Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 21:25, курсовая работа
Целью работы является исследование понятия правотворчества, его виды и признаки.
Исходя из цели работы, рассмотрим следующие задачи:
• исследовать законотворческий процесс и его основные стадии;
• рассмотреть виды правотворческой деятельности, субъекты;
• выяснить роль и значение систематизации законодательства;
• рассмотреть виды систематизации правовых актов;
Введение 3
1. Правотворчество: понятие и принципы 5
2. Формы, субъекты и виды правотворческой деятельности. 7
3. Законотворческий процесс и его основные стадии. 9
4. Понимание законодательства в юридической теории и практике. 14
5. Значение и роль систематизации законодательства. 19
6. Виды систематизации нормативных правовых актов. 22
Заключение 26
Список литературы 28
1) Законодательная инициатива - это процедура внесения проекта нормативно-правового акта обычно в нижнюю палату парламента (в некоторых государствах возможно внесение проекта закона в любую из палат парламента). Субъекты права законодательной инициативы определены Конституцией. Это право порождает у законодательных органов обязанность рассмотреть законопроект. Но предварительно происходит его экспертиза с точки зрения актуальности предмета регулирования, задач и целей законотворчества на данном этапе, просчитывается также экономическая обоснованность принятия акта. При положительном заключении, как правило, комитет по законодательству Государственной Думы РФ официально включает проект нормативно-правового акта в повестку дня заседания Государственной Думы.
2) Обсуждение законопроекта - это стадия законотворческого процесса, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада инициатора внесения законопроекта (субъекта права законодательной инициативы). Документ должен приобрести необходимое качество, должны быть устранены пробелы и неточности. Обычно обсуждение законопроекта предполагает два или более его чтений. В первом чтении обсуждается общая концепция закона, во втором чтении вносятся к нему поправки. На стадии третьего чтения принимается законопроект как закон и невозможно внесение поправок.
3) Принятие закона. Достигается
с помощью голосования в
4) Подписание закона главой
государства. В течение
5) Опубликование закона.
Федеральные конституционные
Итак, законотворческий процесс
начинается с принятия решения о
подготовке проекта. До начала подготовки
проекта важны предварительные
работы, связанные с выявлением потребности
в принятии акта и целями правового
регулирования. По каждому проекту
закона перед началом его разработки
подготавливают специальную справку
о действующем нормативно-
Можно считать, что на этом законотворческий процесс закончен. Однако в ряде стран закон должен еще пройти проверку на соответствие его положений основному закону государства.4
4. Понимание законодательства в юридической теории и практике.
Законодательство как
понятие юриспруденции и
1.1. Суперузкая трактовка законодательства, включающая в его понятие только законы в виде конституций, конституционных (органических) и обычных (текущих) законов;
1.2. Узкая – как совокупность законодательных актов, вбирающая в себя законы, нормативные постановления палат парламента и нормативные указы главы государства, включая регламентные акты;
1.3. Широкая – как совокупность нормативных актов и иных источников права общегосударственного значения, регулирующих отношения, которые имеют значение в масштабах всей страны;
1.4. Суперширокая трактовка, собирающая в рамках законодательства совокупность всех действующих источников права государства.
2. В зависимости от устройства государства:
2.1. Федеральное законодательство, объединяющее источники права, которые действуют на уровне единого государства, состоящего из самостоятельных государственных образований;
2.2. Региональное законодательство – как совокупность нормативных актов, имеющих общее и специальное значение для субъектов федерации;
2.3. Местное законодательство, включающее в себя муниципальные нормативные акты;
2.4. Локальное законодательство – как массив нормативных актов, действующих в учреждениях, организациях и предприятиях.
3. В отраслевом понимании. Такая трактовка охватывает важнейшие нормативные акты, действующие в отдельных сферах правового регулирования. На практике не сложилось адекватного определения отраслевого законодательства, которое рассматривается от предельно общего до столь же предельно узкого.
4. В зависимости от систем права:
4.1. Международное законодательство – как совокупность принципов и норм, объединяющих государства и их соединения в мировом общении;
4.2. Внутригосударственное законодательство, включающее в себя всю исторически сложившуюся совокупность источников права отдельного государства.
Общенациональное
При всей неоднозначности подходов к рассматриваемому понятию подчеркнем очевидное: законодательство является формой права и одним из принципиальных источников его развития. А его система как совокупность находящихся во взаимосвязи нормативных актов, регулирующих определенные сферы общественной и государственной жизни, дает возможность представить нормативный массив страны.
Основные элементы
системы законодательства – нормативные
акты и их составляющие компоненты,
собранные в институты и
Система законодательства субъективна
в построении, поскольку отражает
волю и интересы правоприменителя,
его потребности. Она является носителем
правовой информации о нормативных
актах определенной направленности,
и сама – результат деятельности
правомочных органов, нуждающихся
в такой информации и в ее сохранении
для последующего использования
в правоприменительной
Действительно, общее законодательство страны представляет собой огромный массив актов, принятых в различные исторические периоды и при разных государственных формах, что, соответственно, требует их упорядочения, учета и сведения воедино на основе определенных классификаций. Этим задачам должна соответствовать систематизация законодательства как целенаправленная деятельность государственных органов и иных субъектов права по упорядочению и приведению нормативных актов в единую согласованную систему.
В результатах данного процесса заинтересованы, по сути, все – от законодателя, которому необходимо знать реальное состояние законодательства, правоприменителя, чьи действия напрямую зависят от того, к каким законам и иным актам он обращается, и до граждан, правовая культура которых основывается и на знании действующих законов. При систематизации законодательства:
5. Значение и роль
Систематизация
Постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных актов, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений объективно обусловливают упорядочение всего комплекса действующих нормативных актов, их укрупнение, приведение в определенную научно обоснованную систему, издание разного рода сборников и собраний законодательства. Такая деятельность по приведению нормативных актов в единую, упорядоченную систему обычно называется систематизацией законодательства.
Систематизация
Информация о работе Правотворчество и систематизация законодательства