Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 09:04, курсовая работа
Выбор данной темы для курсовой работы был не случайным. Понимание того, что правовая культура общества в нашей стране и моя, в частности, низка привело меня на студенческую скамью. Мне хотелось разобраться в какой степени осмысленное, сознательное отношение общества и индивидов к праву ведет к необходимому правовому состоянию общества, к появлению новых правовых норм. Думаю, что тема моей курсовой важна для исследования, потому что главным признаком правового государ
Введение ………………………………………………………………… 3
Глава 1. Взаимосвязь права и культуры ………………………………. 6
Глава 2. Правовая культура.
2.1. Понятие и общая характеристика правовой культуры …………... 7
2.2. Структура и функции правовой культуры ……………………….. 11
2.3. Правовая информированность ……………………………………. 16
2.4. Развитие правовой культуры в современных условиях …………. 19
Глава 3. Правовое воспитание.
3.1. Правовая социализация личности ………………………………… 22
3.2. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры ……………………………………………………………………………. 23
Заключение ……………………………………………………………… 29
Список использованной литературы ………
Повысить правовую культуру современного общества способны тщательно продуманная правовая пропаганда в средствах массовой информации, широкий доступ к нормативно-правовой базе, разработка и внедрение действенных форм вовлечения граждан в правотворческую и правоохранительную деятельность. Для распространения знаний о праве и правопорядке государство должно использовать все имеющиеся в его распоряжении средства: литературу, искусство, школу, церковь, печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения. Основным элементом целенаправленного воздействия на развитие личности является правовое воспитание. Его необходимо выстраивать как многоуровневое и непрерывное. Оно должно начинаться в школе и продолжаться всю жизнь. Особенно необходимо уделить внимание правовому воспитанию молодежи, ведь от того, насколько будет образован и воспитан молодой человек, зависит будущее России.
При повышении уровня правовой культуры общества особое внимание необходимо уделить средствам массовой информации. В современных условиях они оказывают огромное влияние на сознание людей. Бросается в глаза низкий уровень правовой культуры, несформированность и деформированность правосознания журналистов. Во многих публикациях и выступлениях усматриваются различные проявления антикультуры СМИ. Как верно замечает Морозова Л.А. – “дело не только и не столько в юридических знаниях, вернее, в их отсутствии, сколько в отношении к праву, правовым принципам, законодательным нормам. Очень часто СМИ наглядно демонстрируют пренебрежение к правовым требованиям вплоть до полного отрицания всех запретов”.[14]
Необходимо также отметить, что состояние правовой культуры общества во многом определяется степенью участия профессионалов-юристов в работе по формированию правосознания граждан, а также их собственный уровень культуры. Правовое воспитание и пропаганда должны стать неотъемлемой частью профессиональной деятельности юристов, ведь именно их профессия основана на совершенном владении правовыми средствами.
Глава 3. Правовое воспитание.
3.1. Правовая социализация.
Правовая социализация- это приобщение человека к правовой среде, усвоение им и поддержание правовых норм, т.е. механизм интеграции личности в среду действия права.[15]
Правовая социализация представляет собой процесс взаимодействия личности и социально-правовой среды, вследствие которого происходит усвоение требований правового поведения, приобретение ценностей, ведущих к формированию свойств и качеств, позволяющих адаптироваться к этой среде и осуществлять правовую деятельность.
Выделяют два этапа социализации:
- первоначальный;
- вторичный.
На первом этапе происходит формирование правовых качеств. Второй этап связан с передачей накопленного правового опыта в правовую среду.
Правовая социализация сложный процесс, включающий в себя:
- накопление навыков адекватного реагирования на правовые требования, самостоятельной ориентации в правовом пространстве
( принятие приемлемых решений в юридически значимых ситуациях);
- формирование осознанного отношения к правовой действительности в результате приобретения нового комплекса правовых знаний (осознание права);
- освоение человеком новых для него правовых ценностей в процессе целенаправленного правового воспитания.
Таким образом, можно подвести итог, что в процессе правовой социализации происходит:
- передача накопленных в обществе норм и ценностей правовой культуры человеку;
- овладение языком права;
- привитие навыков правомерного общения и взаимодействия в социально-правовой среде;
- мобилизация возможностей права для участия в правовой жизни общества.
3.2. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры.
Важное значение на обоих этапах правовой социализации оказывают системы правового воспитания.
Правовое воспитание- это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. [16]Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.
Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет, скорее, не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда он “воспитывается” окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц – представителей государственного аппарата в правовой сфере. При этом у людей, должностных лиц, государственных органов, осуществляющих правовую деятельность ( правомерную или неправомерную), нет прямой цели оказать на других правовоспитательное воздействие. Однако такое воздействие на окружающих все-таки оказывается. Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.
В последнее время коренным образом изменились роль и значение правовых знаний в российском обществе и в сознании людей. Это объясняется тем, что Россия провозглашена правовым государством, и правовая реформа, осуществляемая в рамках обновления законодательства, строится на принципах верховенства закона, приоритета прав личности, осознание новой, гуманистической роли права. Однако, по мере обновления законодательства, становится все более явным разрыв между новым демократическим законодательством и низким уровнем правосознания и правовой культуры населения. Значительная часть студентов относится к праву как к средству решения личных и общественных проблем в экстремальных ситуациях. Это ставит проблему формирования правовой культуры в системе профессионального образования в ранг государственной политики. Построение правового государства невозможно без одновременного формирования у будущих специалистов соответствующих правовых знаний и правосознания, которые зависят от правового образования.
Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, понимание сущности правовых учений, доктрин, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Конечно, некоторые правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики. Однако целью правового воспитания является «создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей».[17]
Проблема формирования правовой культуры остается актуальной, потому что отсутствует целостная концепция личностной правовой культуры, а педагоги правового обучения зачастую не имеют четких условий ее выражения.
Нельзя не обратить внимание на то, что правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение, так или иначе, оказывает и воспитательный эффект. Различие здесь можно провести, причем весьма условно, по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение – на когнитивно-рациональную с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека. Ценностное, эмоционально-волевое воздействие в свою очередь очень сильно ограничено реальной правовой, новой практикой, поскольку невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в общественном сознании и деятельности людей, но провозглашаются на словах, в пустых декларациях и демагогических заявлениях (как политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и юношеством). В.С. Нерсесянц отмечает, что “ценности и идеалы «вырастают» спонтанно, формируются самой жизнью, всеми окружающими обстоятельствами, и роль субъективного фактора, целенаправленной деятельности здесь хотя и важна, но не является ведущей, а тем более единственно необходимой и достаточной”. [18]
На роль воспитателя годится далеко не каждый. В общественном масштабе таким воспитателем может стать какой-либо выдающийся человек (А.Д. Сахаров, А.Ф. Кони), который раскроет людям глаза на истинное положение дел в области защиты прав человека, противостоянии государственному произволу.
Правовое воспитание осуществляется через определенную систему и с помощью определенных средств и методов.
К формам правового воспитания относятся:
- правовое обучение;
- правовая пропаганда;
- организованная и контролируемая социально-правовая практика населения.
Средствами правового воспитания являются материальные источники, используемые для достижения целей воспитательной работы в области права (юридическая литературы и законодательные акты).
К методам правового воспитания относится правовое просвещение. Процесс распространения правовых знаний служит росту общей правовой культуры. Главная его цель - «воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоёв населения России».[19]
Организационная структура правового воспитания включает в себя:
- субъекты – органы, которые проводят воспитательную работу в области права;
- объекты – категория населения, по отношению к которой проводится воспитательная работа;
- воспитательные действия – деятельность, осуществляемая для достижения намеченных целей.
Элементом этой системы является правовое образование людей. Он представляет собой систему общественных институтов, обеспечивающих поэтапное приобщение людей к праву, воспитание у них современного правового мышления, приобщение к подлинным ценностям правовой культуры, формирование способности и готовности активно участвовать в политическом процессе путем эффективного использования демократических прав и свобод.
Потребность в правовом образовании обусловлена задачами формирования правового государства, интересами отдельной личности и групп людей использовать правовые средства для достижения фактических целей осуществляемой ими деятельности, т.е. целью обучения является обеспечение правовой социализации личности и подготовка к участию в правовой жизни общества.
В современных условиях правовое образование предполагает решение следующих задач:
- ликвидацию у населения и должностных лиц государства правовой безграмотности;
- охват всех граждан и должностных лиц систематическим правовым обучением;
- привитие каждому человеку внутренне осознанной потребности и способности активно использовать правовые средства для удовлетворения как личных, так и общественных интересов.
Особую сложность представляет собой правовое воспитание лиц, склонных к совершению антиобщественных поступков. В этих случаях внедрение в сознание человека новых убеждений и взглядов должно сочетаться с его отказом от уже сложившихся позиций и установок, в совокупности образующих так называемую негативную правовую культуру. Не исключено, что указанные лица могут попытаться использовать знание законов во вред обществу, тем самым государственную волю, воплощенную в них. Поэтому акцент при воспитании, а по существу - перевоспитании следует делать на осознании ими моральных принципов общества, на понимании роли и значения санкций правовых норм как морально оправдательного средства борьбы с правонарушениями.
Немаловажную роль в формировании правовой культуры общества играют такие средства информации как газетная, журнальная статья, театральные постановки, кино и телевидение. Однако большинству журналистских публикации и сценариев фильмов не хватает глубины и всесторонности при исследовании проблемы воспитания чувства уважения к правам, свободам людей, разъяснения новых юридических видов социализации человека. Законы жанра, характерные для средств массовой информации, предполагают сенсационность при отборе материала. Я полностью согласна с мнением В.А. Васильева, который считает что, “ Это приводит к определённому смещению ракурса, рассматриваемого журналистом события на «кровавые разборки», описание патологии преступника, утрирование изощрённости или жестокости совершённого преступления».[20]
Заключение
Целью данной работы было всестороннее научно-теоретическое исследование правовой культуры. Анализ вышеизложенного материала позволяет сделать вывод, что государство является социальным, если в нем разработаны и нормативно закреплены механизмы реализации социальных прав граждан, а также функционирует развитое гражданское общество, способное контролировать государственную власть, если правовая культура каждого члена общества достигает не только уровня правовой компетентности, но и такого уровня, когда у каждого представителя и политической системы, и гражданского общества сформирована внутренняя потребность уважать права и свободы человека, следовать законам, контролировать их исполнение.
Подводя итоги, сформулирую выводы:
- необходимость изучения данной темы диктуется, прежде всего, практическими потребностями развития российского общества. Правовая культура становится реальным инструментом социальных, политических и экономических преобразований, оказывающих существенное влияние на функционирование правовой системы российского государства и гражданского общества;
- правовая культура – есть качественное состояние правовой жизни общества, которое выражается в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития общества;
- только контроль со стороны гражданского общества может способствовать улучшению деятельности и законодательных, и исполнительных структур власти, совершенствованию правовой системы, повышению правовой культуры всего общества властных структур.
В связи с этим предлагаю практические рекомендации:
- разработать национальную программу правового воспитания и формирования новой правовой культуры населения, в рамках реализации государственной политики построения демократического правового государства и утверждения гражданского общества, в которую будут входить:
- теоретическое исследование проблемы правовой культуры;
- обязательное правовое образование государственных служащих, должностных лиц;
- преподавание правовых дисциплин в школах, вузах;
- привлечение СМИ для организации правового образования населения;
- организация доступной юридической помощи населению.
В заключение хочу сказать, что хотя наша правовая система находится далеко не в лучшем положении, бюрократия расцветает, широко распространены взяточничество и коррупция, тем не менее, если постараться, если откинуть свойственный многим скептицизм, то можно увидеть, что все же за последнее десятилетие Россия как государство структурно изменилась и встала на путь демократического развития. Как справедливо заметила Соколова Н.С., “ тщательно продуманная и эффективная система правовой пропаганды повысит правовую культуру общества и будет способствовать повышению уровня правосознания граждан” и, соответственно, улучшению правового положения страны.[21]