Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 08:28, курсовая работа
Содержит описание правовой системы как России так и мировых систем.
Мусульманское право — яркий пример «права юристов». Оно было создано учёными богословами. Юридическая наука, а не государство играет роль законодателя, мнение специалиста имеет нормативно-обязательное значение. При рассмотрении дела судья никогда не обращается к Корану или Сунне, а ссылается на правоведа, авторитет которого общепризнан[9].
И отличительной чертой мусульманского права является то, что оно представляет собой одну из многих сторон религии ислама, которая устанавливает определенные правила и объект верования, а также указывает верующим на то, что можно делать, а что нельзя.
§ 4. Социалистическая правовая семья
Социалистическая правовая семья — это правовые системы, главным источником права в которых являлось вначале революционное творчество исполнителей, а позже — нормативно-правовые акты, в отношении которых декларировалось, что они выражают волю трудящихся, подавляющегоо большинства населения, а затем — всего народа, руководимого коммунистической партией[10].
Закон. Является основным источником советского права, но в отличие от
закона в романо-германской правовой семье, где он является наиболее ясным и
удобным способом выражения норм права, в социалистических странах закон — это наиболее естественный способ создания права.
Говоря о толковании законов, следует сказать, что характерной чертой
советского права являлось аутентичное толкование уполномоченными на то
органами (Президиум Верховного Совета СССР, Верховный Суд СССР и главный арбитр СССР). Толкование законов в социалистических странах было также сходно с советскими принципами.
На территориях социалистических стран была широко распространена кодификация:
Существовал ряд кодексов, регламентирующих практически все сферы
общественной жизни.
Судебная практика. Не являлась источником прецедентного права. Но хотя
в советском праве не применялись прецеденты, тем не менее Гражданский
кодекс 1961 года содержал ряд положений, выработанных именно судебной
практикой.
Обычай. Как источник права играл очень малую роль. Использовался он
лишь в той мере, в какой был необходим или полезен для толкования и
применения закона, или в немногих случаях, когда сам закон отсылал к
обычаю, отводя ему определённую сферу.
Глава 3.
Российская правовая система.
Становление и эволюция российской правовой системы происходили по общим закономерностям,присущим развитию любой национальной правовой системы,хотя в этих процессах были и свои особенности, о которых мы сейчас узнаем.
§ 1. Особенности российской правовой системы
Русское право представляет собой весьма оригинальное явление на правовой карте мира и имеет тысячелетнюю историю. По мере становления и развития — от древнего права к средневековому и далее к советскому праву — оно приобретало всё большее своеобразие.
В ХХ столетии Россия дала миру принципиально новый тип правовой системы — социалистическое право, оказавшее значительное воздействие на правовые представления миллионов людей и повлиявшее на законодательство многих стран[11].
Российское право — это преимущественно законодательное право. Оно развивается главным оббразом законодательным путём и характеризуется бурным обновлением текущего законодательства в связи с принятием новой конституции РФ 1993 года и изданием нормативных правовых актов[12].
Источниками российского права являются: закон, иной НПА, обычай, договор, судебная практика, общие принципы права, международно-правовые акты.
Для современной правовой системы России характерно признание приоритетным источником права закона.
Закон можно понимается в нескольких смыслах:
закон – это нормативно-правовой акт, «принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны»[13].
«В юридическом смысле закона – это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений»[14].
Конституция – важнейший источник российской правовой системы. Конституция является универсальным правовым актом непосредственного действия, правовым ориентиром для всех участников правоотношений, складывающихся на территории государства, эталоном должного и возможного поведения, а также основным источником субъективных прав и обязанностей[15].
Она может рассматриваться как источник права в следующих значениях:
Высшая юридическая сила Конституции проявляется, во-первых, в том, что нормы законов и иных нормативных правовых актов должны соответствовать нормам Конституции, и, во-вторых, в том, что сами законы и иные нормативные правовые акты принимаются предусмотренными Конституцией органами и в установленном ею порядке[16].
В качестве источников российского права выступают также федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации.
Доминирующая роль закона не исключает, однако, важного значения других факторов, воздействующих на развитие российского права, в том числе его источников.
Обычай. В современном российском законодательстве всё большее значение получает обычай как источник права. Гражданский кодекс России признаёт в общей форме, а не для отдельных отношений возможность применения обычаев делового оборота, не противоречащих закону или договору[17].
Правовой обычай представляет собой санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе в результате его многократного и длительного применения[18].
Судебная практика. Занимает важное место в российской правовой системе. Если в советское время признание судебной практики трактовалось как покушение на принципы социалистической законности и верховенства закона, то в современный период все больше ученых-юристов признают судебный прецедент источником российского права. Считается, что Россия в отличие от стран англо-американской правовой семьи пойдет своим путем в деле становления актов судебной власти в качестве источника права. Так, в настоящее время многие решения Конституционного Суда России (например, о неконституционности тех или иных правовых норм), по существу, являются источником права.
Следует отметить, что судебный прецедент имеет качество производного от законодательства: ни одно из судебных решений не должно иметь преимущество перед законом. Вместе с тем признание судебной практики источником права значительно повысит роль суда и правосудия в жизни общества, придаст российской правовой системе динамизм, повысит эффективность правоприменения.
Международно-правовые акты. Признаются важнейшими источниками российского права. В п.1 ст.7 ГК РФ содержится правило,Согласно которому общепризнанные принципы и нормы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией РФ составной частью правовой системы России. Толкование данного правила зависит от взглядов на понятие международного права, а последние, как известно, отличаются большим разнообразием. Термин «международное право» используется как в широком смысле (право, регулирующее всю область международные отношения), так и в узком (право, регулирующее международные властные отношения, т.е. межгосударственные)[19].
Органы государственной власти в своей деятельности обязаны не только соблюдать нормы международного права, но и принимать в пределах своей компетенции меры, необходимые для их соблюдения.
Приоритет международных договоров России над нормами национального законодательства и указанием об их вхождении наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права в правовую систему страны обязательны для правотворческих и правоприменительных органов не только федерации, но и её субъектов. Более того,данное конституционное положение косвенно способствует цементированию российской государственности.
Прежде всего оно способствует сближению правовых систем субъектов федерации, поскольку они вынуждены, исполняя требования ст.15 Конституции РФ, ориентироваться на одни и те же общепризнанные принципы и нормы международного права. Кроме того, ратифицированный международный договор РФ обладает статусом федерального закона и в этом качестве имеет приоритет перед перед законами субъектов федерации[20].
Таким образом, система источников российского права отражает традиционную для всех стран романо-германской правовой семьи концепцию, согласно которой право не создается априорным путем и не содержится исключительно в законодательных нормах.
Российская правовая система как наиболее мощная и влиятельная из всех прежних социалистических правовых систем находится в настоящее время в открытом для обмена идеями, опытом и для взаимодействия с любой правовой системой переходном состоянии. Об этом свидетельствует практически все – конституционное, гражданское, финансовое, банковское, налоговое и иное – российское законодательство[21].
§ 2. Изменение правовой системы в России в 90-е годы
Особенностью российской правовой системы переходного периода явилось то, что на начальном этапе ее возникновения действовало большинство нормативных актов бывшего РСФСР, причем некоторые из них сохраняют юридическую силу и по сегодняшний день. С течением времени вновь образованные органы государственной власти издавали собственные нормативные акты, обеспечивая тем самым появление обновленной правовой системы Российской Федерации. В связи с этим возникла необходимость определения роли и места вновь возникшей правовой системы в типологии современных правовых систем. В юридической литературе по данному вопросу существуют несколько точек зрения. Согласно одной, прежняя принадлежность социалистических стран к романо-германской правовой семье позволяет вести речь лишь об их возвращении в это сообщество. Согласно другой, для того, чтобы определиться в правовой природе бывших социалистических стран недостаточно традиционных технико-юридических и социально-экономических критериев[22].
В начале 90-х годов, после разрушения СССР и «содружества социалистических государств», ситуация коренным образом изменилась. И в научных исследованиях, посвящённых социалистическому и постсоциалистическому праву, стал несравнимо больше внимания уделять российскому праву наряду со многими другими вопросами, касающимися данной правовой материи, довольно часто стал подниматься вопрос о природе и характере российской правовой системы, о её месте и роли среди других правовых систем.
«Разрушение СССР вполне естественно привело к разрушению правового пространства, объединяющего все его республики, и к становлению самостоятельных правовых систем каждой из них. Однако в тех условиях именно для российского права этот процесс был наиболее сложным. Российская Федерация как правопреемник и продолжатель Советского Союза восприняла на себя все его обязательства, в том числе и правовые.
Этот процесс сопровождался не только выходом российского правового пространства из общесоюзного, но и его качественными изменениями. Прежде всего речь идет о смене самого типа российской правовой системы, о переходе от правовой системы социалистического права к системе европейского континентального или, привычнее говоря, о возвращении к романо-германской правовой системе, капитализации комплекса общественных отношений, в том числе и правовых»[23].
В годы перестройки через многочисленные поправки к Конституции 1978 года было осуществлено признание политического плюрализма, принципа разделения властей, частной собственности и свободы предпринимательства. 22 ноября 1991 года в РСФСР была ратифицирована Декларация прав и свобод человека и гражданина. С распадом СССР в 1991 году образоваласьРоссийская Федерация как суверенное государство. 12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята новая Конституция Российской Федерации.
Что касается системы права, то здесь изменения произошли в составе и содержании норм как публично-правовых, так и частноправовых отраслей. Причем изменение содержания частноправового воздействия напрямую зависит от соответствующего изменения публично-правового режима регулирования. Это связано с тем, что публичное право включает в себя основные вопросы формирования правовой системы и обеспечения ее устойчивости в условиях происходящих перемен.
В отраслях публичного права изменения связаны с тем, что основными принципами правового регулирования стали принципы верховенства закона, верховенства прав и свобод человека и гражданина, приоритета международного права над национальным. Данные принципы стали началами правового регулирования в конституционном, уголовном, административном, налоговом, гражданско-процессуальном, уголовно-процессуальном, арбитражно-процессуальном праве, а также в комплексных публично-правовых и частноправовых отраслях и институтах (например в земельном, трудовом, банковском и др.).
Что же касается частноправовых отношений, то здесь следствием признания приоритета общечеловеческих ценностей над государственными, явилась более широкая диспозитивность поведения субъектов, когда их некоторые сознательные волевые акты, направленные на реализацию своих естественных прав, приобрели нормативность и государственное обеспечение и защиту в частноправовых отраслях (гражданском, семейном и др.). Это, в свою очередь, обусловило расширение сферы диспозитивно-правового воздействия, и установление нового правового режима в отраслях частного права.