Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 01:36, контрольная работа

Описание

Проблемы правового государства всегда волновали прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. В поле зрения философов, юристов, историков практически всегда находились такие вопросы: «Что такое правовое государство?», «Когда появилась его идея и как она развивалась?», «Каковы его признаки, цели и назначения?»

Содержание

Введение_____________________________________________________3

1. Понятие правового государства в современной политологии, его соотношение с понятием полицейского государства_____________________4

2. Основные принципы правового государства в современной России_13

Заключение__________________________________________________20

Список литературы____________________________________________22

Работа состоит из  1 файл

Правовое государство.doc

— 102.50 Кб (Скачать документ)

    Главное требование, выдвинутое Д.Локком и Ш.Монтескье, заключалось в том, что для  утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны  какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную.

    Система «сдержек и противовесов», установленная  в российской Конституции, законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной.

    Так, применительно к законодательной  власти используется довольно жесткая  юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии, порядок осуществления: законодательную инициативу, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование. В системе противовесов важную роль призван играть президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя, назначить при необходимости досрочные выборы. Деятельность Конституционного Суда тоже можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты. Законодатель в своих действиях ограничивается временными рамками, самими принципами права, конституцией, другими юридическими и демократическими нормами и институтами.

    В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества  и делегированного законодательства. Сюда же можно отнести установленные в законе определенные сроки президентской власти, вотум недоверия правительству, импичмент, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью. Важным средством контроля правительства является принятие бюджета и контроль со стороны парламента за его выполнением.

    Демократический характер судебной власти реализуется  через общественный контроль, характерной  особенностью которого является гласное судопроизводство. Объективно-критический взгляд общественности – это эффективная форма демократического контроля. Суд обязан исходить не из принципа целесообразности, а из неукоснительного приоритета закона. Для демократического суда характерны следующие правила, общепринятые в практике судопроизводства: презумпция невиновности, необратимость закона, сомнения – в пользу обвиняемого, добровольное признание вины нуждается в доказательствах, один свидетель – не свидетель, нельзя быть судьей в собственном доме. Важной предпосылкой торжества законности является право граждан на судебную защиту. Каждый гражданин имеет право рассчитывать на помощь суда в деле защиты своих прав, чести и достоинства. Неправомерные действия властей могут быть обжалованы в судебном порядке.

    4. Способствовать ограничению государственной  власти может также федерализм. Федерация дополняет горизонтальное  разделение власти вертикальным  и тем самым становится средством  ограничения государственной власти, системой сдержек и противовесов. При реально действующих федеративных отношениях различные государственные структуры и ветви власти будут контролировать друг друга, уменьшать вероятность злоупотреблений и произвола в отношении личности. Вместе с тем в условиях сепаратизма, ложно понятой идеи суверенизации, в рамках неустойчивых федеративных отношений федерализм может легко превратиться в «двойную опасность» для свободы личности, когда и со стороны центра, и со стороны субъектов федерации происходит покушение на права человека и гражданина.

    5. Взаимная ответственность государства  и личности - еще один способ  ограничения политической власти. В условиях правового государства  личность и властвующий субъект  должны выступать в качестве  равноправных партнеров, заключивших  своеобразное соглашение о сотрудничестве и ответственности.

    Это своеобразный способ ограничения политической власти, который выражает нравственно-юридические  начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедливость и равенство в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими государствами. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства», — закреплено в ст. 2 Конституции Российской Федерации. Формами контроля со стороны общественности за выполнением обязательств государственных структур могут стать референдумы, отчеты депутатов перед избирателями и т. д.

    На  тех же правовых началах строится и ответственность личности перед  государством. Личность соглашается  на определенные ограничения и обязуется подчиняться общим установлениям государства. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

    Таким образом, отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.

    Можно выделить и другие принципы, которые  в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для  них обеспечивающий фон. Это - высокий  уровень правосознания и правовой культуры, наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и некоторые другие. По своей сути все принципы правового государства являются такими ограничениями, которые укрепляют позицию законной и легитимной власти.

    Суть  правового государства заключается  в разрушении монополии государства  на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства  и общества в пользу последнего и  отдельной личности. Подлинное правовое государство создает условия для того, чтобы граждане воспринимали себя активными участниками политического процесса, усиливали позитивные и снижали негативные свойства государственности. 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Правовое  государство - многомерное развивающееся  явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития.

    Путь  к правовому государству в  России начался не сегодня, но оказался необычайно противоречивым и трудным.

    Возникнув в России, как и на Западе в  период борьбы с произволом абсолютизма, идея правового государства встретила  ожесточенное сопротивление и властей, и влиятельных общественных сил.

    Правовое  государство как принцип зафиксировано во многих ныне действующих конституциях современных государств, в том числе и в Конституции Российской Федерации. Но декларирование правового государства в Российской Федерации - это, скорее всего, программа действий на длительный период времени. До истинного правового государства России предстоит пройти сложный, временами противоречивый путь эволюционного конституционно-правового развития, государственного строительства и формирования правового гражданского общества, видимо, - путь не одного поколения россиян. Причем формирование правового государства в России происходит одновременно с созданием гражданского общества, а это - большая сложность.

    Конституционная модель российского правового государства  в полном объеме все еще не осуществлена на практике. Поэтому первоочередной задачей является доведение до конца процесса формирования всех конституционных институтов, конструкций и процедур, принятие всех предусмотренных Конституцией федеральных конституционных и федеральных законов, словом, довершение конституционной модели российской государственности - правовой системы на всех уровнях.

    Формирование  правового государства и особенно его механизма следует начинать с последовательного проведения в жизнь принципа разделения властей, каким бы трудным и противоречивым этот путь ни оказался. Разделение властей одновременно и предпосылка правового государства, и функционирование его механизма, и необходимый атрибут их дальнейшего развития. В противном случае при отступлении от этого принципа можно навсегда похоронить идею правового государства, возвратиться уже к хорошо нам известным тоталитарным и авторитарным формам правления, снова свернуть с магистрального пути правового развития человечества.

    Углубление  экономических и политических реформ по-новому ставит вопрос об идентификации  России в современном мире, актуализирует  потребность в выборе адекватных социальных ориентиров, утверждении  подлинных демократических ценностей. Значительное место при этом занимают задачи повышения качества и уровня правовой обеспеченности свобод граждан. Важнейшими предпосылками и условиями развития правового сознания являются гражданское согласие, социальный мир, активное сотрудничество всех социальных групп и слоев, доверие между людьми.

    В целом, процесс формирования правового  государства в России, как говорится, пошел. На каждом из этапов развития гражданского общества он отражает соответствующий  уровень культуры и реальную правовую действительность. Наша страна выстрадала идею правовой государственности в многочисленных бедствиях, конфликтах, войнах и революциях. Для России правовое государство - это единственная альтернатива государственному волюнтаризму и тоталитаризму, альтернатива диктатуре. 
 
 
 

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ: 

    1. Конституция Российской Федерации 1993. (принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.)

    2. Борцов Ю.С., Коротец И.Д., Шпак В.Ю. Политология в вопросах и ответах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

    3. Баранов П.П., Соколов А.Н. Теория государства и права. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2007.

    4. Василенко А.И., Максимов М.В., Чистяков Н.М. Теория государства и права. Учебное пособие. – М.: Книжный мир, 2007.

    5. Григонис Э.П. Теория государства и права. Курс лекций. – СПб.: Питер, 2002.

    6. Дарендорф Р. После 1989: Мораль, революция и гражданское общество. Размышления о революции в Европе. – М.: Издательство "Ad Marginem", 1998.

    7. Енгибарян Р.В., Красилов Ю.К. Теория государства и права. Учебное пособие - 2-изд., пересмотр и доп. – М.: Норма, 2007.

    8. Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2000.

    9. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов ВУЗов. – М.: Аспект Пресс, 1999.

    10. Ромашов Р.А. Теория государства и права. – СПб.: Питер, 2006.

    11. Сырых В.М. Теория государства и права. Учебник для вузов.4-е изд., стер. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2005.

Информация о работе Правовое государство