Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:47, курсовая работа
целью курсовой работы является исследование понятия правотворчества.
Исходя из цели работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и принципы правотворчества;
- исследовать этапы и стадии правотворческого процесса;
- описать виды правотворчества и юридическую технику;
- в заключение подвести итоги по проделанной работе, подчеркнуть наиболее важные моменты.
Введение
§1. Понятие, признаки и принципы правотворчества.
Понятие правотворчества.
Принципы правотворчества.
§2. Этапы и стадии правотворческого процесса.
§3. Виды правотворчества.
Заключение
Список использованных источников
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра государственно-правовых дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
по теории государства и права
на тему: Правотворчество в Российском
государстве
Выполнил студент I курса
НН-10-1 гр.
дневного отделения
Кречкивская М. А.
Научный руководитель
кандидат юридических наук
Цишковский Е.А.
ПЛАН КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Введение §1. Понятие, признаки и принципы правотворчества.
§2. Этапы и стадии правотворческого процесса. §3. Виды правотворчества. Заключение Список использованных источников |
3 5 5 9 12 20 24 26
|
Введение
Правотворческий процесс – сложнейший процесс, охватывающий не одну стадию прохождения и играющий отнюдь не второстепенную роль в правовой жизни общества. Ведущее место среди источников современного российского права занимают нормативно – правовые акты – акты государственных органов, содержащие юридические нормы. Они являются результатом правотворчества. Начальная стадия в процессе правообразования – возникновение объективно – обусловленной потребности в юридическом регулировании общественных отношений. На завершающей стадии правообразования приобретает большое значение целенаправленная специальная деятельность компетентных органов по выражению общественной потребности и соответствующих интересов в общеобязательных правилах поведения. Это объясняется тем, что именно правотворчество даёт жизнь праву, порождает, формирует, оформляет его и открывает «дверь» в общество. Поэтому вполне можно объяснить громадный общественный интерес к правотворчеству, позволяющему создавать правовые акты как выражение политического курса партий, государства и общества.
В отечественной и зарубежной литературе проблемам правотворчества посвящено много книг, диссертаций и статей. В частности Большая Советская Энциклопедия трактует правотворчество как деятельность государства по руководству обществом, осуществляемая в форме издания нормативных актов, выражающих государственную волю правящего класса в виде общеобязательных правил – правовых норм. Соглашаясь с данным мнением, мы остановимся и на взглядах профессиональных юристов, более широко рассмотрим сущность, принципы, этапы, стадии и виды правотворческой деятельности .
Таким образом, данная тема актуальна для исследования, так как:
- правотворческая деятельность
– сложнейший процесс,
- интересен для исследования
вопрос участия судебных
- принципы действия
- правотворчество имеет
огромное значение, потому что
результатом такой
Следовательно, целью курсовой работы является исследование понятия правотворчества.
Исходя из цели работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и принципы правотворчества;
- исследовать этапы и
стадии правотворческого
- описать виды правотворчества и юридическую технику;
- в заключение подвести итоги по проделанной работе, подчеркнуть наиболее важные моменты.
§1. Понятие и принципы правотворчества.
Правотворчество – это деятельность по изданию, переработке и отмене нормативно – правовых актов. Это специфическая, требующая особых знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам правотворческой работы – законам и иным нормативным актам – судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Человеческое общество всегда нуждалось в точных и совершенных правовых решениях, в такой деятельности органов государства, в результате которой создаются нормы права, правила поведения граждан и организаций. Подобных норм и правил очень не хватало советскому обществу, однако эта нехватка была вызвана не недостаточной разработанностью теории и практики правотворческой деятельности, а другими, далёкими от науки причинами.1
Повышение качества правовых решений, снижение до минимума числа неэффективных нормативных актов – постоянная задача законодателя. Именно этим объясняется теоретическое и практическое значение изучения проблем, связанных с процессом создания норм права. «Потребителями» законов являются люди, общество, и нельзя допускать принятия поспешных, непродуманных правовых решений, ибо любая ошибка законодателя влечёт неоправданные материальные затраты, нарушение интересов граждан. Можно привести немалое число фактов из отечественной истории, когда наша экономика, социальная и духовная сферы пострадали от непродуманных, научно не обоснованных и грубых правовых решений. Чего, например, стоили признание «тунеядцами» лиц, занимающихся творческой или иной индивидуальной деятельностью, или знаменитый Перечень № 1 категорий работников, трудовые споры которых разрешались вышестоящими организациями, но никак не судом! Мировая история права тоже не свободна от ошибок законодателя. Достаточно привести факт законодательного запрещения в США в период «великой депрессии» производства и потребления спиртного, что вызвало рост контрабанды, мафии и преступности в целом.
Может создаться впечатление, что знание основ правотворчества полезно только тем, кто его осуществляет, - депутатам парламента, членам правительства и так далее. Однако это не так, ибо создание правовых норм - удел государственных органов любых уровней – от высших до местных. Поэтому юристы, выпускники юридических вузов должны во всех тонкостях знать теорию и практику правотворческой работы.2
Осуществляя властные полномочия, государство использует разные приёмы и методы руководства – оперативное управление, правосудие, надзор и контроль, но эти направления деятельности государства не порождают норм права, хотя и осуществляются на его основе. Следует иметь в виду, что правотворчество не особая функция государства, а правовая форма, правовая «оболочка» государственной деятельности. Например, парламент утверждает государственный бюджет. Рассматривая его по существу, анализируя все статьи доходов и расходов страны, он завершает процесс принятием закона о государственном бюджете.
Таким образом, «акт правотворчества» имеет два значения. Это деятельность компетентных органов государства по изданию норм права и результат данной деятельности, выражающийся в виде юридического документа, закона и пр.3
Одна из важнейших характеристик правотворчества заключается в том, что это государственная деятельность, то есть деятельность главным образом органов государства. Они принимают, создают нормы права, обязательные для тех, кому они адресованы. Но иногда право создаётся по уполномочию органов государства общественными организациями (в отечественной правовой системе), непосредственно в результате прямого правотворчества народа (на вече в средневековом Новгороде) или суда (в англосаксонской правовой семье).
Смысл и значение правотворчества состоят в том, чтобы избрать такой вариант регулирования, юридической регламентации, который бы в наиболее полной мере отвечал интересам и целям народа и законодателя, способствовал прогрессу общества. При этом требуются учёт закономерностей развития общества, благоприятных объективных и субъективных условий для принятия и применения закона, а также выбор оптимальной правовой формы государственного решения (закон, указ, постановление, билль, статут, регламент и т. д.).
Государство ведёт свою законодательную политику на основе изучения потребностей общества и познания тенденций общественного развития. Основным импульсом к созданию закона или иного нормативно – правового акта служит общественно значимая проблема, острая социальная ситуация, нерешенный вопрос, имеющий значение для большого числа людей, для государства в целом. Искусство законодателя в том и состоит, чтобы, во – первых, вовремя, а, во – вторых, точно, адекватными правовыми средствами отреагировать на общественный «вызов», «снять» остроту ситуации. История права знает большое число как удачных нормативно – правовых решений (Французский гражданский кодекс 1804 год, действовавший почти два столетия), так и решений ошибочных, поспешных (в 1927 году Турция заимствовала Швейцарский гражданский кодекс, которым, в частности, устранялось многожёнство.Мусульманское население Турции было не готово к этому, что и вызвало сопротивление многих слоёв турецкого общества).4
Главная роль в определении
времени принятия, содержания и формы
правового решения должна принадлежать
правовой науке. Именно наука обладает
таким научно – познавательным инструментарием,
который позволяет почти
Как было уже отмечено, правотворчество – очень значимое направление государственной работы, в связи с чем оно должно строиться на рациональных, прагматических, лишённых какой – либо идеологии эффективных принципах (началах, основополагающих идеях). Вопрос о принципах не носит абстрактно – теоретического характера, его разработка в теории права положительным образом влияет на практику создания юридических нормативных документов. Соблюдение принципов правотворчества помогает законодателю избегать законотворческих ошибок, снижает вероятность создания неэффективных правовых норм, способствует росту правовой культуры населения и юридических лиц.
Итак, принципы правотворчества – это основные начала осуществления правотворческой деятельности.
Рассмотрим наиболее важные из них:
1. Принцип законности заключается в том, что разработка и принятие нормативно – правовых актов должны происходить с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов. К тому принципу примыкает требование соответствия нормативных актов конституции страны и действующему законодательству.
2. Принцип научности гласит
о том, что подготовка и
3. Принцип использования
правового опыта подразумевает,
В последнее время отечественный законодатель широко использует мировой законотворческий опыт, всё самое лучшее из накопленного и достигнутого мировой юридической мыслью и юридической практикой. Здесь достаточно указать на новый Гражданский кодекс Российской Федерации, по своему значению уступающий разве что Конституции страны. В новом Гражданском кодексе появились институты права, заимствованные в своей сути из опыта более развитых в правовом отношении государств (институт доверительной собственности, институт банковской гарантии, институт морального ущерба и пр.). Такое заимствование не носит предосудительного характера, оно общепринято и диктуется юридической целесообразностью.
4. Принцип демократизма проявляется в демократической процедуре разработки и принятия акта самим представительным органом, а так же в широком привлечении граждан к правотворческой деятельности. Парламент Российской Федерации, в отличие от высшего правительственного органа бывшего Союза, стал постоянно действующим законодательным органом. Иной стала так же процедура разработки и принятия законопроектов: она стала более обстоятельной и гласной. Всенародное голосование (референдум) – один из способов придания нормативно – правовому акту высшей юридической силы. Именно в ходе референдума 12 декабря 1993 года была принята Конституция Российской Федерации. Однако всенародное голосование – достаточно дорогая процедура, в силу чего наиболее часто она применяется в небольших государствах, где не требует привлечения больших сил и средств. Поэтому наряду с референдумом выражением демократизма правотворчества являются гласность обсуждения законопроекта в правотворческом органе, его свободная критика, предложение альтернативных вариантов и пр.
Информация о работе Правотворчество в Российском государстве