Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:44, курсовая работа
Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Вопросы: Что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства? – практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство – государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности1.
Введение ……………………………………………………………………………3
Сущность и история развития идей правовой государственности ……………4
Развитое гражданское общество как одно из условий развития правовой государственности ………………………………………………………………………
Принципы правового государства ……………………………………………….
Опыт построения правовой государственности в России ……………………
Заключение ………………………………………………………………………..
Приложения ……………………………………………………………………….
Список используемой литературы ………………………………………………
ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Тема
«Правовое государство:
теория и опыт»
2009
Содержание:
В гражданском обществе господствует или закон, или насилие. Но насилие иногда принимает обличье закона, и иной закон больше говорит о насилии, чем о правовом равенстве.
Проблемы
правового государства всегда волновали
передовых людей, прогрессивных
мыслителей древности, средневековья
и современности. Вопросы: Что такое
правовое государство? Когда появилась
его идея и как она развивалась?
Каковы его основные признаки и черты?
Каковы цель и назначение правового
государства? – практически всегда
находились в поле зрения философов,
юристов, историков, независимо от их взглядов
и суждений, а также от того, как
квалифицировалось и как
С. А. Котляревский считал, что понятие о правовом государстве возникло, вероятно, из смутной потребности дать какое-нибудь обоснование факту властвования и подчинения.2 В средние века слагается представление о гранях, перейти которые не может самая верховная власть в данном государстве, нарушить которые не может его закон. В истории европейских монархий смутное противопоставление этого ограничивающего начала фактическому самодержавию монарха переплетается с различными циклами идей: божественного мироправления, потенциальных правомочий, присущих всему народу, оформленного договора, в который некогда люди вступили друг с другом. Стремление ответить на данный вопрос, и даёт главный смысл работе, которую произвела школа естественного права.
В
послевоенные годы доктрина правового
государства делает упор именно на
правовом характере закона, который
по своему содержанию должен соответствовать
определённым гуманитарным ценностям
(права человека, справедливость, равенство),
а также правовым, и институциональным
принципам организации
Верховенство
легитимного закона складывается тогда,
когда тому способствуют экономические,
социальные и политические предпосылки:
раскрепощённый производитель, независимый
потребитель, равноправный гражданин,
свободная личность, демократическая
политическая система в целом. Но
правовое государство - не что-то раз
и навсегда данное, а это скорее
идея, которая реализуется постепенно
с учётом уровня развития экономики,
политики и культуры в каждом государстве.
Поэтому в Российской Федерации
нужно реализовать идею правового
государства в объёмах и
Вопросы правового государства широко обсуждаются в наше время. Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей её наиболее адекватного оформления и эффективного осуществления.
Зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, широкого и ограниченного притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона прослеживаются ещё в рассуждениях передовых для своего времени людей: мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран.
Античная концепция теории соотносится с полисом (гражданской общиной) как с формой и способом общения людей и ищет пути упорядочения и гармонизации этого общения. Закон, в представлении античных философов, защищает индивидов друг от друга, а не от полиса. Доминантой их рассуждений является порядок в обществе, а не индивидуальная свобода.
Принцип законности как основополагающий для жизни полиса был выработан уже в поучениях семи мудрецов, для которых лучшим являлось такое устройство полиса, в котором отдаётся предпочтение закону, дающему «меру всем человеческим поступкам».3 Сократ в спорах с софистами довёл эту идею до совершенства. Для Сократа подчинение закону – это условие существования полиса. Сам полис существует лишь в форме всеобщего исполнения его законов. Справедлив не закон сам по себе, а порядок, основанный на законе, - а это по сути полис.
Гражданин
как лицо частное у Сократа
плавно переходит в лицо политическое
как идеальное выражение
Платон как ученик Сократа отталкивается от его идей. Полис для Платона – это совокупность людей, призванных делать что-либо вместе. Применение силы со стороны полиса, по его мнению, не только оправданно, но и необходимо. Ведь справедливость есть соразмерность и соподчинённость всех начал: разума, воли и чувства, в признании общей цели и направляющей к ней силе, в том числе и силе закона, суть которого состоит не в равном распределении прав, а в распределении обязанностей по принципу «каждому своё».
Такие качества правовых норм, как всеобщность и абстрактность, рассматриваются Платоном как весьма существенный недостаток. Поэтому государство, в котором господствует закон, лишь второе в платоновской иерархии форм правления, а истинным, т. е. знающим правителям идеального государства, законы не нужны. Только истинный правитель может определить, что есть благо и в чём заключается счастье; сам он не связан законами, которые издал. Там же, где истинного правителя нет, необходимо всеобщее подчинение законам. Но и в этом государстве «законности» закон не правит, а подавляет. Это государство приобретает некое подобие правового: в нём закон предписан и гражданам, и правителям, а они – его рабы.
В отличие от Платона, у Аристотеля человек становится субъектом права как носитель собственности: цель законов – не подавление частных интересов, а их гармонизация.
Выражая своё отношение к государственной власти, праву и закону, Аристотель постоянно проводил мысль о том, что «не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву, стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права». Там, где отсутствует «власть закона», делал вывод Аристотель, там нет места и (какой-либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем»4. В отличие от Платона, Аристотель анализирует свойства права как такового, закон для него не является инструментом для достижения какой-либо цели; правовой закон ценен сам по себе как условие благой жизни, жизни разумной. Правление закона, а не людей предполагает реализацию имманентных праву качеств – всеобщности, абстрактности, беспристрастности, стабильности, что в свою очередь, приводит к упорядоченности полисной жизни.
С
идеями передовых мыслителей Древней
Греции о праве, свободе, человеческом
достоинстве и гуманизме
Будучи
глубоко убеждённым и последовательным
сторонником естественного
Правовая
теория в древности развивалась
вне связи с теорией
Свобода в древности мыслится как коллективная ценность. Гражданин свободен потому, что является частичкой свободного полиса. Поэтому не отдельный человек, а полис, как совокупность людей, является высшей ценностью. У древних греков и римлян не могло сложиться представление об автономности личности, об индивидуальной свободе. В отношении отдельного человека доминирует идея личного долга, а не личного права.
Древняя гуманистическая мысль, государственно-правовые взгляды и идеи передовых, прогрессивных мыслителей того времени, несомненно, стали первоосновой всего последующего процесса развития гуманистических взглядов и идей, составивших впоследствии фундамент теории правового государства.
Эпоха
средневековья для развития права
и соответственно правопонимания не
создавала необходимых условий.
Роль права в жизни общества сокращается.
Феодальная раздробленность, сословность,
партикуляризм вытесняли право
из человеческих отношений. Конечно, полное
уничтожение права как равной
меры невозможно, но вполне возможно сокращение
его роли в обществе. Христианизация
античной теории естественного права
началась с Августина Блаженного
и получила законченное выражение
у Фомы Аквинского, Сформулировавшего,
по сути, концепцию правления
Теория
правового государства
XVIII – XIX вв. формулирование концепции правления права в Новое время было инициировано конфликтом нарождающегося гражданского общества и абсолютистского феодального государства, претендующего на неограниченную власть. Смысл теорий правления права Нового времени – оградить нарождающуюся частную сферу от произвольного вмешательства в неё государства.
В Новое время государство и общество начинают анализироваться как феномены, не совпадающие друг с другом. Государство предстаёт как средоточение реальной политической власти, способное использовать её как во вред, так и во благо общества. Теория ограниченного государства, озабоченная поисками средств ограничения властных возможностей государства, недопущения деспотического, произвольного осуществления власти, является в большей степени не правовой, а политической теорией. Смысл её заключается в защите права от государства и государственного закона, поскольку исторически право гражданского общества, частное право развивается вместе с обществом, независимо от воли политических властей; именно в частном праве реализуются присущие ему принципы свободы и равенства, которые лишь постепенно переносятся и на политическую сферу. Поэтому право в либеральных теориях Нового времени ассоциируется с личной свободой, с автономной и юридически равной с другими личностью, с незыблемостью частной собственности и частной жизни вообще.