Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 01:36, контрольная работа

Описание

Проблемы правового государства всегда волновали прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. В поле зрения философов, юристов, историков практически всегда находились такие вопросы: «Что такое правовое государство?», «Когда появилась его идея и как она развивалась?», «Каковы его признаки, цели и назначения?»

Содержание

Введение_____________________________________________________3

1. Понятие правового государства в современной политологии, его соотношение с понятием полицейского государства_____________________4

2. Основные принципы правового государства в современной России_13

Заключение__________________________________________________20

Список литературы____________________________________________22

Работа состоит из  1 файл

Правовое государство.doc

— 102.50 Кб (Скачать документ)

    3. Взаимная ответственность личности и государства.

    4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.

    5. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.

    6. Стабильность законности и правопорядка в обществе.

    К числу дополнительных факторов и  условий становления правового  государства, видимо, можно отнести следующие: преодоление правового нигилизма в массовом сознании; выработка высокой политико-правовой грамотности; появление действенной способности противостоять произволу; разграничение партийных и государственных функций; установление парламентской системы управления государством; торжество политико-правового плюрализма; выработка нового правового мышления и правовых традиций, в том числе: преодоление узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества; отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства; преодоление декоративности и декларированности юридических норм; выход юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого опыта.

    Суверенная  правовая власть должна быть противопоставлена  любым проявлениям огосударствления. Отторжение правовой государственности  возможно по двум каналам: государственно-властному и законодательному.

    К политическим рычагам могут рваться  различные перерожденческие антиправовые структуры, своего рода политические аномалии (авторитарная тирания, бюрократическая  олигархия - реакционно-реставраторские  силы, а также воинствующая охлократия, антигуманная технократия демагогически-популистские силы).

    Правовое  государство - путь к возрождению  естественноисторических прав и  свобод, приоритета гражданина в его  отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие "правовое государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие. Суть идеи правового государства - в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти.

    С помощью разделения властей государство  организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство  открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям. В чем же заключается отличие правового государства от государства как такового?

    Государство как таковое характеризуется  его всевластием, несвязанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц. В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан. Вместе с тем правовое государство как и всякое государство обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:3

    1. Ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики.

    2. Оно представляет собой политическую  организацию общества, основанную  на соответствующем социально-экономическом базисе общества.

    3. Располагает специальным государственным механизмом.

    4. Обладает определенной административно-территориальной  организацией на своей территории.

    5. Существует благодаря налогам и другим сборам.

    6. Обладает государственным суверенитетом.

    Особенности механизма правового государства  заключаются в следующем. Все его структурные части и элементы функционируют на основе принципа разделения властей, строго в соответствии со своим целевым назначением. Наделенные властными полномочиями, структурные части и элементы правового государства в своей специфической форме деятельности реализуют волю общества. Структурные части и элементы правового государства всю свою деятельность строго сообразовывают с действующим законодательством. Должностные лица несут персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан, гарантированные конституцией и другими нормативно-правовыми актами. Права и свободы граждан обеспечиваются органами правового государства. Механизм правового государства является способом его существования. Функции правового государства реализуются с помощью его механизма.

    Таким образом, в правовом государстве  его механизм свободен от бюрократизма и административно-командных методов  управления. Его демократический  характер обусловлен ответственностью перед обществом, на службе которого он находится.

    Правовое  государство есть концентрированное  выражение гражданского общества. В  силу этого его этапы развития в целом и общем совпадают  с этапами развития гражданского общества. Вместе с тем, поскольку  всякое государство обладает известной  самостоятельностью по отношению к обществу, то этапам развития правового государства присущи определенные особенности, отражающие его политический характер.

    Первый  этап развития правового гражданского общества это становление рыночной экономики, предпринимательства, гласности, свободы средств массовой информации, социальной защищенности граждан; второй этап утверждение рыночной экономики различных форм предпринимательства, обеспечение социальной защищенности граждан, наличие гласности, свободной деятельности средств массовой информации.4 
 
 
 
 

    2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ  ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА  В СОВРЕМЕННОЙ  РОССИИ 

    Правовое  государство означает такой тип  государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Главными элементами, составляющими основу правового государства, являются свобода человека, связанная с наиболее полным обеспечением его прав, и ограничение правом государственной власти.

    В правовом государстве в отношении человека создаются условия для его юридической свободы, своеобразный механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип «разрешено все, что не запрещено законом». Этот принцип противоположен принципу тоталитарного государства: «запрещено все, что не разрешено законом». Принципиальная разница этих принципов заключается в изначальной свободе или наоборот несвободе человека. Если первый принцип предполагает частичное ограничение прав свободной личности, то второй принцип исходит из возможности предоставления полностью зависимому от государства человеку частичных прав и свобод.

    Сущность  правового государства заключается  в ограничении правом государства. Право здесь выступает как  антипод произвола и как барьер на его пути. Поскольку государственная власть (главным образом власть исполнительная) имеет склонность вырождаться в различные злоупотребления, для нее необходимы надежные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие подобные негативы, возводящие заслон ее необоснованному и незаконному превышению, попранию прав человека.

    Правовые  ограничения необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не превратились в пороки государственной  власти. Вот почему можно сказать, что правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государственных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправные ущемления интересов граждан. По сути дела право, ограничивая власть, бережет ее от саморазрушения, поэтому в условиях демократии утверждается верховенство права.

    Следовательно, «правовое государство - это организация  политической власти, создающая условия  для наиболее полного обеспечения  прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного  связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений».5

    Из  определения правового государства  можно выделить два главных принципа  правового государства:

  • наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина (содержательная сторона);
  • наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур правового ограничения (формально-юридическая сторона).

    Первый  принцип нашел конституционное  закрепление в ст.2 Конституции  Российской Федерации, где сказано, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Главное предназначение правового государства - гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. При этом права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность отправления функций государственной власти является вторичной, производной.

    Демократия, так же как и правовое государство, не представляется возможной без  свободы человека, реализации которой  служат политические институты при  условии, если они не просто законны, но и легитимны. Свобода процветает только в том случае, если обществу удается создать институты, обеспечивающие ее стабильность и продолжительное существование. По мнению Ральфа Дарендорфа, «институты – это рамки, в которых мы осуществляем свой выбор, например, экономическое процветание. Институты гарантируют нам соблюдение наших прав, следовательно – социальную справедливость. Если мы хотим, чтобы как можно большее число людей имело лучшие шансы в жизни, мы должны добиваться этого через институты, не переставая оттачивать и совершенствовать эти структуры».6

    Второй  принцип реализуется с помощью  следующих способов и средств.

    1. В рамках правового государства  особое место принадлежит конституционализму, который является стабилизирующим фактором, обеспечивает предсказуемость осуществляемой политики. Исходным началом конституционности является признание приоритетности принципа права, а не фактора силы. Закон становится основным инструментом, регулирующим различные стороны общественной жизни, определяющим границу власти. Верховенство закона является необходимым условием для нормальной жизнедеятельности каждого человека и всего общества. Режим законности, торжество права в неразрывном единстве с приоритетом человека – самое главное в понимании природы правового государства.

    В правовом государстве закон, принятый верховным органом власти при  строгом соблюдении всех конституционных  процедур, не может быть отменен, изменен  или приостановлен актами исполнительной власти. Закон принимается либо народом, либо депутатами, которые являются представителями народа и выражают соответственно общественные интересы в отличие от инструкций и приказов, принимающихся министерствами и ведомствами в своих узкоотраслевых или корпоративных интересах. Поэтому при расхождении ведомственных распоряжений с законом в России действует последний, как обладающий высшей юридической силой.

    2. Ограничение государственной власти  через реализацию прав и свобод  человека и гражданина, т.е. реальное  осуществление первого принципа. Права человека положены в основу системы «сдержек и противовесов», правового ограничения для государства, не допуская тем самым излишнего регулирующего вторжения последнего в частную жизнь.

    Так как государство само себя никогда  не ограничит, то ограничение его  власти возможно только посредством другой власти, с которой государство не может не считаться. В качестве такой власти выступают права человека и гражданина, которые являются своеобразным проявлением власти личности, волей гражданского общества. Только осознание необходимости инициативного поведения граждан сможет стать гарантией приоритета прав человека и гражданина как высшей ценности над правами государства.

    3. Правовое государство опирается  на принцип разделения властей,  который в современной интерпретации имеет три акцента: социальный, политический и юридический. С точки зрения социальной, разделение властей обусловливается разделением общественно необходимого труда по осуществлению властных функций, его специализации и профессионализации. Политический смысл разделения властей заключается в демонополизации власти, рассредоточении ее по различным участкам и рациональной организации. Юридический аспект разделения властей реализуется через конституционное закрепление важнейших положений самой идеи, конституционное разграничение ветвей власти.

Информация о работе Правовое государство