Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 14:04, курсовая работа
В условиях коренных преобразований во всех сферах общественной жизни происходят неизбежные сбои в функционировании правовой системы. Острее, чем прежде, выявляется несовершенство системы действующего законодательства, обнажаются недостатки в правотворческом процессе. Все чаще высказываются скептические суждения о возможностях закона изменить ситуацию в лучшую сторону. Актуальным является вопрос повышения качества правовых решений, снижения до минимального числа неэффективных нормативных актов – в этом видится постоянная задача законодателя.
Введение…………………………………………………………………….....3-5
Глава I. Правотворчество …………………………..……………………….6-15
I.1. Понятие «правотворчество». Правотворчество как составная часть юридического процесса. Виды правотворчества .…………6-11
I.2. Основные принципы правотворчества…...………………….12-15
Глава II. Законотворчество как основная разновидность правотворческой деятельности. Основные стадии законотворческого процесса…………...16-23
ГлаваIII. Юридическая техника…………………………………………....24-27
Заключение…………………………………………………………………..28-29
Библиография………………………………………………………………30-31
Вторая стадия: рассмотрение проекта закона в комиссиях и комитетах правотворческого органа с целью проанализировать его содержание с разных позиций и предложить более совершенные средства правового воздействия. Так, в Совете Федерации и Государственной Думе имеются комитеты по делам Федерации и региональной политике. Их деятельность сориентирована на выявление, отражение и реализацию в процессе законотворчества специфических интересов субъектов Российской Федерации и их согласование с Федерацией в целом.
Другие комитеты Советы Федерации и Государственной Думы имеют свои, уже отраслевую специфику. Это позволяет всем им вместе и каждому в отдельности выступать не только с позиции общества в целом, но и в качестве своеобразных носителей более узких интересов, за которыми стоит действие тех или иных социальных факторов.26
Данная стадия включает немаловажную правовую экспертизу проекта – это специальное исследование, проводимое для оценки его соответствия Конституции Российской Федерации и установления «качества» законопроекта с точки зрения правил законодательной техники. Регламентом Государственной Думы предусмотрено проведение правовой экспертизы только в двух случаях:
Третья стадия: обсуждение законопроекта по палатам или на совместном заседании палат законотворческого органа. Цель такого обсуждения заключается в высказывании предложений, поправок и замечаний отдельными депутатами и фракциями (объединениями депутатов) парламента. Начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до высокого уровня качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение. Принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным). Принятие закона - главная стадия, которая, в свою очередь, распадается на подстадии:
а)
принятие закона Государственной Думой
(федеральные законы принимаются
простым большинством голосов от
общего числа депутатов
б) одобрение закона Советом Федерации (в соответствии с частью 4 статьи 105 Конституции РФ "федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации"27; согласно части 2 статьи 108 Конституции РФ, "федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации"28;
Эта стадия может иметь два варианта развития:
а) принятие законопроекта в первом чтении;
б) возврат
его на доработку с последующим
прохождением процедуры обсуждения
по комиссиям и комитетам
Четвертая стадия: принятие законопроекта правотворческим органом во втором (окончательном) чтении. С процедурной точки зрения, принятие означает лишь то, что проект получил одобрение большинства депутатов палаты (или парламента в целом). С юридической точки зрения, принятие законопроекта составом депутатов парламента – один из необходимых юридических фактов, обусловливающих дальнейшее превращение законопроекта в полноценный закон. Для завершения процесса правотворчества необходимы еще несколько важных этапов, логически включаемых в четвертую стадию правотворчества. Это подписание законопроекта главой государства и обнародование (опубликование в средствах массовой информации) текста нового закона. Своевременное официальное опубликование законов, других актов нормативного характера дает возможность ознакомиться с вновь принятым законодательством, с изменениями и дополнениями в действующих актов. А это, в свою очередь, позволяет быстрее перестроить деятельность различных структур в заданном направлении. Важно также, чтобы населению и должностным лицам страны было предоставлено достаточное время для ознакомления и изучения новых законов и других актов нормативного характера, так как соблюдение и исполнение их во многом зависит от того, насколько правильно они понимаются теми, кому адресованы.30
В части 3 статьи 15 Конституции
Российской Федерации
Таким
образом, мы видим, всю сложность
и многоступенчатость законотворческого
процесса. Для того, чтобы функционировать
эффективно, эта деятельность должна
строиться на правовой основе, регламентирующей
как содержательные, так и
процедурно-процессуальные стороны
работы законодательных органов
и других участников законотворчества.
Глава III. Юридическая техника
Проведенный
анализ законотворческой деятельности
показал, что принимаемые законодателем
в спешном порядке нормативно-
Юридическая техника - это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности.33
Важным
моментом в характеристике юридической
техники является определение ее
цели. Считается, что юридическая
техника направлена на подготовку качественно
совершенных как по форме, так
и по содержанию нормативно-правовых
актов, наиболее рациональную организацию
и логически последовательнее формулирование
законов и подзаконных актов
в соответствии с их сущностью
и держанием в целях
Основным объектом юридической техники является текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясностей, двусмысленности. Юридическая техника призвана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юридической техники символизирует собой определенный уровень правовой культуры конкретного общества.35
Техническими средствами являются юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, наказаний и т.п.). В качестве юридических конструкций выступают те или иные правовые режимы, юридический состав правонарушения и т.п.36
К техническим правилам относятся:
1) ясность и четкость, простота и доступность языка правовых актов;
2)
сочетание лаконичности с
3)
последовательность в
4)
взаимосвязь, согласованность
Технические приемы - это способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурная организация правового акта (вводная часть - преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.).37
Юридическая техника подразделяется на следующие виды:
законодательная (правотворческая);
систематизация нормативных актов;
учет нормативных актов;
правоприменительная.
Все виды юридической техники играют исключительно важную роль и используются на разных этапах механизма правового регулирования - от издания нормативных актов до принятия на их основе правоприменительных актов. Различные виды юридической техники, все вместе организуя и конструируя правовой материал, создают условия для рационализации юридической деятельности, для оптимизации процесса правового упорядочения общественных отношений.38
Юридическая техника служит важнейшим фактором внутреннего развития правовых актов и обретения ими официально признанных свойств. Значение ее постоянно возрастает в условиях стремительного правотворчества, масштабного обновления и развития отечественного законодательства. Так, Ю.А. Тихомиров выделяет четыре основных направления комплексного применения юридической техники: систематическое и планомерное воздействие на законодательную деятельность, когда с ее помощью удается тщательно и юридически корректно формировать нормативную ткань будущего закона, проводить юридическую экспертизу с точки зрения соблюдения правил юридической техники, не допускать и исправлять законодательные ошибки; юридическая техника оказывает влияние на правоприменительную деятельность, способствуя правильному пониманию смысла законов и содержания правовых норм, верному применению их как основания для издания подзаконных актов, осуществления юридических действий, использования механизма правовой защиты граждан и юридических лиц; юридическая техника выступает в качестве средства международного обмена правовой информацией, как способ сближения национальных законодательств и введения общих и согласованных юридических режимов; юридическая техника служит средством обучения основам правотворчества и правоприменения.39
В
заключение хотелось бы подчеркнуть, что
создание сбалансированного, непротиворечивого
и эффективного законодательства
возможно только при условии грамотного
использования правил и приемов
юридической техники в рамках
научно обоснованной правотворческой
политики.
Заключение
В своей курсовой работе мы постарались максимально полно разобраться в понятии «правотворчество», в его основных принципах и видах, проблемах и перспективах, что позволило сделать некоторые выводы.
Во
- первых, быстро меняющиеся общественные
отношения и приведение структуры
органов государственной власти
в соответствие с поставленными
задачами вызвали обилие нормативно-правовых
актов, принятие которых свидетельствует,
что государство стремится
Одним
из проблемных вопросов в этой области
является определение понятия