Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 01:36, контрольная работа

Описание

Проблемы правового государства всегда волновали прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. В поле зрения философов, юристов, историков практически всегда находились такие вопросы: «Что такое правовое государство?», «Когда появилась его идея и как она развивалась?», «Каковы его признаки, цели и назначения?»

Содержание

Введение_____________________________________________________3

1. Понятие правового государства в современной политологии, его соотношение с понятием полицейского государства_____________________4

2. Основные принципы правового государства в современной России_13

Заключение__________________________________________________20

Список литературы____________________________________________22

Работа состоит из  1 файл

Правовое государство.doc

— 102.50 Кб (Скачать документ)

    СОДЕРЖАНИЕ: 

    Введение_____________________________________________________3

    1. Понятие правового государства  в современной политологии, его  соотношение с понятием полицейского  государства_____________________4

    2. Основные принципы правового  государства в современной России_13

    Заключение__________________________________________________20

    Список  литературы____________________________________________22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    Проблемы  правового государства всегда волновали  прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. В поле зрения философов, юристов, историков практически всегда находились такие вопросы: «Что такое правовое государство?», «Когда появилась его идея и как она развивалась?», «Каковы его признаки, цели и назначения?»

    Проблема  формирования правового государства  актуальны для отечественной  юридической литературы в связи  с изменением типа политической системы.

    Современный этап развития характеризуется закреплением принципов правового государства  в конституционном законодательстве, а также, что характерно для отечественной юридической науки, обсуждением проблем формирования, построения правового государства.

    Согласно  Конституции Российской Федерации, Россия уже провозглашена как правовое государство. В то же время обсуждаются проблемы формирования правового государства. Поэтому сначала следует разобраться в вопросе: можно ли считать правовыми современные государства, которые так себя называют или провозглашают в законодательстве принципы правового государства. Научные публикации не дают однозначного ответа на этот вопрос.

    Правовое  государство - это такое государство, в котором создаются условия  для наиболее полного обеспечения  прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного  связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений.

    В данной работе я раскрою признаки и принципы правового государства, его понятие и соотношение данного понятия  с понятием полицейского государства. 
 

    1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО  ГОСУДАРСТВА В  СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТОЛОГИИ, ЕГО СООТНОШЕНИЕ С ПОНЯТИЕМ ПОЛИЦЕЙСКОГО ГОСУДАРСТВА 

    Историческая  память хранит немало поучительных и  плодотворных идей о совместимости  государства с правом. Правовое государство - это продукт нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового государства уходит своими корнями в античное общество. В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа Канта (1724 - 1804 гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689 - 1755 гг.) и других европейских просветителей ХVIII и ХIХ вв. Таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж. Руссо.

    Эти ученые полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола), должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.

    Концепция правового государства у И. Канта сводятся к следующим тезисам:1

  • источником нравственных и правовых законов выступает практический разум, или свободная воля людей;
  • человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в целом;
  • в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива, который сводится к следующему: "поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице;
  • и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству" и "поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом";
  • правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других;
  • право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми;
  • государство - это соединение множества людей, подчиненных правовым законам. Или "государство в идее, такое, каким оно должно быть" обязано сообразовываться "с чистыми принципами права";
  • государство призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах суверенитета.

    Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к  тому, что:

  • формы правления, формы государственного устройства определяют собой дух законов и содержание законодательства;
  • основываются на том, что принцип демократии - это добродетель, любовь к общему благу;
  • исходят из того, что к "правильной" форме государства относится демократия, при которой верховная власть принадлежит всей массе народа и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного собрания;
  • проповедует любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану семейного достояния.

    Теоретическая конструкция правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине ХVIII - ХХ вв., включает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, верховенство правового  закона, взаимную ответственность личности и государства, доминирование общедозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим принципом "дозволено все, что не запрещено законом", установление реальных гарантий прав и свобод личности. Многие ключевые понятия прошлого повторяются на новом витке исторического развития. Еще несколько лет назад словосочетание "правовое государство" привычно ассоциировалось с теми разделами университетского курса, где критиковались различные модификации западных доктрин с аналогичным названием и провозглашалось "социалистическое правовое государство".

    Вызывает  сомнение научная осмысленность  самого сочетания "социалистическое правовое государство". Прилагательное "социалистический" указывает  на господствующую форму собственности и на определенную идеологию. Между тем, идея правового государства неотделима от мировоззрения, исключающего эту идеологию. Более того, идея правового государства уже подразумевает антисоциалистичность, т. е. частную собственность в качестве первичной и исходной.

    В нашем государстве делается попытка  не только возродить идею правового  государства, но и претворить ее в  жизнь. Безусловно, этот путь будет  долгим, сложным и противоречивым. Для того чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик (связанность государства правом, разделение властей, наличие конституции), определенной системой принципов, институтов и норм.

    Суть  правового государства не в законопослушании, равно как и не в обилии законодательных актов, - и то и другое есть признаки не правового, а полицейского государства. Суть государства правового - именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие блеска его.

    В наиболее развитом буржуазно-демократическом  виде концепция правового государства  является социальной ценностью всего человечества, удачным сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. В основе правового государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а не командно-казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних стимулов к труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданское общество.

    Гражданское общество - система экономических, духовных, культурных, нравственных, религиозных  и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в  ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами и правом вмешательства государства. Государство - лишь форма гражданского общества. В антиправовом (тоталитарном, моновластном) государстве личность, общество и народ противопоставлены государству как политическому аппарату власти, отчуждены от него. Там нет граждан, есть подданные.

    Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых союзов, институтов и организаций, которые служат барьером против монополизма и посягательств государственных органов. Понятие гражданского общества подразумевает не только "гражданственность", известную степень политической свободы, но и "буржуазность", т. е. экономическую независимость человека, возможность получить доход не из рук государства.

    Развертывание всего комплекса институтов государства  в демократическом обществе устраняет  доминирование политической власти, устраняет или резко ограничивает проявления ее отрицательных сторон. Среди обширного комплекса институтов, характерных для развитого государства в условиях демократии, необходимо указать, в частности, на такие: мандат народа на осуществление власти, прежде всего, путем формирования представительных органов, выполняющих законодательные и контрольные функции; наличие муниципального самоуправления; подчиненность всех подразделений власти закону; независимое и сильное правосудие; наличие государственной власти в отдельных блоках, включая исполнительную власть.

    В основе правовой экономики лежит принцип: от каждого по способностям - каждому по труду. Это социально-правовой масштаб меры регулирования труда и потребления. Чтобы восстановить правовые принципы в экономике, следует возродить ряд свобод: открыть простор всем видам собственности; заменить административные приказы договорами, основанными на равенстве сторон; сделать главенствующим принцип "разрешено все, что не запрещено"; обеспечить эквивалентный характер обмена; утвердить равноправие и добросовестность в выборе партнера; не ограничивать инициативу и предприимчивость.

    Правовая  экономика и гражданское общество - переход от распределительного общества к рыночному - это глубинные, сущностные предпосылки формирования правового государства.

    Правовое  государство - это государство, обслуживающее  потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека.

    Правовое  государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделений законодательной, исполнительной и судебной властей.

    Современное правовое государство - это демократическое  государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно  или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т. п.

    Признаки  правового государства:2

    1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.

    2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Информация о работе Правовое государство