Правотворчество и законотворчество в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 14:04, курсовая работа

Описание

В условиях коренных преобразований во всех сферах общественной жизни происходят неизбежные сбои в функционировании правовой системы. Острее, чем прежде, выявляется несовершенство системы действующего законодательства, обнажаются недостатки в правотворческом процессе. Все чаще высказываются скептические суждения о возможностях закона изменить ситуацию в лучшую сторону. Актуальным является вопрос повышения качества правовых решений, снижения до минимального числа неэффективных нормативных актов – в этом видится постоянная задача законодателя.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….....3-5
Глава I. Правотворчество …………………………..……………………….6-15
I.1. Понятие «правотворчество». Правотворчество как составная часть юридического процесса. Виды правотворчества .…………6-11
I.2. Основные принципы правотворчества…...………………….12-15
Глава II. Законотворчество как основная разновидность правотворческой деятельности. Основные стадии законотворческого процесса…………...16-23
ГлаваIII. Юридическая техника…………………………………………....24-27
Заключение…………………………………………………………………..28-29
Библиография………………………………………………………………30-31

Работа состоит из  1 файл

вся.docx

— 60.83 Кб (Скачать документ)

О Г Л  А В Л Е Н И Е  

Введение…………………………………………………………………….....3-5 

      Глава I. Правотворчество …………………………..……………………….6-15 

      I.1. Понятие «правотворчество». Правотворчество как составная часть юридического процесса. Виды правотворчества .…………6-11 

      I.2. Основные принципы правотворчества…...………………….12-15 

Глава II. Законотворчество как основная разновидность правотворческой деятельности. Основные стадии законотворческого процесса…………...16-23    

ГлаваIII. Юридическая техника…………………………………………....24-27 

Заключение…………………………………………………………………..28-29 

Библиография………………………………………………………………30-31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       В условиях коренных преобразований во всех сферах общественной жизни происходят неизбежные сбои в функционировании правовой системы. Острее, чем прежде, выявляется несовершенство системы  действующего законодательства, обнажаются недостатки в правотворческом процессе. Все чаще высказываются скептические суждения о возможностях закона изменить ситуацию в лучшую сторону. Актуальным является вопрос повышения качества правовых решений, снижения до минимального числа неэффективных нормативных актов – в этом видится постоянная задача законодателя. Именно этим объясняется теоретическое и практическое значение изучения вопросов, связанных с правотворчеством. «Потребителями» законов являются люди, общество, поэтому нельзя допустить поспешных, непродуманных правовых решений, ибо любая ошибка законодателя влечет неоправданные материальные затраты, нарушение интересов граждан.

       Объектом данного исследования стала деятельность по осуществлению правотворчества. Предмет исследования – сущность современного правотворчества.

       Исследование  проводилось с опорой на методологическую концепцию диалектического материализма и на базе принципов объективности. В ходе работы применялись описательный метод, индукция, анализ и синтез.

       Источники, привлеченные к работе над заявленной темой были условно разделены нами на несколько групп. К первой группе относится учебная литература, которая включала себя весь спектр учебных пособий по теории государства и права.1Ко второй группе мы отнесли специальную литературу, включающую периодические издания, сборники статей. При подготовке данной работы было просмотрено большое количество центральных изданий,  таких как журналы «Государство и право»2, «Российская юстиция»3 и т. п. Таким образом, представленные источники вполне позволяют раскрыть заявленную тему и позволяют автору претендовать на определенную степень объективности сделанных выводов.

       Работа  с источниками позволила сформулировать цель исследования: изучение правотворческой деятельности государства.

       Формулировка цели определила постановку следующих исследовательских задач:

       - рассмотреть содержание, цели, субъекты правотворчества и его виды (за основу был взят субъектный классификационный критерий);

       - определить основополагающие принципы правотворчества;

    - ознакомиться законодательной процедурой в Российской Федерации и проанализировать ее основные стадии;

    - выявить значимость юридической техники в правотворчестве.

            Что касается географических  рамок, они ставятся лишь во  второй главе данной работы, поскольку  в ней рассматриваются особенности  законотворчества именно в Российской  Федерации.

       Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения. А так же работа содержит библиографический список. Во Введении обосновывается актуальность данной работы, выбор методологической базы, дается объяснение географических рамок. Здесь же охарактеризованы источники, сформулированы цели, задачи исследования. Мы выделили три главы, соответствующие трем основным блокам: правотворчество, законотворчество, юридическая техника. Лишь первую главу мы разделили на два параграфа: сначала мы рассматриваем  содержание, цели, субъекты правотворчества и его виды, а затем рассматриваем основополагающие принципы правотворчества. В Заключении работы представлены основные обобщения и выводы исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Правотворчество

I.1. Понятие «правотворчество». Правотворчество как составная часть юридического процесса. Виды правотворчества  

     На  рубеже двух тысячелетий в мире и  в нашей стране происходят сложные, глубокие преобразования  и коренные изменения в общественной жизни. Быстро меняются социальные и экономические  отношения, приводится в соответствие с поставленными задачами структура  органов власти и управления, происходит активное сближение мировых правовых систем. Это обусловлено тем, что  «перед человечеством в полный рост встали глобальные проблемы, от успешного  решения которых зависит его  судьба»4 Сказанное ставит перед теорией государства и права задачу вырабатывать адекватные реалиям жизни теоретические концепции, научные выводы и практические рекомендации, связанные с правотворческой деятельностью и правотворческой политикой нашей страны и ведущих государств современности.

     Одним из проблемных вопросов в этой области  является определение  понятия правотворчества.  В научной литературе правотворчество  понимается и излагается с разных позиций. Большинство авторов обращает внимание на то, что правотворчество  представляет собой деятельность. Именно в правотворчестве, по словам С.С. Алексеева, «находят концентрированное, «конечное» выражение два главных составных  процесса правообразования – объективно обусловленные требования социальной жизни, с одной стороны, и активная творческая деятельность компетентных органов по выработке и включению  тех или иных норм в действующую  правовую систему - с другой »5. И.Н. Сеняткин, в свою очередь, выделяет в понимании правотворчества два аспекта, предлагая рассматривать его в узком и широком смысле. В узком смысле под правотворчеством подразумевается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широкой трактовке данный процесс «исчисляется» с момента правотворческого замысла и до практической реализации юридической нормы.6

     Таким образом, несмотря на различие в подходах к пониманию правотворчества, это  всегда деятельность управомоченных органов  по созданию, изменению и отмене существующих в государстве правовых норм.

     В современной теории государства  и права характерно рассмотрение процесса правотворчества   как  составной части юридического процесса. Юридический процесс – это урегулированный процессуальными нормами порядок деятельности компетентных государственных органов, состоящий в подготовке, принятии и документальном закреплении юридических решений общего или индивидуального характера. В юридический процесс по характеру принимаемых решений наряду с правотворчеством, включают правоприменительный процесс, в результате которого принимаются индивидуальные юридические решения по рассматриваемому делу или вопросу. Также в науке выделяют и интерпретационную деятельность как часть юридического процесса, в ходе которой издаются специфические юридические решения – интерпретационные правовые акты, которые отличаются как от нормативных, так и от правоприменительных актов. Вместе с тем законодатель пока не выделяет особой процедуры принятия актов официального толкования и, следовательно, не считает такую деятельность особым видом юридического процесса. Также к юридическому процессу относят доктринальную и правообучающую деятельности.7

     Результатом правотворческого процесса являются нормативные правовые акты. Процедуры принятия нормативных актов и степень урегулированности этих процедур процессуальными нормами существенно различаются в зависимости от органа правотворчества: Парламент, Президент, Министр, Губернатор области, руководитель предприятия и т.д.

     Правотворчество как целостный процесс формирования и принятия нормативных правовых актов может быть подразделено на несколько видов. Основания выделения  видов правотворчества служат, прежде всего, субъекты правотворчества, то есть государственные органы или иные структуры, которые вправе принять тот или иной нормативный правовой акт соответственно определенной процедуре. По кругу субъектов различаются основные виды правотворчества. Думается, здесь целесообразно рассмотреть виды правотворчества, которые характеризуют особенности юридической природы процесса создания норм права различными органами государства.8

     Правотворчество (законотворчество) высших представительных органов. Главным и самым распространенным видом правотворчества является создание законов парламентами. Механизм законопроектной работы парламентов отличается следующими особенностями:

     1) ограниченным кругом субъектов  законодательной инициативы;

     2) строгой процедурой прохождения  проекта в парламенте;

     3) последовательной сменой стадий  правотворчества;

     4) множественностью средств юридического  реагирования, находящихся в распоряжении  законодателя;

     5) обусловленностью юридического  содержания правотворческого акта  кругом регулируемых отношений.9

     Результат законотворчества – совокупность законов, обладающих (после Конституции) высшей юридической силой, принятых органом  законодательной власти в рамках  законодательного процесса.

     Подзаконное правотворчество. Оно имеет место в случаях, когда нормы права принимаются и вводятся в действие органами государства, не относящимися к его высшим представительным органам. Акты подзаконного правотворчества необходимы для обеспечения применения закона.

     К субъектам подзаконного правотворчества относятся: Президент, Правительство, иные высшие органы государства, обладающие по закону правом создания юридических норм и нормативных актов. Основная причина существования этого вида правотворчества заключается в сложности вопросов, которые должны решать органы государства. Парламент не всегда достаточно компетентен, чтобы принять к своему рассмотрению какой-либо сложный технический вопрос, требующий усилий специалистов, а кроме того, не все сложные вопросы современного общества должны рассматриваться парламентом. Есть ситуации, когда решение целесообразнее передать на более низкий уровень, как того требуют нормы, регулирующие компетенцию и прерогативы правотворческих органов.

     Другая  причина наличия подзаконного правотворчества  заключается в том, что парламент  часто испытывает дефицит времени, который не позволяет принять  соответствующее правовое решение (хотя это и желательно). Вследствие этого происходит передача правотворческих  полномочий другим субъектам нормотворчества. Разумеется, подзаконное правотворчество имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

     К достоинствам его относятся оперативность; гибкость и меньшая формальность; компетентность соответствующих органов, их знание местных и иных условий, увеличивающих эффективность принятого  юридического решения.

     К недостаткам подзаконного правотворчества  можно отнести закрытость процесса принятия правового решения, сложность  обзора и применения норм из-за большого числа нормативных актов, отсутствие контроля общества за правотворческой  работой бюрократии и др. Особый вид правотворчества, примыкающий  к подзаконному правотворчеству, – правотворчество органов местного самоуправления и негосударственных юридических лиц10. Одной из разновидностей подзаконного правотворчества является локальное нормотворчество. Оно отличается тем, что акты нормативного характера издаются администрацией государственных предприятий, учреждений, организаций и содержат общеобязательные правила, регулирующие отношения внутри соответствующих подразделений.

     Непосредственное  правотворчество  народа, проводимое в форме референдума.

     Референдум  – один из форм осуществления демократии, привлечению граждан к вопросам государственной жизни. Достоинство  референдума состоит в том, что  в нем непосредственно выражается воля народа. Известны и его недостатки. На всенародное голосование технически можно вынести небольшое число  вопросов. Тем более, проведение референдума  – довольно дорогостоящее мероприятие, требующее больших финансовых затрат.

     Правотворчество местного самоуправления отличается «примыканием» к подзаконному правотворчеству. Органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, содержащие нормы саморегуляции. Такие акты имеют разное наименование – решения, постановления, распоряжения. К числу органов местного самоуправления, наделенных правом принимать  названные нормативные правовые акты, относятся районные, городские, поселковые и сельские представительные органы  власти и соответствующие им местные администрации.

Информация о работе Правотворчество и законотворчество в РФ