Правовое государство: теория и опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:44, курсовая работа

Описание

Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Вопросы: Что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства? – практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство – государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности1.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
Сущность и история развития идей правовой государственности ……………4
Развитое гражданское общество как одно из условий развития правовой государственности ………………………………………………………………………
Принципы правового государства ……………………………………………….
Опыт построения правовой государственности в России ……………………
Заключение ………………………………………………………………………..
Приложения ……………………………………………………………………….
Список используемой литературы ………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

КурсовойДокумент Microsoft Office Word (2).docx

— 50.67 Кб (Скачать документ)
  1. Принципы правового государства:

     Правовое  государство является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Как считает один из известных российских правоведов Воротилин Е.А., суть правового государства в том, что оно охраняет правопорядок, обеспечивающий свободу и равенство членов общества, отнюдь не навязывая им общеобязательных представлений об общем благе и путях его достижения.

     Соответственно  соотношение права и государства в гражданском обществе с точки зрения правового режима определяется не только как законопослушность (законопокорность) населения. Оно определяется еще и как законность действий государства, его органов и должностных лиц, охраняющих правопорядок и не переступающих ту границу, за которой граждане осуществляют свои свободы.

     Профессор B.C. Нерсесянц определяет правовое государство как «правовую форму организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод человека и гражданина».

     Итак, правовое государство - это такая форма организации государственной жизни, которая строится на основе норм права.

     В юридической литературе  в качестве основных признаков правового государства обычно выделяют следующие:

     - верховенство права, юридическая защищенность всех общественных субъектов от произвольных решений кого бы то ни было;

     - принцип разделения властей, т.е. самостоятельное и независимое функционирование трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной; и правовая организация системы государственной власти;

     -    приоритет прав и свобод граждан и единство их прав и обязанностей;

     -    взаимная ответственность государства  и личности.

     Рассмотрим  вышеперечисленные черты правового  государства подробнее.

     1. Верховенство права. В правовом государстве высшей юридической силой обладает только закон, которому подчиняются как граждане государства, так и государственные органы. Основной закон такого государства - Конституция. Все другие правовые акты должны соответствовать закону и основываться на его нормах. Соблюдение законов - это основа нормального функционирования государства, и защиты прав граждан.

     2. Разделение власти. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную необходимо для того, чтобы исключить произвол власти, создать механизм сдержек и противовесов. Оно направлено против авторитаризма в государственном строе и служит развитию демократии в государственном управлении. В правовом государстве существует баланс законодательной, исполнительной и судебной властей при провозглашенном суверенитете народа. В федеративных государствах наряду с «горизонтальным» разделением власти реализуется принцип и «вертикального» разделения: между федерацией и ее субъектами.

                В ряде стран Латинской Америки  выделяются четыре ветви власти: к трем известным добавлена  избирательная власть. И это не  предел. В проекте Конституции  Никарагуа 1986 г. указывались пять ветвей власти, а во второй Конституции Алжира 1976 г. шесть: политическая, законодательная, исполнительная, судебная, контрольная и учредительная.

     Некоторые российские специалисты полагают, что  если существует законодательное закрепление  принципа независимости тех или  иных общественных структур, что позволяет  им быть противовесом другим, то в этом случае представляется возможным говорить о семи властях:

     - власти общественного мнения, представляемой независимой прессой и партиями;

     - постоянной законодательной власти;

     - исполнительной власти, которую осуществляют президент и правительство;

     - судебной власти;

     - материальной власти, воплощенной в так называемых материальных придатках государства (армия, полиция, тюрьма);

     - власти федерации в целом, представляемой ее высшими органами (в федеративных государствах), или власти органа конфедеративного сообщества государств;

     - власти членов федерации, которую осуществляют ее высшие органы власти и управления (в федеративных государствах).

     3. Гарантированность прав и свобод граждан. Этот признак правового государства означает, что кроме провозглашения прав и свобод личности в обществе должны существовать конкретные механизмы их реализации, т.е. реально обеспеченная возможность гражданина получить образование, социальное обеспечение, квалифицированную юридическую помощь, судебную защиту своих прав, эффективную работу правоохранительных органов и т.д. Личность вправе иметь на закрепленные в законах субъективные права личности и рассчитывать на положительные действия государства в его интересах.

     4. Взаимная ответственность государства и личности. Провозглашая определенные права и обязанности гражданина, само государство имеет не только права, но и обязанности перед гражданином. Оно не свободно от ограничений в своих решениях и действиях, и государственные органы несут ответственность за нарушение законов или ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Реализация такого подхода к взаимоотношениям личности и государства означает существование определенных форм контроля общества над деятельностью государственных органов. К формам такого контроля относятся: политическая ответственность правительства перед парламентом, парламента перед народом, юридическая ответственность должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан, регулярные перевыборы высших должностных лиц и т.д.

     Некоторые авторы к признакам права также  добавляют верховенство закона в  системе права, прямое действие конституции, возвышение суда.

     Разумеется, возможность реализации этих принципов — признаков правового государства зависит от наличия ряда объективных условий.

     Экономическая основа правового  государства - это производственные отношения, базирующиеся на равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически формах собственности: государственной, коллективной, частной, акционерной, кооперативной и других.

     Социальную  основу правового  государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое способно защитить личность от произвола как государства, так и индивида.

     Нравственной  основой правового  государства являются принципы равенства и свободы личности, ее чести и достоинства, гуманизма и справедливости.

     Политическая  природа правового  государства наиболее четко проявляется в суверенитете народа, который означает, что только народ — источник государственной власти, именно он выбирает высшие органы государственной власти.

     В целом правовое государство — это одновременно и верховенство государственных властей, и господство права. Иначе говоря, все государственные институты и правовые акты (конституция, законы, подзаконные акты) должны быть правовыми и по содержанию, и по форме, процедуре принятия и действия.

  1. Опыт построения правовой государственности (на примере России либо других государств):

    Без органического согласования власти, свободы, закона и общей цели правовое государство построить невозможно. Так или иначе об этом знали  и помнили там, где правовое государство  в той или иной степени построено, будь то Великобритания или США, Германия или Япония. В этих странах осуществлён  принцип господства права и, таким  образом, выстроены прочные правовые пирамиды жизни общества и государства.

    Для формирования правового государства  в России, я считаю, прежде всего, надо укрепить парламент. Он не должен находиться в такой зависимости  от Президента, должен быть более свободен в своих решениях. Кроме того, победившая на парламентских выборах  партия должна формировать правительство, как это происходит на Западе: такой  порядок в Великобритании нигде  не записан – это традиция; в  Конституции Франции записано, что  правительство формирует президент, но фактически правительство формирует  большинство Национального собрания, поскольку после правления генерала де Голля они наткнулись на ту же проблему, что и мы сейчас. Владимир Рыжков так охарактеризовал ситуацию: «В странах здоровой демократии, голосуя, люди выбирают перемены. Система построена  так, что воля избирателей передаётся государству, которое по своему замыслу, по своей конструкции её исполняет. Мы выбираем фрагменты заведомо расстроенного  организма, который генетически  не может реализовать никакую  осмысленную политику». А выход  Рыжков видит один: «Надо сказать  людям – и это должен сделать  президент, - что новое российское правительство будет сформировано думским большинством сразу после  декабрьских выборов. Что победившие партии будут нести всю ответственность  за это правительство. И тогда  все его ошибки аукнутся партиям  на следующих выборах, и дорога в  парламент им будет заказана. Для  этого даже не требуется изменения  Конституции. Она такую практику не запрещает». Таким образом, надо сделать следующий шаг и объявить: президент не препятствует партиям-победителям  в формировании правительства, но партии обязуются взять на себя всю ответственность  за его деятельность. «Это будет  шаг в сторону от хаоса и  абсурда нынешней политической системы»14.

    К. Д. Лубиченко считает, что ключевым моментом оценки ситуации в России является субъективный фактор, дух  русского народа, морально-нравственное состояние людей15. Морально-нравственное состояние человека, приверженного определённым коммунистическим, социалистическим принципам, весьма важным ценностям, которые всё-таки существовали в обществе коллективизма, - это был фактор социалистического сознания, который связывался только с КПСС, определённым кругом людей и даже одной личностью, и, естественно, нуждался в очень мощной поддержке населения. А этого не случилось, и это было главным выражением свободы сознания, отрицания тех моральных принципов, которые господствовали в обществе. Никаких других морально-нравственных структур не было внесено в общество. Для основной части населения усвоение новых морально-нравственных установок – это колоссальный процесс перехода от одного поколения к другому.

    Второй  момент (после морального сознания), отмечает Лубиченко, - это вопрос национально-государственного устройства. Главный результат краха  перестройки, катастрофы, которая постигла наше общество, - это распад СССР. И  не потому, что СССР должен был распасться. С точки зрения Лубиченко, можно  было осуществить плавный процесс  расхождения, не доходя до критической  стадии. Распад, который произошёл  просто как обвал, явился главной  катастрофой, оказавшей влияние  на все процессы внутри общества, которое  оказалось совершенно не подготовленным к такому повороту событий – ни морально, ни политически, ни с точки  зрения военной безопасности, ни с  точки зрения строительства новой  политической структуры.

    Одно  из условий упрочения российской государственности – преодоление  межнациональных конфликтов, которые  подрывают устои государственности  – дезорганизуют аппарат публичной  власти, систему налогообложения, инвестиций, государственных долгов, разрушают  территориальную целостность.

    Когда мы говорим о правовом государстве, то волей-неволей приходим к вопросу  о том, как это понятие воспринимается в общественном сознании. С этой точки зрения показательно отношение  «рядовых граждан» к правоохранительным органам и их работникам. «По этому  показателю 10 лет назад право  уважалось больше, чем сейчас. С  этой позиции в настоящее время  у нас регресс в отношении  правового государства. Сегодняшнее  отношение к судам, к возможностям МВД обеспечить эффективную защиту граждан от криминальных посягательств  в достаточной мере скептическое…Роль  арбитражных судов принимают  на себя криминальные структуры… Не так  уж популярны и сотрудники правоохранительных органов у населения»16.

    Таким образом, мне кажется, невозможно сформировать правовую культуру населения, правовое сознание, пока не будет достигнут  в достаточной мере уровень доверия  населения к государству, власти, правоохранительным органам, государственным  служащим.

  1. Заключение:

    Мы  живем в стране, которая по Конституции  Российской Федерации является правовым государством. Но то, что пишется  в основном законе, не дает нам повода утверждать, что это именно так. Наша психология опирается на то, что  именно государство должно позаботиться о благосостоянии своего народа. Но ведь даже самое развитое правовое государство не способно предоставить своим гражданам приемлемые блага  для полного функционирования общества. Иначе говоря, мы сами должны позаботиться о своей обеспеченности.

Информация о работе Правовое государство: теория и опыт