Правовая культура и правосознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 00:26, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие понятий правового сознания и правовой культуры с присущими этим понятиям признаками. Данная тема очень широка и даже отдельно понятия правовой культуры и правового сознания заслуживают куда большего объема освещения, чем тот объем, который возможно сделать в рамках одной курсовой работы. В данной работе будут раскрыты вышеуказанные понятия с индивидуальными признаками и особенностями, а так же будет продемонстрирована неразрывная связь этих понятий с человеческой деятельностью в пределах отношений, регулируемых правом. В работе будут приведены мнения ученых юристов на тему исследуемых понятий, будет определен понятийно-категориальный аппарат, определения, которые будут взяты за основу исследования и будут являться отправной точкой описания тех или иных понятий.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3-5
Глава 1. Понятие правосознания и его структура
1. Понятие правосознания………………………………………......6-8
2. Виды и структура правосознания………………………………..9-12
3. Функции правосознания………………………………………….13-14
4. Соотношение правосознания с правом и его роль
в правотворческой деятельности…………………………………15-16
Глава 2. Правовая культура: понятие, деформации
2.1. Понятие, уровень и структура правовой культуры……………17-18
2.2. Виды правовой культуры………………………………………..19-20
2.3. Деформации правовой культуры………………………………...21-27
Заключение……………………………………………………………...28
Список использованной литературы…………………………………29

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ТГП Катя.doc

— 124.50 Кб (Скачать документ)

   ОГЛАВЛЕНИЕ

   Введение………………………………………………………………….3-5

   Глава 1. Понятие правосознания и его структура

    1. Понятие правосознания………………………………………......6-8
    2. Виды и структура правосознания………………………………..9-12
    3. Функции правосознания………………………………………….13-14
    4. Соотношение правосознания с правом и его роль

    в правотворческой  деятельности…………………………………15-16

   Глава 2. Правовая культура: понятие, деформации

    2.1. Понятие, уровень и структура правовой культуры……………17-18

    2.2. Виды  правовой культуры………………………………………..19-20

    2.3. Деформации правовой культуры………………………………...21-27

   Заключение……………………………………………………………...28

   Список  использованной литературы…………………………………29

 

    ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность  тем правового сознания и правовой культуры в условиях современной  России и мира достаточно велика. Именно через призму сознания человек пропускает все правовые нормы, включающие в себя запреты, дозволения и прочие условия своего поведения и, в зависимости от некоторых особенностей собственного восприятия действительности, реагирует на них должным или девиантным способом. Это напрямую влияет на правовой климат отдельного государства и уровень жизни в нем. Правовая культура и правовое сознание граждан конкретного государства формируют как правовой климат, так и потенциальные возможности государства к развитию и движению к идеалам гражданского общества и правового государства. XX век привнес множество потрясений в жизнь граждан многих государств, где-то рушился устоявшийся веками порядок и уклад жизни и на его месте устанавливались новые правила поведения, а где-то веками не менявшиеся традиционные нормы права хотя и соответствовали традициям, обычаям и укладам того или иного народа, однако, при этом мешали поступательному развитию. Проблема человеческого сознания остается одной из самых загадочных на сегодняшний день. Человек, его мотивация и поступки остаются одной из наиболее интересных, но в то же время сложных задач ученых. Пропущенная через призму правового сознания норма права превращается в поступки субъекта в сфере общественных отношений, регулируемых нормами права. Формирование правовой культуры субъекта правоотношений также является интересной темой для исследований. Правовая культура представляет собой совокупность всех компонентов правовой деятельности субъекта в области реального функционирования его в сфере общественных отношений, урегулированных нормами права. Т.е. правовая культура не может оставаться исключительно теоретическим понятием и должна изучаться в тесной взаимосвязи с практической деятельностью, а так же с иными гуманитарными науками, такими, как например социология или психология. Правовая культура может рассматриваться как понятие сугубо индивидуальное или общественное, в связи с чем изучение аспектов формирования, развития и функционирования правовой культуры индивида или какой-либо социальной группы представляется важным как для законотворческой деятельности, так и для выработки определенных государственных программ социального характера, направленных на формирование и изменение в позитивную сторону правовых установок населения.

     Степень изученности проблемы сложно определить однозначно. На тему правового сознания и правовой культуры проводились исследования М.Н. Марченко, В.С. Нерсесянцем, З.Н. Каландаришвили, Ф. Шереги и др.  Однако, не только ученые юристы занимались этой проблемой. В контексте степени изученности проблем правового сознания и правовой культуры сложно определить конечную величину, так как общество по своей природе постоянно меняется. Общество развивается, меняется ментальность людей, идущих по пути развития как технологического так и правового,  в иных же случаях, ситуация совершенно противоположная, когда отдельные социальные группы по признакам территориальной или религиозной принадлежности подолгу придерживаются традиционных источников права, сформированных многие века назад и закрепленных, как правило, в религиозных текстах. Так как правовое сознание и правовую культуру можно рассматривать и как явление статичное, в силу устойчивых признаков человеческого сознания и поведения, так и как динамичное и меняющееся явление, как результат изменения поведения человека и изменившиеся поведенческие рефлексы в ответ на изменение окружающей обстановки.

     Целью данной курсовой работы является раскрытие  понятий правового сознания и  правовой культуры с присущими этим понятиям признаками. Данная тема очень широка и даже отдельно понятия правовой культуры и правового сознания заслуживают куда большего объема освещения, чем тот объем, который возможно сделать в рамках одной курсовой работы. В данной работе будут раскрыты вышеуказанные понятия с индивидуальными признаками и особенностями, а так же будет продемонстрирована неразрывная связь этих понятий с человеческой деятельностью в пределах отношений, регулируемых правом. В работе будут приведены мнения ученых юристов на тему исследуемых понятий, будет определен понятийно-категориальный аппарат, определения, которые будут взяты за основу исследования и будут являться отправной точкой описания тех или иных понятий. Однако, использованные в работе определения не должны рассматриваться как окончательные и единственно верные, так как у различных ученых имеются разные взгляды как на само определение, так и на его функции. Так же в работе можно будет проследить динамичность исследуемых явлений с их отклонениями и деформациями, а так же разделением на некоторые подвиды.

     Данная  работа разделена на две главы, каждая глава разбита на два параграфа, работа начинается введением, оканчивается заключением, так же содержит оглавление и список используемых источников.

 

Глава 1. Понятие правосознания и его структура

    1. Понятие правосознания

     В настоящее время четкого понятия  правового сознания нет. Различные ученые юристы трактуют его по-своему. В разных учебных пособиях мы можем встречать различные дефиниции правосознания, в одних авторы  определяют правосознание как некую совокупность правовых представлений, взглядов, чувств и идей, эмоций, которые выражают оценочное психологическое отношение людей к юридически значимым явлениям и событиям общественной жизни1; в других – правовое сознание выступает как одна из форм общественного сознания  наряду с политическим, нравственным, художественным, философским, научным и т.д.2 Но и там и там правовое сознание выражает определенное отношение людей к праву и государственно-правовым явлениям. Человек постоянно взаимодействует с правом. Он может, как одобрительно, так и отрицательно  на него реагировать, отсюда следует, что во всех случаях люди все-таки каким-то образом могут субъективно влиять на действующее в настоящий момент право. Поэтому именно субъективное отношение людей к правовым явлениям в обществе охватывается понятием правового сознания.3 Правосознание обладает относительной самостоятельностью, но все же было бы ошибочно отождествлять его с иными формами сознания. Так как правовое сознание наиболее полно и разносторонне отражает духовную сущность права, как элемента культуры и подлежит изучению юридической наукой.

     Если  рассматривать право, как особый элемент культуры, то стоит упомянуть  так же тот факт, что в разных типах цивилизации, в различных  культурно-исторических сообществах существуют весьма неоднозначные представления о нормах поведения, о том, как должно быть, о способах регулирования тех или иных ситуаций.

     Имеются в виду этноправовые закономерности социального регулирования, выявлять которые можно, только рассматривая правосознание как феномен, «подчиняющийся» определенной внутренней логике своего развития, которая, в свою очередь,  определяется не экономическими решениями и приказами государственной власти, а прежде всего накопленным культурой духовным, мыслительным потенциалом мирового и национального права. В тот момент, когда зарождается частная собственность и появляется государство, возникает правосознание и оно начинает развиваться вместе с правом. На его формирование и развитие оказывали и оказывают воздействие социально-политические, экономические, культурные факторы, также правосознание взаимодействует с политическим сознанием, искусством, моралью, философией, религией и наукой.4

     Специфической чертой правосознания является то, что оно воспринимает и воспроизводит жизненные реалии через призмы праведного, свободного, справедливого. Также оно требует установления общеобязательных норм поведения. Правосознание проводит границы правомерного и противоправного, правового и не правового. Оно ориентировано на создание всех условий для осуществления прав человека и гражданина.

     В правовом сознании отражаются лишь те явления, которые составляют правовую сферу жизни общества. Оно охватывает процесс создания правовых норм, реализацию их требований в общественной жизни. Для того, чтобы получить выражение в правовых нормах, в практике их применения, они должны пройти через правосознание, т. е. получить правовую форму в виде правовых представлений и идей. Правосознание – особый элемент правовой деятельности, и может предполагать своеобразную самооценку и возможные пути своего совершенствования.  Оно взаимодействует с другими формами общественного сознания и обладает всеми характеристиками, которые присущи общественному сознанию вообще. 5

 

    1.2. Виды и структура  правосознания

     Существует несколько классификаций видов правосознания. Одна из них, чаще всего употребляемая, это  с точки зрения глубины (уровня) отражения правовой деятельности. В данной классификации Д.А. Керимов выделяет три вида правосознания: обыденное, научное и профессиональное.6

     Обыденное правосознание можно также назвать  непосредственным (эмоциональным), так  как оно отражает правовые отношения  людей в их повседневной жизни, оно  возникает под влиянием непосредственных условий жизни людей, их практического  опыта. На данном уровне часто встречается безразличное отношение к праву в силу слабой осведомленности. Данный вид К. Маркс назвал «ходячими формами мышления», так как оно еще недостаточно развито.7

     Научное правосознание или теоретическое, в отличии от обыденного, связанно с исследованиями того или иного круга явлений, познание которых крайне необходимо для решения правовых проблем. Именно научное правосознание должно быть источником правотворчества, служить совершенствованию юридической практики.

     Профессиональное  правосознание может быть довольно-таки близко к научному. Это правовое сознание юристов-практиков. В зависимости от предмета отражения образуются сферы, соответствующие разным отраслям правовых отношений. Особенности и сущность правового сознания юристов-практиков  конкретизируется в содержании правовой психологии и правовой идеологии, в системе правовых знаний, представлений, ценностных ориентаций и установок, присущих данной профессиональной группе. Для юристов правовая подготовленность имеет определяющее значение. Она должна быть намного выше, чем у обычных граждан, отличаться характером и глубиной знаний, умением их применения.

     Также существует и другая классификация правосознания по степени общности, в которой правовое сознание подразделяется на массовое, групповое и индивидуальное.

     Массовое правовое сознание – это такой вид правосознания, при котором определенные правовые взгляды и идеи широко распространены и господствуют (преобладают) в обществе.

     Групповое отражает правовое сознание определенных слоев населения, к примеру, таких, как студенты, школьники, военнослужащие и др.

     Индивидуальное  правосознание представляет собой  суждение в области права, отношение к праву определенной конкретной личности. У каждого человека свои представления о праве, они могут быть верными, неверными, отсталыми или деформированными.8

     Что же касается структуры правосознания, то она разделяется на обыденное (правовая психология) и теоретическое (правовая идеология). Особой четкой границы  в реальной жизни между двумя  этими уровнями нет, так как они могут переплетаться, влиять друг на друга и проникать друг в друга. Структура правосознания представлена в виде взаимосвязанных элементов и образований, различных, во-первых, по признаку социальной общности субъектов, носителей правового сознания, по их содержанию; во-вторых, по глубине познания правовых явлений.

     Мы  можем выделить следующие уровни правосознания:

     Правовая  психология. Данный элемент правосознания соответствует практическому, обыденному уровню общественного сознания, который формируется в результате ежедневной человеческой практики. Содержанием правовой психологии являются чувства, эмоции, переживании, привычки, настроения, связанные с восприятием права и существующими юридическими нормами. Здесь подразумевается эмпирический срез правосознания,  который предполагает познание права опытным путем. Правовая психология – это, пожалуй, наиболее распространенная форма осознания права, и была бы неправильно отдавать ей второстепенное место.

     Именно  в среде психологических реакций  право может осуществлять  главные определения своей социальной сущности – справедливость, формальное равенство субъектов, гуманизм. Правовая психология – наиболее глубинная сфера правового отражения, которая показывает как индивидуальные, так и массовые реакции людей на право, законодательство. Она помогает определить успех или неудачу тех или иных законодательных программ.

Информация о работе Правовая культура и правосознание