Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 08:28, курсовая работа
Содержит описание правовой системы как России так и мировых систем.
10. Уголовно-процессуальное право – объединяет нормы, определяющие порядок производства по уголовным делам.
11. Исправительно-трудовое право – регулирует отношения, складывающиеся при исполнении мер уголовного наказания и связанные с исправительно-трудовым воздействием.
Система права, как и общественная жизнь, находится в постоянном изменении и развитии. С возникновением новых, более прогрессивных отношений, требующих правового регулирования, она пополняется новыми нормами, институтами, отраслями, становится более совершенной и эффективной.
Юридическая практика — это деятельность, по изданию, толкованию и реализации юридических предписаний в единстве с накопленным социально-правовым опытом. В зависимости от характера, способов преобразования общественных отношений нужно различать право-творческую, правоприменительную, распорядительную, интерпретационную и другие типы Ю.п., а по субъектам - законодательную, судебную, следственную, нотариальную и др.
Правовая идеология — совокупность идей, творений, взглядов, представлений, принципов, которые в концентрированном виде отражают и оценивают правовую действительность; теоретико-философское, а также обыденно-бытовое осмысление права как целостного инструмента регулирования важнейших сфер общественных отношений, его необходимости и социальной роли, путей дальнейшего развития.
Глава 2
Основные правовые семьи и их доминирующие источники права.
Исторически в каждой стране действуют свои правовые обычаи, традиции, законодательство, юрисдикционные органы, сформировались особенности правового менталитета, правовой культуры. Правовое своеобразие стран позволяет говорить об их самобытности, о том, что каждая из них образует свою правовую систему. Однако наряду с особенностями, отличиями, в этих правовых системах можно заметить и общие черты, элементы сходства, которые позволяют их группировать в «правовые семьи» (правовые системы в широком смысле), объединяющие несколько родственных в правовом отношении стран.
§1. Романо-германская правовая семья
Романо-германская правовая семья — это правовые системы,созданные с использованием римского правового наследия и объединённые общностью структуры,источников права и сходством понятийно-юридического аппарата[7].
Отличительной особенностью романо-германской правовой семьи является то, что она покоится на нормативноправовых актах, которые, как правило, кодифицированы. На таких кодифицированных основах законодательства основывается право Франции, Германии, Испании, Италии и т.д. Право нашей страны также тяготеет к романо-германской правовой семье.
Источники романо-германского права
Закон. В романо-германском правовой семье различным источникам права придаётся одинаковое значение. В системе источников права этой семьи главное место занимает закон.
Во всех странах романо-германской правовой семьи есть писаные конституции,за нормами которых признаётся высший юридический авторитет.
Этот авторитет проявляется и в установленными большинством государств судебного контороля за конституционностью обычных обычных законов.
Конституции разграничивают правотворческую компетенцию различных государственных органов и в соответствии с этой компетенцией проводят дифференциацию различных источников права.
Обычай. Своеобразно положение обычая в системе источников романо-германского права. Он может действовать не только в дополнение к закону,но и кроме него. Хотя сегодня за редким исключением обычай потерял характер самостоятельного источника права.
Судебная практика. По вопросу о судебной практике как источнике романо-германского права позиция доктрины весьма противоречива. Несмотря на это, можно сделать вывод о возможности отнесения судебной практики к числу вспомогательных источников. В первую очередь это касается «кассационного прецедента». Кассацинный суд — это высшая инстанция. Поэтому, в сущности, и «простое» судебное решение, основанное, например, на аналогии или на общих принципах,благопоучно пройдя кассационный этап, может восприниматься другими судами при решении подобных дел как фактический прецедент.
Доктрина. В системе романо-германского права особое место занимает доктрина,разработавшая основные принципы постороения этой правовой семьи. Доктрина играет весьма важную роль в подготовке законов. Она используется и в правоприменительной деятельности.
Таким образом,право стран романо-германской семьи характеризует единая схема иерархической системы источников права,хотя в рамках этой схемы возможно существенное смещение акцент[8].
§2. Англосаксонская правовая система
Англосаксонская или семья общего права — это правовые системы, главным источником права в которых является норма, сформулированная судьями и выраженная в судебных прецедентах.
Источники англосаксонского права
К источникам англосаксонского права можно отнести судебные прецеденты, законы (статуты), обычаи, юридическую доктрину.
Прецедент. Он долгое время был главной формой выражения и закрепления норм английского права. Прецеденты создаются только высшими судебными инстанциями (Палатой лордов, Судебным комитетом Тайного совета (по делам государств – членов содружества), Апелляционным судом и Высоким судом. Нижестоящие суды прецедентов не создают. Каждая судебная инстанция обязана следовать прецедентам, выработанным вышестоящим судом и созданным ею самой. Правило прецедента гласит: “ stare decsis” (решать так, как было решено ранее). В 1966 году Палата лордов сделала заявление, в котором допускала возможность отмены ранее созданных еюпрецедентов, в случае установленной необходимости. Это стало исключением из жесткого правила прецедента.
Закон. Является вторым источником власти. Закон имеет приоритет перед прецедентом, т. е. может отменить его. Это не значит, что прецедент производен от закона. Напротив, закон реализуется через прецеденты. Всякий законодательный акт конкретизируется посредством обязательных судебных решений. По сфере действия законы можно разделить на публичные (распространяются на неопределенный круг субъектов и действуют на всей территории государства) и частные (распространяются на отдельных лиц и территории). Выделяют также делегированное законодательство, т. е. акты, создать которые Парламент уполномочил других субъектов (правительство, королеву, министерства). Данные акты имеют силу закона и являются обязательными для исполнения всеми гражданами. Можно еще отметить так называемое автономное законодательство - акты местных органов власти, действующие на определенной территории, некоторых учреждений, организаций. Такие законы обязательны для исполнения на местном уровне, членами организаций, их клиентами и т. п. Сила автономных актов уступает силе актов Парламента и делегированного законодательства.
Обычай. По мнению юриста Э. Глассона, англосаксонская система права основана, прежде всего, на обычаях и варварском праве. В настоящее время роль этого источника заметно уменьшилась, однако , исторически обычаи оказали очень большое влияние на правотворчество .
Юридическая доктрина. Она занимает особое место среди источников англо-саксонского права. Некоторые литературные источники имеют повсеместное признание и используются при рассмотрении конкретных судебных дел. К таким источникам можно отнести « Институцию» Кока, которая часто цитируется в судах (а именно судебные комментарии, описание прецедентной практики).
По первому же критерию оценки (с нормативной стороны), необходимо отметить своеобразие структуры английского права, в котором нет деления на публичное и частное. Деление прав по отраслям фактически отсутствует, или его границы размыты (нет деления на административное, гражданское и право социального обеспечения). Это обусловлено тем, что все суды имеют общую юрисдикцию, т. е. могут рассмотреть дела разных категорий, и тем, что в английском праве отсутствуют отраслевые кодексы, характерные для романо-германской системы права.
Такая своеобразная структура права повлияла на организационную сторону правовой системы, т. е. на совокупность правовых учреждений.
Основным правовым органом традиционно был суд, так как именно судебные органы формировали основной источник права – прецедент.
Законодательные органы, а именно Парламент, действуют также под воздействием институтов прецедентов и обычаев. Исполнительные органы лишены права заниматься нормотворчеством, за исключением случаев делегирования права нормотворчества парламентом.
Если рассматривать англосаксонскую правовую систему с точки зрения правовой культуры, то необходимо отметить, что совокупность правовых взглядов, идей, понятий и представлений формировалась под влиянием особенностей процесса нормотворчества. А так как нормы образуются чаще всего путем принятия конкретных решений по конкретному делу одним человеком. Следовательно, правовая культура общества основана не на уважении к закону, хотя и это тоже присутствует, а на уважении к человеческой справедливости, на которой основано принятие решения по делу.
В англосаксонской системе права сложилась формула « судебная защита предшествует праву», которая и до сих пор определяет черты правопонимания, присущие данной правовой системе.
Своеобразие структуры права, его источников наложило определенный отпечаток на понятия присущие данной системе. В англосаксонской правовой системе отсутствуют понятия « юридическое лицо», «родительская власть», « подлог», «непреодолимая сила» и другие. Однако в ней существуют понятия «доверительная собственность», «встречное удостоверение», «треспасс», «эстоппель» и т. д.
Кратко суммируя материал данного раздела, можно заметить, что англо-саксонское право – это « право судей». Юридическое регулирование строится на прецедентах (судебных решениях), юридическую суть и логически-юридические принципы которых суды обязаны применять при рассмотрении аналогичных дел. Правовая система выражена не в абстрактных нормах, а носит характер открытой системы методов решения юридически значимых проблем. Поэтому правовые системы государств, относящихся к данной группе можно отнести к нормативно-судебным. В массовом правосознании такая система права воспринимается, как « субъективное право», защищенное судом.
§ 3. Мусульманская правовая семья
Мусульманское право как система норм,выражающих в религиозной форме в основном волю религиозной знати и в той или иной степени санкционируемых и поддерживаемых теократическим исламским государством и основным источником мусульманского права является Коран, наряду с которым действует также Сунна — жизнеописание Магомета — его поступов, поведения, высказываний. Большую роль в обоих этих источниках,обладающих юридической силой, играет понятие справедливости.
Источники мусульманского права
Коран. Это главная священная книга мусульман, в которой собраны различные проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, заклинания, всякого рода назидательные рассказы и притчи, произнесенные Мухаммедом в Мекке и Медине. Содержание Корана составляют высказывания Аллаха своему пророку и посланцу Мухаммеду. Коран является первым и основным источником мусульманского права. Однако никто из мусульманских юристов не воспринимает его ни в качестве книги права, ни в качестве кодекса мусульманского права. Отдельные положения юридического характера, содержащиеся в Коране, далеко не достаточны для того, чтобы вести речь о кодификации. Более того, многие правовые институты, имеющие огромное значение для формирования и развития мусульманского права, в этой священной книге даже не упоминаются.
Иджма. Согласие, достигнутое всем мусульманским сообществом по вопросам обязанностей правоверных, которое формируется на основе единого мнения знатоков ислама. Иджма выступает в качестве своеобразного средства, способа восполнения пробелов в мусульманском праве в тех случаях, когда ни Коран, ни Сунна не могут дать убедительного ответа на возникающие вопросы.
Кияс. Представляет собой обычное решение по аналогии. В западных правовых системах подобное решение не считается самостоятельным источником. Оно лишь обеспечивает «работу» механизма нормативного или прецедентного регулирования. В исламских же странах решение по аналогии приобретает особые смысл и значение, так как объектом анализа здесь выступает не рациональная воля земного законодателя, а религиозная идея, имеющая абсолютный, вневременной и неоспоримый характер. Кийяс не является продолжением, частью первоначальной нормы или казуса, а потому образует отдельный источник права.
Религиозно-правовая доктрина. Является глубинным источником исламской правовой системы. Именно она обусловила особую логику развития мусульманского права, своеобразие его формальных источников, их тесную взаимосвязь. В отдельные периоды истории, например в VIII—Хвв., она получала официальное признание, легализацию и выступала в качестве формы права, в другое время, как и сегодня, она уходила на второй план и оформлялась через иджму, кийяс, закон. Но в любом случае эта доктрина была и остается основным питательным источником мусульманского права, его корневой системой.
Структура мусульманского права также имеет существенные особенности, вытекающие из его природы. Оно не подразделяется на общее и частное право, как в романо-германской системе, или на общее право и право справедливости, как в странах англосаксонской семьи. Здесь существуют иные принципы интеграции, связи норм, их структурного объединения. Так, можно выделить правовые комплексы норм, принципов в соответствии с основными мусульманскими толками (ритами) — суннитскими (ханифитскими, маликитскими, шафиитскими, ханбалитским) и несуннитскими (шиитским, вахбитским, зейдутским, абадитским). Наличие различных ветвей в исламе обусловливает аналогичную дифференциацию в праве, объединение юридических норм вокруг тех или иных религиозных течений. Каждый толк, как правило, «обрастает» определенным комплексом норм, принятых в соответствии с избранными религиозными постулатами. Вместе с тем сохраняется и отраслевой принцип дифференциации правовых норм, хотя и с некоторыми особенностями. В частности, существует отрасль «право личного статуса», регулирующая семейные, наследственные и некоторые другие отношения; деликтное право, устанавливающее меры уголовно-правовой ответственности; муамалат, закрепляющая гражданско-правовые отношения; отрасль так называемых властных норм — сфера государственного и административного права; международное право (сийар).