Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:47, курсовая работа
целью курсовой работы является исследование понятия правотворчества.
Исходя из цели работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и принципы правотворчества;
- исследовать этапы и стадии правотворческого процесса;
- описать виды правотворчества и юридическую технику;
- в заключение подвести итоги по проделанной работе, подчеркнуть наиболее важные моменты.
Введение
§1. Понятие, признаки и принципы правотворчества.
Понятие правотворчества.
Принципы правотворчества.
§2. Этапы и стадии правотворческого процесса.
§3. Виды правотворчества.
Заключение
Список использованных источников
Правотворчество высших
Подзаконное правотворчество.
К субъектам подзаконного правотворчества относятся: президент, правительство, иные высшие органы государства, обладающие по закону правом создания юридических норм и нормативных актов. Основная причина существования этого вида правотворчества заключается в сложности вопросов, которое должны решать органы государства. Парламент не всегда достаточно компетентен, чтобы принять к своему рассмотрению какой – либо сложный технический вопрос, требующий усилий специалистов, а кроме того, не все сложные вопросы современного общества должны рассматриваться парламентом. Есть ситуация, когда решение целесообразнее передать на более низкий уровень, как того требуют нормы, регулирующие компетенцию и прерогативы правотворческих органов.
Другая причина наличия подзаконного правотворчества заключается в том, что парламент часто испытывает дефицит времени, который не позволяет принять соответствующее правовое решение (хотя это и желательно). Вследствие этого происходит передача правотворческих полномочий другим субъектам нормотворчества. Тенденция увеличения подзаконного нормотворчества наблюдается во всех странах. По подсчётам разных исследователей, на 10 законов, принятых парламентом, приходится от 100 до 140 нормативных актов правительства.
Разумеется, подзаконное
правотворчество имеет как
К достоинствам его относятся оперативность; гибкость и меньшая формальность; компетентность соответствующих органов, их знание местных и иных условий, увеличивающих эффективность принятого юридического решения.
К недостаткам подзаконного
правотворчества можно отнести
закрытость процесса принятия правового
решения, сложность обзора и применения
норм из – за большого числа нормативных
актов, отсутствие контроля общества за
правотворческой работой
Особый вид правотворчества,
примыкающий к подзаконному правотворчеству,
- правотворчество органов
Критерием выделения видов правотворчества служат:
a)субъект правотворчества, т.е. орган или сообщество, которое в праве принять тот или иной акт. Их правомочность обусловлена конституционным или законодательным статусом. Именно данный субъект может выступить с инициативой подготовки и принятия правового акта либо реагировать на правотворческую деятельность других субъектов. Рассмотрение предложений последних является либо обязательным, согласно конституционным и иным правилам взаимоотношений других органов, либо рекомендательным. Если круг субъектов правотворчества строго определён, то круг субъектов инициативы более широкий и, как правило, регулируется лишь частично. Тем самым стимулируется участие в правотворчестве граждан и их общественных отношений, локальных органов и др.;
б)регламенты правотворчества различных государственных органов регулируют процессы подготовки, обсуждения, принятия и вступления в силу правовых актов. В них точно фиксируются этапы, стадии движения проекта акта, виды совершаемых с ним действий, субъекты – участники каждой стадии и их права, обязанности и взаимоотношения. Процедуры могут быть в виде регламентов палат Парламента, порядка или правил подготовки и принятия актов в органах исполнительной власти. Нередко они содержатся внутри статусных законов или положений, определяющих статус, задачи, функции и полномочия соответствующих органов;
в)правотворческие процессы ориентированы на строго определённые виды правовых актов как цели их деятельности, как легальные рамки правоформирующих действий, как границы, отделяющие создаваемый акт от актов других органов. Для этих целей служат положения конституций, устанавливающие систему, виды, признаки правовых актов и их соотношение между собой;
г) принципиальное значение имеет правильное определение темы будущего правового акта, его возможного объема и содержания. Это позволяет избегать ненужного смешения на практике видов актов и решать с помощью законов вопросы, отнесенные к ведению Правительства, или с помощью указов вопросы компетенции Парламента и Правительства. Точное определение предмета правового регулирования позволяет, далее, верно избрать форму акта среди ему однородных (например, кодекса среди законов).
Итак, правотворчество в правовой сфере – государственная деятельность, завершающая процесс формирования права. Правотворчество, которое основано на определённых принципах – одно из важных направлений любого государства. Оно всегда было, есть и всегда будет важнейшим средством управления обществом и непосредственно связано с типом государства, его формой, механизмом и функциями. Уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативно-правовых актов, - это показатель цивилизованности и демократии общества. Посредством правотворчества нормы естественного права облекаются в форму нормативно-правовых актов и становятся положительным правом, т.е.правом, существующим в виде законодательства. Логическим завершением правотворчества, которое позволяет создать стройную, работающую систему законодательства является систематизация нормативно-правовых актов.
Процесс правообразования может
быть сведен к трём основным стадиям. Сначала
выделяются отдельные случаи, способы
решения, одним словом - казусы, уже ставшие
или только еще становящиеся типичными.
Обобщение типичного, превращение его
в традицию, передаваемую от поколения
к поколению, закрепляется в обычае. Завершает
процесс закон - результат нормотворческой(
Таким образом, мы выяснили,
что правотворческой
- высшие (на уровне федерации и её субъектов) и местные органы
государственной власти и управления;
- непосредственно сам народ, путём проведения референдума;
- субъекты федерации;
- высшие судебные органы.
Можно надеяться на то, что, не зависимо от того, кто отвечает за появление новых нормативно-правовых актов и в какой форме они принимаются, все они будут отличаться отменным качеством, будут гарантировать права и свободы граждан нашей страны и неотступно следовать принципу гуманности и демократизма.
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации // Российская газета, 15 декабря 1993 г.
2.Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М.:Норма-Инфра, 2000г.
3. Архипов С. И. Теория государства и права. – Е.: УрГЮА. – 1996. – 558с.
4. Большая советская энциклопедия. Том. 32.
5. Бусленко Н.И. Юридический словарь-справочник. Ростов-на-Дону, 1996.
6. Венгеров А. Б. Теория государства и права. – М., 1998.
7. Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы,
совершенствование: Сборник статей: В 2-х т. / Под ред. В.М. Баранова – Н.
Новгород, 2001.
8. Керимов Д.А. Культура и техника законотворчества. – М.: Юр. Лит-ра, 1991.
9. Комаров С. А. Основы государства и права. – М.: Манускрипт, - 1996.
10. Корельский В. М. Теория государства и права. М., 1997.
11. Лазарев В. В. Теория государства и права. М., 2004.
12. Малько А. В. Теория
государства и права в
13. Муромцев Г.И. О некоторых особенностях законотворческой техники и методологии её исследования в современной России. Новгород, 2001.
14. Нашиц А. Правотворчество:
теория и законодательная
15. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. М., 1998.
16. Черданцев А.Ф. Теория государства и права, М., «ЮРАЙТ», 1999г.
1 . Архипов С. И. Теория государства и права. – Е.: УрГЮА. – 1996. – 558с.
2 Венгеров А. Б. Теория государства и права. – М., 1998.
3 Спиридонов Л. И. Теория государства и права. М., 1998.
4 Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. – М., 1997.
5 Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. – М., 1997.
6 Комаров С. А. Основы государства и права. – М.: Манускрипт, - 1996.
Информация о работе Правотворчество в Российском государстве