Правотворчество и законотворчество в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 14:04, курсовая работа

Описание

В условиях коренных преобразований во всех сферах общественной жизни происходят неизбежные сбои в функционировании правовой системы. Острее, чем прежде, выявляется несовершенство системы действующего законодательства, обнажаются недостатки в правотворческом процессе. Все чаще высказываются скептические суждения о возможностях закона изменить ситуацию в лучшую сторону. Актуальным является вопрос повышения качества правовых решений, снижения до минимального числа неэффективных нормативных актов – в этом видится постоянная задача законодателя.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….....3-5
Глава I. Правотворчество …………………………..……………………….6-15
I.1. Понятие «правотворчество». Правотворчество как составная часть юридического процесса. Виды правотворчества .…………6-11
I.2. Основные принципы правотворчества…...………………….12-15
Глава II. Законотворчество как основная разновидность правотворческой деятельности. Основные стадии законотворческого процесса…………...16-23
ГлаваIII. Юридическая техника…………………………………………....24-27
Заключение…………………………………………………………………..28-29
Библиография………………………………………………………………30-31

Работа состоит из  1 файл

вся.docx

— 60.83 Кб (Скачать документ)

    Вторая  стадия: рассмотрение проекта закона в комиссиях и комитетах правотворческого органа с целью проанализировать его содержание с разных позиций и предложить более совершенные средства правового воздействия.  Так, в Совете Федерации и Государственной Думе имеются комитеты по делам Федерации и региональной политике. Их деятельность сориентирована на выявление, отражение и реализацию в процессе законотворчества специфических интересов субъектов Российской Федерации и их согласование с Федерацией в целом.

    Другие  комитеты Советы Федерации и Государственной  Думы имеют свои, уже отраслевую специфику. Это позволяет всем им вместе и каждому в отдельности  выступать не только с позиции  общества в целом, но и в качестве своеобразных носителей более узких  интересов, за которыми стоит действие тех или иных социальных факторов.26

    Данная  стадия включает немаловажную правовую экспертизу проекта – это специальное  исследование, проводимое для оценки его соответствия Конституции Российской Федерации и установления «качества» законопроекта с точки зрения правил законодательной техники. Регламентом  Государственной Думы предусмотрено  проведение правовой экспертизы только в двух случаях:

  1. в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению в первом чтении;
  2. в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению в третьем чтении (часть 1 статья 114 Регламента Государственной Думы)

     Третья  стадия: обсуждение законопроекта по палатам или на совместном заседании палат законотворческого органа. Цель такого обсуждения заключается в высказывании предложений, поправок и замечаний отдельными депутатами и фракциями (объединениями депутатов) парламента. Начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до высокого уровня качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение. Принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным). Принятие закона - главная стадия, которая, в свою очередь, распадается на  подстадии:

     а) принятие закона Государственной Думой (федеральные законы принимаются  простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной  Думы, т.е. 50% + 1 голос; федеральные же конституционные законы считаются  принятыми, если за них проголосовало  не менее 2/3 голосов от общего числа  депутатов Государственной Думы);

     б) одобрение закона Советом Федерации (в соответствии с частью 4 статьи 105 Конституции РФ "федеральный  закон считается одобренным Советом  Федерации, если за него проголосовало  более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение  четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации"27; согласно части 2 статьи 108 Конституции РФ, "федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации"28;

Эта стадия может иметь два варианта развития:

а) принятие законопроекта в первом чтении;

б) возврат  его на доработку с последующим  прохождением процедуры обсуждения по комиссиям и комитетам парламента. Проекты законов практически  всегда направляются после первого  чтения для подготовки замечаний  и предложений в отдельные  комитеты и депутатские объединения, а также другим заинтересованным органам государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Причем делается это всегда «по максимуму» адресов. При этом не учитывается, что  увеличение числа органов, которые  по просьбе Государственной Думы должны дать свои замечания  и предложения  по законопроектам, увеличивает и  продолжительность времени их сбора, обработки и учета. Поэтому целесообразен  более дифференцированный и избирательный  подход к выбору органов, куда законопроекты  направляются после первого чтения.29

       Четвертая стадия: принятие законопроекта правотворческим органом во втором (окончательном) чтении. С процедурной точки зрения, принятие означает лишь то, что проект получил одобрение большинства депутатов палаты (или парламента в целом). С юридической точки зрения, принятие законопроекта составом депутатов парламента – один из необходимых юридических фактов, обусловливающих дальнейшее превращение законопроекта в полноценный закон. Для завершения процесса правотворчества необходимы еще несколько важных этапов, логически включаемых в четвертую стадию правотворчества. Это подписание законопроекта главой государства и обнародование (опубликование в средствах массовой информации) текста нового закона. Своевременное официальное опубликование законов, других актов нормативного характера дает возможность ознакомиться с вновь принятым законодательством, с изменениями и дополнениями в действующих актов. А это, в свою очередь, позволяет быстрее перестроить деятельность различных структур в заданном направлении. Важно также, чтобы населению и должностным лицам страны было предоставлено достаточное время для ознакомления и изучения новых законов и других актов нормативного характера, так как соблюдение и исполнение их во многом зависит от того, насколько правильно они понимаются теми, кому адресованы.30 

         В части 3 статьи 15 Конституции  Российской Федерации предусматривается:  «Законы подлежат официальному  опубликованию. Неопубликованные  законы не применяются. Любые  нормативные правовые акты, затрагивающие  права, свободы и обязанности  человека и гражданина, не могут  применяться, если они не опубликованы  официально для общего сведения»31.

     Таким образом, мы видим, всю сложность  и многоступенчатость законотворческого  процесса. Для того, чтобы функционировать  эффективно, эта деятельность должна строиться на правовой основе, регламентирующей как содержательные,  так и  процедурно-процессуальные стороны  работы законодательных органов  и других участников законотворчества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава III. Юридическая техника

 

       Проведенный анализ законотворческой деятельности показал, что принимаемые законодателем  в спешном порядке нормативно-правовые акты содержат множеств недостатков:  имеют несовершенную форму изложения, изобилуют техник – юридическими ошибками. Все это затрудняет достижение цели правовой регламентации. Стремление законодателя создать  эффективно действующую  систему права, игнорируя основные требования юридической техники, не может дать положительных результатов. В связи с этим значение юридической  техники возрастает.32 В литературе по теории права юридическая техника традиционно рассматривается в контексте правотворчества, в качестве одного из элементов.

       Юридическая техника - это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности.33

     Важным  моментом в характеристике юридической  техники является определение ее цели. Считается, что юридическая  техника направлена на подготовку качественно  совершенных как по форме, так  и по содержанию  нормативно-правовых актов, наиболее рациональную организацию  и логически последовательнее формулирование законов и подзаконных актов  в соответствии с их сущностью  и держанием в целях рационализирования юридической деятельности, достижения ясности, простоты, краткости, определенной стандартности, единообразия юридических  документов34

    Основным  объектом юридической техники является текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали  друг другу, чтобы не было неясностей, двусмысленности. Юридическая техника призвана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юридической техники символизирует собой определенный уровень правовой культуры конкретного общества.35

    Техническими  средствами являются юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового  акта) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определенного  сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, наказаний и т.п.). В качестве юридических  конструкций выступают те или  иные правовые режимы, юридический  состав правонарушения и т.п.36

    К техническим правилам относятся:

    1) ясность и четкость, простота  и доступность языка правовых  актов;

    2) сочетание лаконичности с необходимой  полнотой, конкретности с требуемой  абстрактностью выражения соответствующих  правовых предписаний;

    3) последовательность в изложении  юридической информации;

    4) взаимосвязь, согласованность и  внутреннее единство правового  материала.

    Технические приемы - это способы, фиксирующие  официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его  принятия, подписи должностных лиц  и т.п.), структурная организация  правового акта (вводная часть - преамбула, общая и особенная части, нумерация  разделов, глав, статей, пунктов и  т.д.).37

    Юридическая техника подразделяется на следующие  виды:

    законодательная (правотворческая);

    систематизация  нормативных актов;

    учет  нормативных актов;

    правоприменительная.

    Все виды юридической техники играют исключительно важную роль и используются на разных этапах механизма правового  регулирования - от издания нормативных  актов до принятия на их основе правоприменительных  актов. Различные виды юридической  техники, все вместе организуя и  конструируя правовой материал, создают  условия для рационализации юридической  деятельности, для оптимизации процесса правового упорядочения общественных отношений.38

  Юридическая техника служит важнейшим фактором внутреннего развития правовых актов и обретения ими официально признанных свойств. Значение ее постоянно возрастает в условиях стремительного правотворчества, масштабного обновления и развития отечественного законодательства. Так, Ю.А. Тихомиров выделяет четыре основных направления комплексного применения юридической техники: систематическое и планомерное воздействие на законодательную деятельность, когда с ее помощью удается тщательно и юридически корректно формировать нормативную ткань будущего закона, проводить юридическую экспертизу с точки зрения соблюдения правил юридической техники, не допускать и исправлять законодательные ошибки; юридическая техника оказывает влияние на правоприменительную деятельность, способствуя правильному пониманию смысла законов и содержания правовых норм, верному применению их как основания для издания подзаконных актов, осуществления юридических действий, использования механизма правовой защиты граждан и юридических лиц; юридическая техника выступает в качестве средства международного обмена правовой информацией, как способ сближения национальных законодательств и введения общих и согласованных юридических режимов; юридическая техника служит средством обучения основам правотворчества и правоприменения.39

  В заключение хотелось бы подчеркнуть, что  создание сбалансированного, непротиворечивого  и эффективного законодательства  возможно только при условии грамотного использования правил  и приемов  юридической техники в рамках научно обоснованной правотворческой  политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение

    В своей курсовой работе мы постарались  максимально полно разобраться  в понятии «правотворчество», в  его основных принципах и видах, проблемах и перспективах, что позволило сделать некоторые выводы.

   Во - первых, быстро меняющиеся общественные отношения и приведение структуры  органов государственной власти в соответствие с поставленными  задачами вызвали обилие нормативно-правовых актов, принятие которых свидетельствует, что государство стремится урегулировать  различные стороны общественной жизни. Все это ставит перед теорией  права и государства необходимость  вырабатывать адекватные реалиям жизни  теоретические концепции, научные  выводы и положения, практические рекомендации и предложения, связанные с правотворческой  деятельностью.

   Одним из проблемных вопросов в этой области  является определение понятия правотворчества, которое в юридической литературе понимают с разных позиций. На основе обобщения мнений различных авторов  и с учетом практики правотворческой  деятельности можно сформулировать содержание правотворчества: это юридическая  деятельность, направленная на создание, изменение, дополнение, поправку, прекращение  действия (отмену) нормативных актов. Однако возникает другой проблемный вопрос. На что же направлена юридическая  деятельность в сфере правотворчества? Создавая, изменяя, дополняя, внося  поправки, отменяя нормативные правовые акты, правотворческая деятельность формирует источники права. Действительно, если закон является одним из видов, пусть основным видом нормативных  правовых актов, то создание законов, т.е. законотворчество, является одним из видов правотворчества, в результате которого возникает, изменяется и прекращает свое действие один из видов нормативных  правовых актов -- законы. И поскольку  к закону предъявляют более высокие  юридические требования -- он регулирует более значимые общественные отношения, чем иные нормативные правовые акты; он обладает высшей юридической силой; ему не должны противоречить все другие нормативные акты, естественно, складывается положение, что законотворчество - это самостоятельная, более сложная юридическая деятельность по созданию нормативных правовых актов, которая осуществляется в особой процессуальной процедуре, регламент которой определяется специальным законодательством. В условиях формирования правового государства, развития демократического общества роль законов в общественной жизни повышается, а, следовательно, будет возрастать законотворчество.

Информация о работе Правотворчество и законотворчество в РФ