Правовая культура и правосознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 00:26, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие понятий правового сознания и правовой культуры с присущими этим понятиям признаками. Данная тема очень широка и даже отдельно понятия правовой культуры и правового сознания заслуживают куда большего объема освещения, чем тот объем, который возможно сделать в рамках одной курсовой работы. В данной работе будут раскрыты вышеуказанные понятия с индивидуальными признаками и особенностями, а так же будет продемонстрирована неразрывная связь этих понятий с человеческой деятельностью в пределах отношений, регулируемых правом. В работе будут приведены мнения ученых юристов на тему исследуемых понятий, будет определен понятийно-категориальный аппарат, определения, которые будут взяты за основу исследования и будут являться отправной точкой описания тех или иных понятий.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3-5
Глава 1. Понятие правосознания и его структура
1. Понятие правосознания………………………………………......6-8
2. Виды и структура правосознания………………………………..9-12
3. Функции правосознания………………………………………….13-14
4. Соотношение правосознания с правом и его роль
в правотворческой деятельности…………………………………15-16
Глава 2. Правовая культура: понятие, деформации
2.1. Понятие, уровень и структура правовой культуры……………17-18
2.2. Виды правовой культуры………………………………………..19-20
2.3. Деформации правовой культуры………………………………...21-27
Заключение……………………………………………………………...28
Список использованной литературы…………………………………29

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ТГП Катя.doc

— 124.50 Кб (Скачать документ)

     Правовой инфантилизм может проявляться в категоричности, пристрастности в оценивании, неумении отличать защиту собственных интересов от соблюдения занятости и правопорядка.

     Следует выделить 2 вида пробельности правового  сознания:

     1) «первичная» пробельность, когда индивиду изначально не была известна информация о данном элементе правовой действительности;

     2) «вторичная» пробельность, которая характеризуется либо наличием в правовом сознании субъекта определенной информации о том или ином элементе правовой действительности и последующем его забывании, либо отсутствием ситуации ее припоминания и получения данной информации.

     Таким образом, правовой инфантилизм –  это первая и наименее опасная  стадия деформации правового сознания в механизме реализации. Либо не знает о существовании определенных правовых норм, либо искаженно представляет себе содержание этих норм, пределы их исполнения и практику применения, либо не умеет учитывать их требования в конкретной ситуации, имеющей правовое значение. Вместе с тем правовой инфантилизм – это достаточно серьезная предпосылка к дальнейшей деформации правового сознания, возникновения общего неуважения к праву, деятельности правоохранительных органов – правового нигилизма, который является в настоящее время основной формой деформации правового сознания.

     Правовой  нигилизм. Если говорить собственно о явлении нигилизма, то, по утверждению известного исследователя этого феномена Вольфганга Крауса, данный общественный феномен представляет отрицание в чрезвычайной степени. Нигилизм отрицает существующие ценности, не зная никаких иных. Он рождается из возмущения, ненависти, отчаяния, разочарования, равнодушия, скуки. Нигилизм – это позиция человека, отрицающего наличный мир, но неспособного представить себе никакой возможности его улучшить в лучшую сторону, потому переживающего фазу саморазрушения. Большинство проявлений нигилизма восходит к двум основным его формам: активному и пассивному. Активный нигилизм еще обнаруживает жизненный порыв, сохранившуюся от других умонастроений остаточную веру достаточную веру в действительность движения, изменения, убеждения. Пассивный нигилизм приводит к молчанию, постепенной атрофии всех жизненных реакций.

     Под правовым нигилизмом следует понимать неотъемлемую часть субъектного  мироощущения правовой действительности (правопознание), включающее основание либо признание несостоятельности идеолого-объективной ценности права, его норм, институтов, отраслей в практической регламентации конкретных социальных понятий. К всеобщему сожалению, отечественные ученые юристы и социологи в настоящее время отмечают среди российской молодежи значительный рост правового нигилизма. Факторами, поддерживающими нигилистические установки среди молодых людей, являются прежде всего отсутствие национальной правовой идеологии, архетистические характеристики российского правового сознания, административный нигилизм и институциональная несформированность социально-правовой системы в современной России.14

     Наиболее  опасные последствия правового  нигилизма в обществе, это: утрата взаимодействия между государством и населением, снижение гармонического равновесия в понимании каждой стороной своей роли и ответственности друг перед другом; детерминация социальной напряженности; мотивация антиправовой агрессии; пассивность личности и  ее отчужденность от активного, созидательного участия в социальном и государственном развитии. Кроме того, правовой нигилизм изменяет вектор развития базисных отношений не только внутри государства, но и имеет «выход» на межгосударственный уровень.

     Особую  социальную и юридическую значимость проблеме придает то, что правовой нигилизм не имеет границ субъективного измерения. Он проникает в сферу мироощущения, как обычного гражданина, так и должностного лица, а также в группы и общности людей. Поэтому причиняемый им социальный вред носит многосторонний характер, выступает в обществе катализатором практически всех нарушений законности. Правовой нигилизм укрепляет в обыденном сознании человека мысль о возможности внеправового порядка. Правовой нигилизм всегда влечет нарушения прав граждан, умаление чьих-либо интересов и, в конечном счете, приводит к торжеству несправедливости. Одним из тяжелых последствий правового нигилизма выступает создание реальной, либо мнимой психологической ситуации, при которой реализация прав человека становится невозможной. Создается глубоко проникающий в сознание индивида стереотип мышления – «полезности» злоупотребления правами и свободами.

     В настоящее время легитимность действующей  правовой системы недостаточна. В  правовом сознании российского народа элементы правового нигилизма причудливо сочетаются с безграничной верой в могущество государства. Это связано с характером социальной действительности, в которой происходит нарушение законов, замена правовых норм актами власти и т.д.

     На  личностном уровне правовой нигилизм выступает в двух качествах: как состояние умов, чувств, настроений и как образ действий, линия поведения. Причины его распространения заключается не только в юридическом невежестве и правовой невоспитанности основной массы населения. Антиправовые установки и стереотипы коренятся как в реальной социальной ситуации, так и в особенностях культурных традиций России. Исторически сложилось так, что идея закона ассоциировалась у русского народа скорее с монархом, чем с юридическими нормами. Действительность советского периода лишь усугубила эти явления, так как огосударствление всех сфер человеческой жизни приводило к отчуждению человека от власти, а следовательно, пренебрежению к праву.

     «Нигилизм присутствует в любом обществе постоянно. Его объектом выступает не само право, а идеологическая ценность права, а идеологическая права – пропагандируемая истинность, эффективность и необходимость права, как регулятора социальных отношений – и (или) объективные правовые ценности – общепризнанные и апробированные национальной либо международной практикой правовые эталоны и стандарты».15

     Правовой  идеализм. Если правовой нигилизм означает недооценку права, то правовой идеализм – переоценку права. Данное явление можно охарактеризовать как один из видов деформации правового сознания, для которого свойственно наличие специфических ценностей, не соответствующих в должной степени ценностям и нормам права.

     Отношения свойственные правовому идеализму, строятся на преувеличении, собственном  понимании ценностей права и  своего места в процессе достижения целей и задач правового регулирования. У субъектов, обладающих таким сознанием, складывается своя, несоответствующая правовым, шкала ценностей.

     Выделяют  следующие формы правового идеализма: правовой волюнтаризм и правовой формализм.

     Правовой  волюнтаризм может проявляться  и как форма правового идеализма, и как выражение нигилистических тенденций в правовой сфере. Это навязывание своей роли в праве, игнорирование воли других, возведение собственной воли в идеал, сверхценность, в соответствие с которыми субъект начинает строить свое поведение.

     Второй  формой правового идеализма является правовой идеалистический формализм, представляющий собой своеобразный взгляд на ценность формальной определенности права. Это отношение основывается на преувеличении значимости юридических моделей, юридических процедур юридических формулировок в ущерб другим ценностям права. Иными словами, правовой формализм является разновидностью или проявлением бюрократического сознания и определяется, как система управления или ведения дел, которой свойственно жертвовать интересами дела ради формальности.16

   Перерожденное правосознание. Самой тяжелой формой деформации правового сознания является феномен его перерождения. Под перерожденным правосознанием понимается такая форма его деформации, которая проявляется в осознанном игнорировании и отрицании закона и сопровождается наличием у носителей умысла на совершение правонарушений.

     Благоприятной средой для данного вида деформации правового сознания является то, что  у значительной части людей изменилась структура предпочтений. В своем  большинстве она не имеет критериев истинных представлений о человеческих ценностях, так как практически разрушена вся система социальных координат, а новая формируется очень противоречиво.

     В современном обществе происходит демонстрация благ любой ценой, а индивидуализм сегодня – реальность нашего бытия. Противоречивые процессы современного развития снизили воспитательные возможности семьи, школы, вуза и трудового коллектива. Прежние институты уже не справляются с возложенными на них обязанностями в деле правовой социализации молодежи. Поскольку сегодня общество не в состоянии передать молодому поколению свои прежние социальные ценности, то современный социальный опыт формируется зачастую в другой общественной системе.

     В настоящий период социальных потрясений молодежь выбирает в качестве кумиров западные образцы, противоречащие традиционному российскому менталитету. В качестве таких образцов порой выступают личности из криминальных и полукриминальных структур. Определенная доля вины за такое положение вещей лежит на СМИ, которые крайне много времени отводят «криминальной тематике», показу боевиков и триллеров, пропагандирующих западную ментальность и образ жизни. Подобные заявления, однако, не исключают необходимость добросовестного и объективного освещения криминальной ситуации в стране и мире. Для части молодежи честный труд потерял смысл как средство самоутверждения и самореализации. В своем стремлении к высоким доходам молодые люди утрачиваю порой этико-нравственные ориентиры.

     Основными социально-культурными факторами, отрицательно влияющими на формирование должного уровня правового сознания молодежи, являются: снижение жизненного уровня, безработица, утрата традиционных ценностных ориентаций, сокращение спроса на целый ряд ведущих профессий, ощущение ненужности, страха перед завтрашним днем; утрата образца для подражания среди окружающих членов семьи, утрата и перепрофилирование большей части культурно-досуговых, культурно-воспитательных учреждений и перевод их на платные формы работы, сокращение производства и показа отечественных фильмов, выпуска книг посвященных национальной проблематике, поднимающих актуальные современные проблемы, воспитывающих в духе патриотизма и высокой гражданственности.

     Все эти вышеуказанные процессы являются благоприятной средой для появления у части молодых людей перерожденного правового сознания.

     Правовой  инфантилизм, правовой нигилизм, правовой идеализм и перерожденное правовое сознание способствует формированию и  распространению в целом в  молодежной среде дефектного правового  сознания, выступающего деструктивным фактором правомерного поведения людей в обществе. Это не может не тревожить современной российское общество и не должно оставаться без внимания со стороны государства.

 

    Заключение

     Рассмотрев  содержание понятия правосознания  можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день это очень глубоко изученное и теоретически проработанное явление, обойти вниманием которое при изучении теории государства и права невозможно. Правовое сознание является одним из фундаментальных факторов, вытекающих из сознания и ментальности человека, на основе которого формируется отношение человека как к действующему, так и к желаемому праву.

     Современное изучение правосознания позволяет  дифференцировать его по отношению  к непосредственно правовой деятельности. Обыденное, научное и профессиональное правосознание обрели сегодня хотя и весьма расплывчатые, но вполне различимые границы.

     Подробная научная структурированность правового  сознания позволяет выявлять факторы, влияющие на сознание человека, как  в положительную, так и в отрицательную сторону. В одной из последних глав, посвященной деформации правового сознания не случайно была затронута тема молодежи. Именно молодежь является одной из движущих сил многих преобразований, и в то же время является одним из самых незащищенных слоев населения. В зависимости от того, насколько позитивно будет складываться отношение молодого человека к праву, зависит и его будущее мировоззрение. Если правовое сознание будет искажено влиянием пагубных социальных факторов, то в дальнейшем привить человеку уважение к закону будет очень сложно.

     На  сегодняшний день правосознание  является опорой для правотворческой  деятельности государства. Именно высокий  уровень правовой культуры и правового  сознания являются важнейшим фактором высокоразвитого гражданского общества – одного из признаков правового государства.

 

    Список использованной литературы:

  1. Грошев А.В. Уголовный закон и правосознание. Екатеринбург, 1994.
  2. Каландаришвили З.Н. Деформации правового сознания молодежи и юридические способы ее преодоления. СПб, 2005.
  3. Марченко Д.Э. Деаксиологизация правового сознания. Архангельск, 2000.
  4. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2005.
  5. Ошеров М.С., Спиридонов Л.И. Общественное мнение и право. Ленинград, 1985.
  6. Соколов Н.Я. Профессиональное сознание юристов. М., 1988.
  7. Федоренко Г.К. Формы проявления правового нигилизма. Нижний Новгород, 2001.
  8. Храпанюк. В.Н. Теория государства и права. М., 1998.
  9. Щербакова Н.В. Проблемы правовой установки личности. Ярославль, 1993.
  10. Керимов Д.А. Право, правосознание, мировоззрение. // Советское государство и право. 1980. №7.
  11. Антонян Ю.М., Бородин С.В. Преступность и психические аномалии. М., 1987г.
  12. Бура Н.А. Функции общественного правосознания. Киев, 1986.
  13. Теория государства и права. Под ред. д.ю.н., проф. Р.А. Ромашова. СПб., 2005.
  14. Каландаришвили З.Н. Деформация правовой культуры современной российской молодежи. СПб, «Знание», 2010.
  15. Проблемы общей теории права и государства. Под общ. ред. д.ю.н., проф. В.С. Нерсесянца, М., «Норма», 2002.

Информация о работе Правовая культура и правосознание