Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:25, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что важной частью политической системы Российской Федерации являются политические партии. Положение партий в российском государстве определяется рядом нормативных правовых актов. Научное исследование правового статуса политических партий имеет большое значение для разрешения практических и законодательных проблем развития данного явления в нашем обществе.
Введение
Глава 1. Правовой статус политических партий
1.1 Понятие и классификация политических партии
1.2 Цели, задачи и функции деятельности политических партий
Глава 2.Правовое регулирование деятельности политических партий
2.1 Нормативное регулирование создания и ликвидации политических партий
2.3 Права и обязанности политических партий в соответствии Российского законодательства
Глава 3. Роль политических партий в формировании и деятельности органов государственной власти
3.1 Участие политических партий в избирательном процессе
3.2 Парламентская деятельность политических партий
Заключение
Список использованной литературы
Стремление российского законодателя к формированию организационно сильных партий с фиксированным членством (ст. З ФЗ « О политических партиях») при выдвижении материальных требований при регистрации политических партий понятно, но здесь есть свои дискуссионные моменты, требующие дальнейшего осмысления и доработки. Так, Федеральный закон «О политических партиях» однозначно закрепил, что создание партий в России возможно только на федеральном уровне (ст. З). Целью данной новеллы, по всей видимости, было укрепление федеральных тенденций в нашей стране и предотвращение появления сепаратистки настроенных лидеров у власти в субъектах Российской Федерации. Однако запрет на региональные и межрегиональные партии выглядит весьма спорным, так как субъекты Федерации, согласно Конституции РФ, являются государственно-властными образованиями, что предполагает наличие в рамках этих субъектов политических отношений и соответственно форм политической организации населения, включая политические партии.[16]
Для государственной регистрации
политическая партия предоставляет
в орган юстиции пакет
После установления соответствия
документов необходимым требованиям
Минюст России или его территориальное
подразделение принимает
Если же уполномоченным органом
принято решение об отказе в регистрации
политической партии, то заявителю
сообщается об этом в письменной форме
не позднее чем через месяц
со дня предоставления документов на
регистрацию, причём в письме должно
быть указаны основания для отказа
в регистрации. Отказ либо уклонение
от государственной регистрации
политической партии могут быть обжалованы
в суде: заявление об обжаловании
отказа в её государственной регистрации
рассматривается судом в
Важным нововведением
ФЗ «О политических партиях» стало
требование обязательной государственной
регистрации региональных отделений,
которая осуществляется на местах не
позднее чем через шесть
Практически невозможно отказать
в регистрации тем региональным
отделения, численность которых
меньше, чем велит закон, так как
при необходимости партия успевает
принять необходимое число
Широкое распространение получила практика отказа в регистрации на основании того, что количество членов в списках, представленных на регистрацию, не совпадает с количеством членов партии, указанных в протоколе общего собрания, хотя данный отказ может быть обоснованным только в том случае, если численность членов партии в любом из указанных документов менее 500 человек.
Закон четко регламентирует процесс ликвидации политической партии, а так же предусматривает случаи, когда деятельность партии может быть приостановлена.
«В случае нарушения политической
партией Конституции Российской
Федерации, федеральных конституционных
законов, настоящего федерального закона
и иных федеральных законов
Важным положением является
то, что со дня официального опубликования
решения о назначении выборов
депутатов Государственной
Подобные положения
Временное приостановление
деятельности политических партий представляет
собой меру, применяемую к партии
в качестве санкции за нарушение
определенных правовых предписаний. Приостановление
деятельности политической партии влечет
за собой ряд правовых последствий:
запрещается любая публичная
деятельность (проведение собраний, митингов,
демонстраций, пользование средствами
массовой информации и т. п.), ограничивается
ее право распоряжаться
Согласно российскому
законодательству существуют следующие
основания приостановления
- деятельность политической
партии может быть
вследствие нарушения
ею Конституции Российской Федерации,
федеральных конституционных
- деятельность партии
приостанавливается, если она не
соответствует положениям
- деятельность политических
партий может быть
Вполне естественно, что в случае приостановления деятельности политической партии или ее регионального отделения они утрачивают ряд своих субъективных прав. Приостанавливаются их права как учредителей средств массовой информации, пользоваться государственными и муниципальными средствами массовой информации, им запрещается проводить собрания, митинги, уличные шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия, принимать участие в выборах и референдумах. Операции по банковским вкладам могут вестись ограниченно, лишь для осуществления расчетов, связанных с хозяйственной деятельностью партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения, возмещением причиненного их действиями убытков (ущерба), уплатой налогов и штрафов и расчетами по трудовым договорам (контрактам). В то же время партии сохраняют вещные и обязательные права, право защищать свои права и представлять законные интересы своих членов, устанавливать и поддерживать международные связи и т.д. Внутренняя жизнь партии в этот период также не прекращается (проводятся съезды политических партий и конференции ее региональных отделений, действуют руководящие органы партии).
Если в течение срока приостановления деятельности, установленного решением суда, партия устраняет нарушения, послужившие основанием для приостановления, то после истечения указанного срока она возобновляет свою деятельность. Если же нарушения так и не были устранены, то в соответствующий суд вносится заявление о ликвидации партии. При этом в партийном законодательстве предусматриваются юридические, политические и имущественные последствия приостановления деятельности партии.
В Российской Федерации партия
может окончательно утратить свой статус
только в результате ликвидации, которая
может быть проведена как в
добровольном, так и в принудительном
порядке. Решение о добровольной
ликвидации партии принимается в
соответствии с ее уставом на съезде
партии, в работе которого принимают
участие представители
Принятое решение о
ликвидации политической партии направляется
в Минюст России, который принимает
решение о государственной
В отношении партий, деятельность
которых осуществляется с нарушением
"федерального " законодательства
или перестала отвечать требованиям,
предъявляемым Федеральным
Решение о ликвидации политической
партии может быть принято в следующих
случаях: при невыполнении требований
пунктов 4 и 5 статьи 9 Федерального закона
«О политических партиях», не устранении
в установленный срок решением суда
нарушений, послуживших основанием
для приостановления
В соответствии со статьями
26 и 27 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации рассмотрение
по первой инстанции дел о
Политическая партия ликвидируется по решению Верховного Суда Российской Федерации в следующих случаях:
1) если она не соответствует ограничениям на создание и деятельность предусмотренными статьёй 9 Федерального закона «О политических партиях»;
2) при не устранении
в установленный срок
3) неучастие политической партии в выборах в течении пяти лет подряд;
4) отсутствие региональных
отделений политической партии
численностью не менее 500 человек
более чем в половине
Решение может быть обжаловано.
Кроме этого политическая партия
может быть ликвидирована по решению
её высшего руководящего органа-съезда,
в работе которого принимают участие
делегаты от региональных отделений
политической партии, решение по данному
вопросу принимается в
В случае ликвидации политической
партии её имущество после завершения
расчетов по её обязательствам передается:
на цели, предусмотренные уставом
и программой политической партии,
если ликвидация политической партии
осуществляется по решению съезда политической
партии; в доход государства, если
по решению суда. А так же ликвидация
влечет за собой аннулирование
Рассмотренная правовая регламентация
порядка создания, и ликвидации политических
партий в современном Российском
государстве свидетельствует о
довольно широком правовом регулировании
этого вопроса. Эта регламентация
преследует две основные цели: гарантировать
свободу образования
Но в целом, по моему мнению, можно утверждать, что для современного российского законодательства о политических партиях характерна тенденция к установлению данного соответствия.
2.2 Права и обязанности
политических партий в
Важная роль деятельности политических партий обуславливает объем и характер закрепляемых законодательно их прав и обязанностей.
Предоставляемые политическим партиям права, должны, с одной стороны, обеспечить им свободу деятельности и выполнение предусмотренных законом общественных задач, а с другой стороны – «гарантировать существование и нормальное функционирование многопартийной системы».[21]
Федеральный закон Российской Федерации «О политических партиях» содержит главу, которая посвящена данному вопросу. В порядке, предусмотренном законодательством России политическая партия вправе:
Информация о работе Правовое регулирование деятельности политических партий