Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 14:04, курсовая работа
В условиях коренных преобразований во всех сферах общественной жизни происходят неизбежные сбои в функционировании правовой системы. Острее, чем прежде, выявляется несовершенство системы действующего законодательства, обнажаются недостатки в правотворческом процессе. Все чаще высказываются скептические суждения о возможностях закона изменить ситуацию в лучшую сторону. Актуальным является вопрос повышения качества правовых решений, снижения до минимального числа неэффективных нормативных актов – в этом видится постоянная задача законодателя.
Введение…………………………………………………………………….....3-5
Глава I. Правотворчество …………………………..……………………….6-15
I.1. Понятие «правотворчество». Правотворчество как составная часть юридического процесса. Виды правотворчества .…………6-11
I.2. Основные принципы правотворчества…...………………….12-15
Глава II. Законотворчество как основная разновидность правотворческой деятельности. Основные стадии законотворческого процесса…………...16-23
ГлаваIII. Юридическая техника…………………………………………....24-27
Заключение…………………………………………………………………..28-29
Библиография………………………………………………………………30-31
Санкционированное правотворчество – придание свойства правовой нормы правилу поведения, которое или уже существовало в обществе в форме обычая, или выработано общественными организациями.
Договорное нормотворчество – разновидность правотворчества, проявляется в деятельности государственных органов по заключению соглашений, содержащих обязательные для исполнения нормативные предписания. Это конституционные, внутрифедеральные, управленческие, функциональные договоры и соглашения, заключаемые на добровольной основе. Они имеют неодинаковую юридическую силу, поскольку заключаются между различными субъектами права на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации, регулируют взаимоотношения между государственными структурами и общественными объединениями.11
Таким
образом, учитывая вышесказанное, следует
отметить, что правотворчество –
это многогранная, разнообразная
деятельность различных субъектов.
Особенность состоит в том, что
каждый вид правотворчества имеет
свою природу, черты и назначение.
I.2.
Основные принципы правотворчества
Правотворчество представляет собой одну из важнейших сторон деятельности государства, форму его активности, имеющую своей непосредственной целью формирование правовых норм, их изменения, конкретизации отмену или дополнение. Исходя из данных целей, становится возможным охарактеризовать общие принципы, на которых базируется правотворчество. В принятых за последние годы многочисленных законах важное значение придается правовым принципам. Исходя из смысла термина «принцип», означающего основу, правовые принципы определяются как основополагающие идеи, закрепленные в законе. Они приобретают значение императивных требований, конкретных правил и обязывают правоприминителя к определенному поведению или устанавливают определенные запреты, снижает вероятность создания неэффективных правовых норм, способствует росту правовой культуры населения и юридических лиц.12
В правовом государстве
В теории
права отмечают регулятивную функцию
правовых принципов. Она проявляется
в том, что в случае пробелов в
законе, несогласованности правовых
норм или затруднений в их применении
правоприминитель должен руководствоваться
правовыми принципами. Важно отметить,
что последние не только определяют
уровень правового
Рассмотрим наиболее важные из принципов правотворчества.
Принцип законности заключается в том, что разработка и принятие нормативно-правовых актов должны происходить с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов. К этому принципу примыкает требование соответствия нормативных актов конституции страны и действующему законодательству.
Принцип справедливости относится прежде всего к содержанию нормативных актов. Понимание справедливости всегда было разным, сейчас справедливость конкретизируется, как правило, указанием на идеи гуманизма, равенства граждан перед законом.
Принцип научности гласит о том, что подготовка и принятие проекта нормативно-правового акта осуществляется с участием представителей разных наук. Несомненно, что деятельность ученых-юристов имеет наиболее важное значение для успеха законотворческой работы. Ученые играют важную роль на всех этапах подготовки закона – от разработки концепции законопроекта, выяснения потребности в правовом урегулировании каких-либо общественных взаимосвязей (например, через социологические исследования, наблюдение и анализ) до определения способа и типа правового регулирования и выбора момента принятия нормативного акта (ошибки в этом вопросе чрезвычайно опасны). 15
Принцип использования правового опыта подразумевает, что всякий вновь разрабатываемый нормативный акт должен опираться на уже известный положительный правовой опыт государств и цивилизации в целом. Это имеет особо важное значение в начале XXI в. – века свободного перемещения информационных потоков. Кроме того, вредны и опасны для общественной жизни революционные нововведения, не известные юридической науке и практике.
В последнее время отечественный законодатель широко использует мировой законотворческий опыт, все самое лучшее из накопленного и достигнутого мировой юридической мыслью и юридической практикой. Такое заимствование не носит предосудительного характера, оно общепринято и диктуется юридической целесообразностью.
Принцип демократизма позволяет эффективно выявлять истинные стремления и волю народа. Этот принцип провозглашает необходимость участия народа в принятии нормативных актов и относится прежде всего к законотворческому процессу. Всенародное голосование (референдум) – один из способов придания нормативно-правовому акту высшей юридической силы. Однако всенародное голосование – достаточно дорогая процедура, в силу чего наиболее часто она применяется в небольших государствах, где не требует привлечения больших сил и средств. Поэтому наряду с референдумом выражением демократизма правотворчества являются гласность обсуждения законопроекта в правотворческом органе, его свободная критика, предложение альтернативных вариантов и т.д.16
Гласность правотворчества. Результат правотворческой деятельности – нормативные акты, в которых содержатся права и обязанности граждан – они должны быть доведены до сведения последних. Граждане должны знать требования, предъявляемые к ним правовыми нормами или, по крайней мере, иметь возможность получить такие знания. Незнание закона не освобождает от ответственности. И в этом плане государство, для того чтобы иметь моральное право привлечения к юридической ответственности, должно обеспечить гражданам возможность знакомства с содержанием нормативных правовых актов, поэтому необходимо опубликование наиболее важных нормативных документов. 17
Таким
образом, можно подвести итог, что
основополагающие идеи, претендующие
на статус принципов правотворчества,
должны быть глубоко и всесторонне
обоснованы, всем понятны и убедительны.
Именно посредствам таких идей российское
законодательство обогащается общечеловеческими
правовыми ценностями.
Глава 2. Законотворчество как основная разновидность правотворческой деятельности.
Законотворческий
процесс - главная составная часть
правотворческого процесса, его сердцевина.
Именно принятие законов прежде всего
характеризует данный процесс в
целом. Общероссийские законы подразделяются
на федеральные конституционные
законы и федеральные законы. Те
и другие в соответствии с Конституцией
Российской Федерации могут приниматься
либо всенародным голосованием –
референдумом (часть 3 статья 3 Конституции
Российской Федерации), либо Государственной
Думой (статья 105 Конституции). Кроме
законов продукцией правотворчества
выступают подзаконные
Законодательная
процедура устанавливает
В юридической литературе вопрос о количестве стадий законодательного процесса остается дискуссионным. По этому поводу в основном высказывается два мнения. Первое – в законотворческом процессе следует выделять две части: подготовительную и непосредственно связанную с принятием закона многоступенчатую процедуру; второе – законодательный процесс - это установленный порядок принятия закона, начиная от подготовки законопроекта и внесения в парламент и заканчивая обсуждением принятого закона и вступлением его в силу. Автор данной работы придерживается второго мнения, поэтому приступим к непосредственному рассмотрению законодательной процедуры именно со второй точки зрения.
Первый – предпроектный этап – заключается в том, что в обществе выявляется потребность в урегулировании нормами права социальной проблемы. Создавая норму права, законодатель и иные субъекты – участники этого процесса создания закона из всего многообразия общественных отношений избирают только те, которые вообще могут быть урегулированы при помощи права и, следовательно, попадают в область правой регуляции. Выявить входят ли отношения в область правовой регуляции можно двумя способами: 1) путем теоретического анализа, доказательством того, что отношение, подлежащее регулированию, имеет правовую природу; 2) эмпирическим путем, то есть методом проб и ошибок. Излишне доказывать, что эмпирический путь приводит к неоправданным издержкам не только материального, но и морального характера.19
Далее
внутри этой сферы подлежат вычленению
отношения, еще не урегулированные
правом либо урегулированные недолжным
образом или не в полном объеме,
то есть те, где имеется объективная
потребность в правовой регламентации.
Выявление такой потребности
происходит спонтанно, имеют значение
лишь степень остроты проблемы (вопроса),
ее общая значимость и актуальность.
Оценивает потребность в
Законодателю
необходимо найти, а иным субъектам
– участникам процесса создания
закона предложить надлежащий способ
разрешения возникших вопросов, что
связано с поиском наиболее целесообразных
и ориентированных на общее методов
и приемов правового
Требования
Конституции Российской Федерации
о том, что законы и иные нормативные
правовые акты, принимаемые в Российской
Федерации, не должны противоречить
Конституции Российской Федерации
(часть 1 статья 15), что федеральные
законы не могут противоречить
Приемы и способы подготовки
закона связаны с работой
над конкретным законопроектом
и заключается в том, чтобы
закон оформлялся в строго
определенных формах, имел соответствующие
реквизиты, четко определенные
структурные элементы, грамотный
стиль и язык, точные понятия,
правильные ссылки и отсылки,
точное повторение и произведение
нормативных положений, четкий
порядок перечисления
Второй этап правотворчества называется проектным этапом, или этапом принятия правотворческого решения. Особенность его заключается в том, что, во-первых, эта работа осуществляется непосредственно в самом законодательном органе, а, во-вторых, на данном этапе осуществляется собственно «творчество права»: создаются, изменяются или отменяются нормы права, происходит интеллектуальная работа над текстом законопроекта. Причем проектный этап может быть в свою очередь разбит на несколько стадий, последовательно сменяющих одна другую.
Первая стадия: внесение в правотворческий орган проекта закона субъектом правотворческой инициативы. Число вносимых законодательных предложений во многом определяется кругом субъектов законодательной инициативы. Согласно статье 104 Конституции Российской Федерации 1993 года, право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, его членам, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации и законодательным органам субъектов Российской Федерации. Правом законодательной инициативы обладают также Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации по вопросам их ведения. Из приведенного перечня видно, что круг субъектов законодательной инициативы весьма широк. Вместе с тем Конституция Российской Федерации лишила права законодательной инициативы общественные организации и Академию наук России, которые обладали таким правом по ранее действовавшему закону страны.24 Следует отметить, что чаще всего инициатором принятия того или иного закона является Правительство, которое реализует ту или иную политику и острее других чувствует, в каком акте парламента оно нуждается для дальнейшей эффективной работы, тем более парламенту сложно улавливать все изменения в обществе и быстро на них реагировать. Правительство успешно решает возникающие пробелы в действующем законодательстве, нередко используя и в том числе институт делегированного законодательства. Эта практика при соответствующих условиях оправдывает себя, хотя и представляет отступление от классического принципа разделения властей.25 В силу сказанного часто законопроект возникает именно потому, что в нем больше всего нуждается исполнительная власть.