государства потребность в систематизации законодательства бывает различна. Когда  накапливается в течение многих лет большой объем нормативно-правового  материала, когда действует значительное число нормативных актов, принятых в разное время и к тому же перекрывающих  друг друга, действующих в усеченном  объеме или попросту устаревших, фактически утративших силу, систематизация законодательства особенно необходима. В условиях же существенной ломки, революционного преобразования правовой системы, когда отменяются целые нормативные блоки, регулирующие отживающие, подлежащие существенному  реформированию отношения, когда по сути дела создается качественно  новая общественно-экономическая  система, объективно требующая обновленных  законов, систематизация законодательства как бы уходит на второй план.

Сейчас в России темпы правотворческой и в первую очередь законодательной деятельности как никогда высоки. Создаются сотни и тысячи новых нормативных актов, существенно меняющих характер и основные принципы правового регулирования. Однако если сейчас не заниматься упорядочением действующей нормативной базы, которая увеличивается весьма быстрыми темпами, в будущем возникнут большие трудности в нахождении и использовании действующих норм права, хаос и неразбериха в российском нормативном хозяйстве. Дело осложняется еще и тем, что сейчас, когда создается практически новая правовая система в Российской Федерации, нужно также срочно решить судьбу формально действующих нормативных актов России и их частей, которые полностью либо частично противоречат новым нормативным решениям или попросту безнадежно устарели.

Обычно в понятие систематизации законодательства включаются четыре самостоятельных  формы правовой деятельности:

1) сбор государственными  органами, предприятиями, фирмами  и другими учреждениями и организациями  действующих нормативных актов, 6их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам (учет нормативных актов);

2) подготовка и издание  различного рода собраний и  сборников нормативных актов  (инкорпорация законодательства);

3) подготовка и принятие  укрупненных актов на базе  объединения норм разрозненных  актов, изданных по одному вопросу  (консолидация законодательства);

4) подготовка и принятие  новых актов (типа кодексов), в  которые помещаются как оправдавшие  себя нормы прежних актов, так  и новые нормативные предписания  (кодификация законодательства).

 

 

 

6. Виды систематизации  нормативных правовых актов.

 

Законодательство в целом  представляет огромный массив нормативных  правовых актов. Нормативные акты принимаются различными органами в разное время, в различных пространственных пределах и по разному поводу.

Такая ситуация не может  не влиять на природу действующих  законов и подзаконных актов, которые порой могут между  собой находиться в противоречии. Поэтому прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы они были приведены  в соответствующую систему.

Отсюда, систематизация - это  упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности  законодательства, удобства пользования  им, устранения устаревших и неэффективных  норм права, разрешения юридических конфликтов ликвидации пробелов.

Выделяют такие виды систематизации, как:

1) инкорпорация - форма систематизации  путем объединения нормативных  актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Инкорпорация - самый простой вид систематизации. Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К первой можно отнести Собрание законодательства Российской Федерации; ко второй - сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемые в учебных целях, для просвещения населения и т.п. На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел, например в суде;

2) консолидация - форма систематизации  путем объединения нормативных  актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она является "компромиссной" систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации;

3) кодификация - форма  систематизации путем объединения  нормативных актов в единый, логически  цельный акт с изменением их  содержания. В процессе кодификации  устраняются устаревший правовой  материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения,  обеспечивается их согласованность,  логичность (примером подобного  может служить принятие первой  и второй частей Налогового  кодекса РФ). Поэтому кодификация  - способ правотворчества, наиболее  сложный и трудоемкий вид систематизации. Кодификация законодательства может  быть всеобщей (когда переработке  подвергается значительная часть  законодательства), отраслевой (когда  перерабатываются нормы определенной  сферы законодательства), специальной  (когда перерабатываются нормы  какого-либо правового института). Кодификация предполагает переработку  норм права по содержанию в  их систематизированное, научно  обоснованное изложение в новом  законе (кодексе, своде законов  и т.д.). Признаки кодификации:  во-первых, ею имеют право заниматься  только специальные органы; во-вторых, в итоге появляется новый нормативный  акт - кодекс; в-третьих, кодифицированный  акт выступает основным среди  всех иных актов, действующих  в данной сфере.

В настоящее время наиболее распространенной "продукцией" кодификации  являются:

    • основы законодательства - кодифицированные нормативные правовые акты федерального уровня, содержащие наиболее важные общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов;
    • кодексы - систематизированные комплексные законодательные акты, объединяющие в определенном порядке переработанные нормы права, регулирующие однородную сферу общественных отношений (например, ГК РФ, УК РФ, УИК РФ, СК РФ и т.п.);
    • уставы - кодифицированные нормативные правовые акты, объединяющие нормы, регулирующие деятельность министерств, ведомств, служб в определенной сфере управления (например, уставы железных дорог, центрального банка, общевойсковые уставы, дисциплинарные уставы и т.п.);
    • положения - кодифицированные нормативные правовые акты, определяющие юридический статус и порядок деятельности каких-либо субъектов права, регламентирующие полномочия определенных органов, их структуру, функции (например, положения о министерствах, ведомствах, государственных комитетах, о филиалах учреждений и т.д.);
    • правила - кодифицированные нормативные правовые акты, устанавливающие порядок какого-либо вида деятельности (например, правила дорожного движения).

Рассматривая основные виды систематизации нормативных актов, следует обратить внимание еще на одну специфическую разновидность  упорядочивания, приведения в определенную систему нормативно-правовой информации. Это - введение в строй электронной  системы классификации правовых актов ("КонсультантПлюс" и т.п.), обеспечивающей правовую информированность  государственных и общественных структур, а также каждого гражданина в отдельности, доступность правовых актов для всех заинтересованных лиц. Такая классификация, бесспорно, будет содействовать совершенствованию  и процессу систематизации законодательства, ибо системность расположения материала позволит определить оптимальный состав наиболее важных кодифицированных актов, их соподчиненность и последовательность разработки. Создание автоматизированных информационно-поисковых систем по законодательству имеет ряд несомненных преимуществ по сравнению с традиционными видами учета нормативных актов:

а) учитывая, что в них  закладывается практически неограниченный объем нормативно-правовой информации (законодательство страны, других государств, проекты законов, решения судебных органов и т.п.), при обращении  к ним можно получить любую  справку;

б) оперативность получения  требуемой информации и т.д.

Таким образом, существуют различные  виды упорядочивания нормативных актов, каждый из которых выполняет свою собственную роль в этом процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Правотворчество — это правовая форма деятельности государства с участием гражданского общества (в предусмотренных законом случаях) по установлению (санкционированию), изменению, отмене юридических норм. Правотворчество выражается в формировании, систематизации, принятии и обнародовании нормативно-правовых актов.

Главное назначение правотворчества  — установление новых правовых норм.

2. Вопрос о принципах  правотворческой деятельности продолжает  оставаться дискуссионным. Исследованные  в курсовой работе принципы  правотворчества являются результатом  обобщения теоретических и нормативных  источников; однако для окончательного  решения вопроса о формировании  исчерпывающего списка принципов  правотворчества необходимы специальные  научные исследования.

3. Аналогичным образом  обстоит дело и с вопросом  о классификации правотворческой  деятельности, поскольку в юридической  литературе нет единого подхода  к этому вопросу, то в курсовой  работе рассматривались виды  правотворческой деятельности на  основе анализа мнений различных  ученых.

4. Круг субъектов правотворчества,  как элементов правотворческого  процесса, получивших нормативное  закрепление, определен в Конституции  и законах, однако проблемным  остается вопрос о соотношении  субъектов и участников правотворческого  процесса.

5. Количество стадий правотворческого  процесса тесно корреспондируется  с широким или узким пониманием  процесса правотворчества, оно включает в себя предпроектный и проектный этап, каждый из которых, в свою очередь, делится на стадии.

6. Законодательство как  понятие юриспруденции и правовой  практики трактуется неоднозначно, нередко вбирая в себя и всю совокупность правовых норм, функционирующих в государстве, и ограничиваясь лишь отдельными законодательными актами, которые регулируют определенную сферу правовых отношений.

7. Систематизация законодательства  необходима, во-первых, для дальнейшего  развития законодательства. Анализ  и обработка действующих нормативных  актов, группировка правовых предписаний  по определенной схеме, создание  внутренне единой системы актов  являются необходимыми условиями  эффективности правотворческой  деятельности, способствуют ликвидации  пробелов, устарелостей и противоречий  в действующем законодательстве

Систематизация законодательства как начальная стадия правотворчества  основывается на учете правовой базы, ее систематизации для заполнения пробелов и противоречий в законодательстве, исключения дублирования, то есть действий, целью которых является совершенствование  законодательства и оптимизация  его применения.

Реформа законодательства является важнейшей составной частью правовой реформы, столь необходимой России. Систематизация же нормативных актов, которая актуальна для любой развитой правовой системы, в российских условиях просто жизненно необходима.

Необходима система постоянного  мониторинга состояния правовой системы, которая при нынешнем развитии систематизации и кодификации законодательства практически нереализуема.

 

Список литературы

Нормативные акты:

  1. Конституция Российской Федерации // Российская газета, 15 декабря 1993 г.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Част<span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-si

Информация о работе Правотворчество и систематизация законодательства