Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 09:04, курсовая работа
Выбор данной темы для курсовой работы был не случайным. Понимание того, что правовая культура общества в нашей стране и моя, в частности, низка привело меня на студенческую скамью. Мне хотелось разобраться в какой степени осмысленное, сознательное отношение общества и индивидов к праву ведет к необходимому правовому состоянию общества, к появлению новых правовых норм. Думаю, что тема моей курсовой важна для исследования, потому что главным признаком правового государ
Введение ………………………………………………………………… 3
Глава 1. Взаимосвязь права и культуры ………………………………. 6
Глава 2. Правовая культура.
2.1. Понятие и общая характеристика правовой культуры …………... 7
2.2. Структура и функции правовой культуры ……………………….. 11
2.3. Правовая информированность ……………………………………. 16
2.4. Развитие правовой культуры в современных условиях …………. 19
Глава 3. Правовое воспитание.
3.1. Правовая социализация личности ………………………………… 22
3.2. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры ……………………………………………………………………………. 23
Заключение ……………………………………………………………… 29
Список использованной литературы ………
Введение ………………………………………………………………… 3
Глава 1. Взаимосвязь права и культуры ………………………………. 6
Глава 2. Правовая культура.
2.1. Понятие и общая характеристика правовой культуры …………... 7
2.2. Структура и функции правовой культуры ……………………….. 11
2.3. Правовая информированность ……………………………………. 16
2.4. Развитие правовой культуры в современных условиях …………. 19
Глава 3. Правовое воспитание.
3.1. Правовая социализация личности ………………………………… 22
3.2. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры ……………………………………………………………………………. 23
Заключение ……………………………………………………………… 29
Список использованной литературы …………………………………... 31
Введение
Выбор данной темы для курсовой работы был не случайным. Понимание того, что правовая культура общества в нашей стране и моя, в частности, низка привело меня на студенческую скамью. Мне хотелось разобраться в какой степени осмысленное, сознательное отношение общества и индивидов к праву ведет к необходимому правовому состоянию общества, к появлению новых правовых норм. Думаю, что тема моей курсовой важна для исследования, потому что главным признаком правового государства, обязательным условием его построения является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры правоохранительных органов и других должностных лиц.
Вопросы формирования правовой культуры общества изучались и анализировались в России еще до революции.
Правовая культура общества формировалась и совершенствовалась по мере исторического развития самого общества, по мере изменения формаций общества, развития государственности, развития политических институтов, создания правовых институтов общества, развития науки.
В связи с изменившимися социально-политическими условиями необходима качественно новая правовая культура российских граждан, темпы формирования которой не соответствуют современному состоянию общественно-политической системы. Как только общество отказалось от тоталитарных методов внеправового государственного управления и попыталось встать на путь правового государства, как только скованные раннее в политическом и экономическом плане люди получили более или менее реальную возможность пользоваться правами и свободами, так тотчас же дали о себе знать низкий уровень правовой культуры общества, десятилетиями царившие в нем пренебрежение к праву, его недооценка.
Это обстоятельство требует научного осмысления трансформаций, происходящих как в правовой, так и в политической сфере общественной жизни.
Актуальность вопроса правовой культуры, ее места и роли в современном российском обществе обусловлена следующими причинами:
- происходит постепенное формирование гражданского общества, идут поиски оптимального сочетания правового и социального принципов, что так необходимо для построения правового социального государства, заявленного в ныне действующей Конституции Российской Федерации.
- без строго соблюдения законов, законопослушного поведения каждого члена общества, и тех, кто представляет интересы политической системы, в частности, никакие реформы, осуществлены быть не могут. Данный процесс напрямую зависит от уровня сформированности правовой культуры и общества в целом, и каждого его члена в отдельности. Сегодня традиционное сознание и правовая культура не являются правовыми феноменами, нормативные отношения воспринимаются довольно вариативно, а правовое поведение населения зачастую нельзя назвать законопослушным. Эту ситуацию определяют как “раздвоенность позиций”, когда речь идет о характеристике состояния общественного сознания, о содержании и развитии правовой культуры в России. Эта черта не только присутствует, но и доминирует. Следовательно, необходимы поиски путей обновления взаимоотношений в системе “ общество- политическая система- человек”.
- в условиях низкого уровня правовой культуры в социуме повышается организующая роль политической системы, главная задача которой – развитие общества и обеспечение реализации интересов личности. В связи с этим требуется по-новому осмыслить правовую культуру и правовое пространство общества.
Таким образом, необходимость изучения данной темы диктуется, прежде всего, практическими потребностями развития российского общества. Правовая культура становиться реальным инструментом социальных, политических и экономических преобразований, оказывающих существенное влияние на функционирование правовой системы российского государства и гражданского общества.
Во время проведения моей исследовательской работы опорными были, прежде всего, труды ученых по общей теории права: C.C. Алексеева, В.В. Лазарева, А.В. Малько, В.С. Нерсесянц, а также результаты социологических опросов.
Цель настоящей работы – всестороннее научно-теоретическое исследование правовой культуры. Достижение названой цели требует постановки и решения следующих задач:
- определить сущность правовой культуры, дать полную ее характеристику;
- исследовать процесс развития представлений о правовой культуре;
- определить характерные особенности правовой культуры в России.
Объектом изучения вопроса являются формирование правовой грамотности и деятельности гражданина, т.е. правовая культура представителя гражданского общества и его правовое воспитание.
Структура данной работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, содержащих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Взаимосвязь права и культуры.
Прежде чем рассмотреть понятие правовой культуры, необходимо рассмотреть ее взаимосвязь с правом.
Правовую культуру рассматривают в единстве понятий культуры и права. Правовые отношения являются определенным выражением культуры на конкретном исторической этапе развития общества. Понимание сущности правовой культуры общества позволяет оценить конкретно-исторический характер права, его тесную связь с существующим общественным строем, типом мышления, менталитетом и традициями народа.
Подобно тому, как культура является мерой качественной оценки цивилизованности общественных отношений, право выступает своеобразным качественным измерителем общественных отношений с точки зрения взаимодействия государства и гражданского общества. И культура, и право являются неотъемлемыми характеристиками общества и тесно взаимосвязаны: право основано на принципах морали и имеет собственную культурную ценность.
Отмечу также, что право как ценность выступает в двух аспектах. С одной стороны, предназначение права – поддержание порядка и организованности в обществе. В этом смысле ценность его производна. С другой стороны, как считает Г.Н. Васин это “ феномен, включающий в себя и закрепляющий юридические ценности, благодаря чему право само вливается в мир ценностей ”.[1]
Вывод: поскольку культура – выражение специфически человеческого способа деятельности, постольку она по своей природе нормативна; следовательно, культурные и правовые нормы могут совпадать по своему содержанию, то есть они могут заключать в себе одни и те же правила поведения.
Глава 2. Правовая культура.
2.1. Понятие и общая характеристика правовой культуры.
Культура есть способ существования человека, его деятельности и результатов этой деятельности. Право, как и другие системы регулирования (мораль и религия), является институтом культуры, определяется ее уровнем и характером развития. Влияние культуры на право, их взаимосвязь отображены в понятии правовая культура.
Изучив материалы ученых-правоведов, активно работающих над проблемой правовой культуры, таких как В.В. Лазарев, В.И. Червонюк, Г.В. Назаренко, С.С. Алексеев я нашла множество определений «правовой культуры». Мне больше всего понравилось определение, предложенное в учебном пособии Назаренко Г.В. Он рассматривает понятие «правовой культуры» как в широком, так и в узком смысле. По его словам «правовая культура в широком смысле - это правовая культура общества, которая охватывает все правовые ценности, в том числе ясные законы, развитую законодательную технику, правовую науку, развитое юридическое образование, совершенную юридическую практику и стабильный правопорядок». А «правовая культура в узком смысле - это культура отдельного лица, которая включает в себя определенный уровень правосознания, качественное овладение умениями и навыками правомерного поведения».[2]
Понять сущность правовой культуры можно лишь через призму правовой деятельности человека, его общностей, групп, а правовая культура немыслима вне определенного субъекта права. Правовая культура не существует в отдельности от других разновидностей культуры. Она тесно взаимосвязана и функционирует с политической. Нравственной, эстетической, религиозной и другими разновидностями культуры в обществе. В плане своего происхождения, как считает А.В. Малько, правовая культура появилась значительно позже, чем нравственная или религиозная культура, так как без самих правовых норм не может быть и правовой культуры.[3]
Правовую культуру в юридической науке понимают неоднозначно, что обусловлено двумя моментами: во-первых, это относительно новое направление научного исследования в теории государства и права; во-вторых, в самой культурологи существует более 500 определений понятия “культуры” и несколько десятков направлений ее исследования, существенно отличающихся друг от друга по применяемым подходам и методологии.
Высокий уровень правовой культуры, бесспорно, предполагает и высокий уровень законности в деятельности государственных органов и должностных лиц. Общество, как правило, характеризуется правовой активностью своих граждан, которые широко используют предоставленные ему права и свободы в экономической, политической и социальной сферах. Благодаря такой активности граждане обеспечивают себя и общество необходимыми материальными и духовными благами, создают необходимые условия для эффективного действия политических и правовых сфер общества.
При этом каждый гражданин обладает глубокими правовыми знаниями, имеет возможность получить квалифицированную помощь и активно борется с правонарушениями. Уровень правовой культуры напрямую связан с наличием в обществе надлежащих условий для развития правовой науки, научных юридических учреждений способных осуществлять объективный анализ права и его закономерностей.
Таким образом, правовая культура есть качественное состояние правовой жизни общества, которое выражается в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития общества.
Правовая культура российского общества отличается специфической правовой ментальностью населения и представителей власти; предпочтениями к неправовым средствам достижения фактических результатов. Можно сказать, что это своего рода маргинальный или промежуточный тип правовой культуры. В этой связи хочется привести и высказывание известного русского философа И.А. Ильина: «народ, не знающий законов своей страны, ведет внеправовую жизнь, или довольствуется неустойчивыми зачатками права. Народу необходимо и достойно знать законы, это входит в состав правовой жизни, по этому нам и опасен такой порядок, при котором народу недоступно знание права. Человеку, как существу духовному, невозможно жить на земле вне права..».[4]
Правовая культура – разновидность социальной культуры. Она представляет собой достаточно сложное и многоплановое понятие, состоящее из правовой культуры личности и правовой культуры общества.
Своеобразием отличается правовая культура личности. Она отражает степень и характер правового развития личности, культуру ее правового поведения, образ жизнедеятельности в сфере. Такая деятельность должна соответствовать прогрессивным достижениям общества в области права, вследствие чего должно происходить непрерывное правовое обогащение самой личности и общества. Правовая культура – это степень зрелости, цивилизованности человека, его образ мышления, нормы и стандарты поведения в области права. Правовая культура есть такое свойство человека, которое характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным объемом правовой информированности о содержании правовых норм, обеспечивающих правомерный характер его действий во всех жизненных ситуациях.
Правовая культура общества – это уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности. Правовая культура общества является частью его общей культуры и характеризуется полнотой, развитостью и обеспеченностью прав и свобод человека и гражданина; реальной потребностью в праве; состоянием законности и правопорядка в стране; степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования.
По типам культуры (цивилизации) можно различать правовую культуру на:
- традиционную;
- европейскую.
Кроме общепризнанных универсальных типов правовой культуры существуют такие образования, которые характерны для этнических, региональных и других социальных групп, отличающихся специфическими взглядами, отношением к праву и мотивацией правовых действий. Проявления индивидуализации правовой жизни получили название правовой субкультуры. Для формирования разных субкультур серьезным поводом являются социально-этнические различия. Наличие правовой субкультуры связано с социальной неоднородностью общества.
Особенность правовой культуры состоит в том, что она представляет собой не право или его реализацию, а комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц. Так В.В. Лазарев подчеркивает, что “правовая культура предполагает высокое качество правотворческого процесса, реализации права; достаточный уровень правового мышления и психологического воспитания правовой реальности; осознание специфических способов правовой деятельности правоохранительных органов; результатов реализации требований законности в виде устойчивого и стабильного правопорядка”. [5]