Правовое регулирование деятельности политических партий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:25, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что важной частью политической системы Российской Федерации являются политические партии. Положение партий в российском государстве определяется рядом нормативных правовых актов. Научное исследование правового статуса политических партий имеет большое значение для разрешения практических и законодательных проблем развития данного явления в нашем обществе.

Содержание

Введение
Глава 1. Правовой статус политических партий

1.1 Понятие и классификация политических партии

1.2 Цели, задачи и функции деятельности политических партий

Глава 2.Правовое регулирование деятельности политических партий
2.1 Нормативное регулирование создания и ликвидации политических партий

2.3 Права и обязанности политических партий в соответствии Российского законодательства

Глава 3. Роль политических партий в формировании и деятельности органов государственной власти

3.1 Участие политических партий в избирательном процессе

3.2 Парламентская деятельность политических партий
Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

1.2 Правовое регулирование деятельности политическихпартий.docx

— 67.21 Кб (Скачать документ)

Во-вторых, для большинства  современных государств, в том  числе и для России характерна тенденция к расширению правового  регулирования отношений, связанных  с образованием политических партий и это регулирование имеет  свою специфику по сравнению с  регламентацией порядка образования  иных общественных объединений. При  этом не стоит забывать о том, что, хотя регулирование процесса образования  политических партий имеет своей  целью обеспечить соблюдение в нем  принципов демократии и гласности, чрезмерная регламентация, усложненность  процедуры легализации политических партий может привести к недопустимому  ограничению свободы объединения. Следовательно, необходим разумный баланс между свободой объединения  и конкретно обусловленной необходимостью ее ограничения.

В-третьих, не вполне корректно  применение одной и той же процедуры  прекращения деятельности к российским партиям, ликвидируемым в связи  с обнаружившимся несоответствием  статуса их реальному состоянию, и к экстремистской партии. Вероятно, в первом случае целесообразнее ввести такую санкцию, как утрата общественным объединением статуса партии с исключением  ее из списка политических партий. В  отношении же экстремистских партий имеет смысл установить особую, не предусмотренную действующим законодательством, санкцию — роспуск партии, последствием которого наряду с ликвидацией была бы также утрата ее представителями, избранными по спискам партии, депутатских  мандатов или как менее радикальное  средство - принудительный роспуск  депутатских объединений с сохранением  депутатских полномочий ее представителей.

В-четвертых, с принятием  Федерального закона «О политических партиях» внутренняя структура политических партий претерпела определенные изменения  в сторону унификации ряда вопросов организационного устройства, и, прежде всего, в части установления территориальной  организации партий, распределения  полномочий между съездом и иными  руководящими партийными органами. В  вопросах же построения системы высших руководящих органов партии и  руководящих органов региональных и местных отделений по-прежнему сохраняется значительное разнообразие организационных моделей.

В-пятых, особенность правового  регулирования программно-идеологической деятельности заключается в том, что с одной стороны при  решении этого вопроса существует ограниченность сферы действия государственно-властных предписаний, которая обусловлена  высокой степенью автономии духовно-идеологической сферы от государства, а с другой стороны необходимы эффективные  и действенные механизмы, препятствующие необоснованному вторжению государства  в вопросы идеологической деятельности партий.

 

 

Список использованной литературы

 

Нормативно – правовые акты

 

1) Конституция Российской  Федерации: Принята всенародным  голосованием 12 декабря 1993 г. –  М.: Юрист, 2002. – 56 с.

 

2) О политических партиях:  Федеральный закон от 11.07.2001 г.  №95-ФЗ // Справочная правовая система  «Консультант Плюс».

 

3) О государственной регистрации  юридически лиц и индивидуальных  предпринимателей: Федеральный закон  РФ от 9 августа 2001 года № 129-ФЗ // Справочная правовая система  «Консультант Плюс».

 

4) Об общественных объединениях: Федеральный закон РФ от 19 мая  1995 года № 82-ФЗ // Справочная правовая  система «Консультант Плюс».

 

5) О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: Федеральный закон от 19 июня 2004 года  №54-ФЗ // Справочная правовая система  «Консультант Плюс».

 

6) Об основных гарантиях  избирательных прав и права  на участие в референдуме граждан  РФ: Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ199 // Справочная правовая  система «Консультант Плюс».

 

7) О выборах Президента  РФ: Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ200 // Справочная  правовая система «Консультант  Плюс».

 

8) О выборах депутатов  Государственной Думы Федерального  Собрания РФ: Федеральный закон  от 20 декабря 2002 года № 175-ФЗ 201 // Справочная правовая система  «Консультант Плюс».

 

9) Гражданский кодекс РФ. Части первая, вторая, третья и  четвертая – М.: Издательская  группа ИНФРА–М-НОРМА, 2009 год.

 

10) Гражданский процессуальный  кодекс РФ // Справочная правовая  система «Консультант Плюс».

 

Список научной монографической, учебной литературы

 

11) Алиев А.А. Конституционное  право на объединение в Российской  Федерации. - М.: ЮНИТИ, 2000.

 

12) Гаджиев К.С. Политология:  Учебник для высших учебных  заведений. - М., 2004. – 488 с.

 

13) Дюверже М. Политические партии: Пер. с фр. Л.А. Зиминой. М.: Академ.проект, 2000. – 557 с.

 

14) Заславский С.Е. Политические партии России: проблемы правовой институционализации. – М.: Ин–т права и публичной политики, 2003. – 300 с.

 

15) Зеленко Б.И. Политические  партии и развитие гражданского  общества в России. – М.: ПЕРСЭ, 2001. – 95 с.

 

16) Зотова З.М. Политические  партии и избирательный процесс.  – М.: РЦОНИТ, 2002. – 176 с.

 

17) Комментарий к Федеральному  закону от 11 июля 2001 года №95-ФЗ  «О политических партиях» / Под  ред. С.Н. Братановского, А.А. Рождествиной // Справочная правовая система Консультант Плюс. Комментарии.

 

18) Лапаева В.В. Комментарий к Федеральному Закону «О политических партиях». - М., 2002. – 249 с.

 

19) Политология: Учебник / Под ред. М.А. Василика. - М., 2005. – 588 с.

 

20) Теория государства  и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М., 2005. – 672 с.

 

21) Юдин Ю.А. Политические  партии и право в современном  государстве, - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 1998, - 288 с.

 

Список статей периодических  изданий

 

22) Ерыгина В.И. Партийные нормы как разновидность социальных норм // Проблемы правоведения. – 2003. - № 1. – С. 37-46.

 

23) Зеленко Б.И. Политические  партии и гражданское общество // Право и политика. – 2003. - №  3. – С. 41-58.

 

24) Керимов А.Д. Некоторые  проблемы участия партий в  выборах // Право и политика. –  2003. - № 1. – С. 16-25.

 

25) Лапаева В.В. Политическая партия: понятие и цели. К принятию Закона о партиях // Журнал российского права. - 2002. - №1. - С. 22.

 

26) Любимов А.П. Совет  Государственной Думы как орган  палаты Федерального Собрания // Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. - 1997. - №7. - С. 6-7.

 

27) Семыкина Т.В. Тенденции развития партийной системы в России // Власть. – 2003. - № 12. – С. 25-27.

 

28) Чуев А.В. Что такое партия? // Выборы. Законодательство и технологии. – 2000. - № 12. – С.15-19.

 

29) Шейнис В. Избирательный  закон: новый раунд измерений  // Известия. - 2001. - 31 октября.

 

Материалы диссертаций и  авторефератов

 

30) Байкова Т.К. Конституционно-правовой статус политических партий в Российской федерации: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. 12.00.02. М., 2002.

 

31) Заславский СЕ. Институционализация многопартийности в со- временной России: генезис, механизмы формирования, перспективы: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук: 23.00.02. М., 1995. - 23 с.

 

Электронные ресурсы

 

32) Белов С.А. Правовое  регулирование политических партий  в РФ: проблемы и пути её  решения. Информационный Интернет-портал, http // strategy-spb.ru

 

33) Устав Всероссийской  партии «Единая Россия»: #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] О политических партиях: Федеральный закон от 11.07.2001 г. №95-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс».

 

2 Юдин Ю.А. Политические  партии и право в современном  государстве. М., 1998, - С. 36-50.

 

[3] Байкова Т.К. Конституционно-правовой статус политических партий в Российской Федерации: дисс.... канд.юрид.наук. - М.: МГЮА, 2002. - С. 52.

 

[4] Заславский С. Е. Институционализация многопартийности в современной России: генезис, механизмы формирования и функционирования, перспективы: дисс... канд. полит, наук. - М.: МГУ, 1995. – С. 128.

 

[5] О политических партиях:  Федеральный закон от 11.07.2001 г.  №95-ФЗ

 

[6] Юдин Ю.А. Политические  партии и право в современном  государстве. - М., 1998. - С. 37 – 38.

 

[7] Комментарий к Федеральному  закону от 11 июля 2001 года №95-ФЗ  «О политических партиях» / Под  ред. С.Н. Братановского, А.А. Рождествиной // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Комментарии.

 

[8]Теория государства и  права курс лекций /Под.-ред*. Матузова Н.И. и Малько А.В..-М.. 2005 г

 

[9] Демидов А. И. Политология  в вопросах и ответах. Учебно-методическое  пособие. – М.: Юристъ, 2002

 

[10] Гаджиев К.С. Политология:  Учебник для высших учебных  заведений. - М., 2004. - С. 217.

 

[11] Устав Всероссийской  партии «Единая Россия»: #"#_ftnref12" name="_ftn12" title="">[12] Устав Либерально-демократической партии России (ЛДПР): #"#_ftnref13" name="_ftn13" title="">[13] О политических партиях: Федеральный закон от 11.07.2001 г. №95-ФЗ

 

[14] Спектор Е.И. Развитие законодательства о государственной регистрации // Журнал российский права. -

 

2002. - № 7. - С. 36-37.

 

[15] Лапаева В.В. Комментарий к Федеральному Закону «О политических партиях». - М., 2002. - С. 47.

 

17Лапаева В.В. Политическая  партия: понятие и цели. К принятию  Закона о партиях // Журнал российского  права. - 2002. - №1. - С. 22.

 

[17] К этим документам  относятся: заявление, подписанное  уполномоченными лицами политической  партии,

 

два экземпляра устава политической партии, программу политической партии, копии решений съезда о

 

создании партии, экземпляр печатного издания, в котором опубликованы сведения о месте и дате

 

проведении учредительного съезда, документ об уплате государственной пошлины, сведения об адресе

 

руководящего органа партии, копии протоколов проведённых более  чем в половине субъектов РФ

 

конференций или общих  собраний региональных отделений партии.

 

[18] О государственной регистрации  юридически лиц: Федеральный закон  РФ от 9 августа 2001 года № 129-ФЗ // Справочная правовая система  «Консультант Плюс».

 

[19] О государственной регистрации  юридических лиц: Федеральный  закон РФ от 9 августа 2001 года  № 129-ФЗ 

 

[20] Заславский С.Е. Правовые формы организации политических партий в России. // Законодательство и экономика. – 1997. - №1,2. – С.4.

 

[21] Гулиев В.Е Российская  государственность состояние и  тенденции. Политические проблемы. – М.: Теис. – 1993. – С.90.

 

[22] Дюверже М. Указ. соч. - С. 264.

 

[23] Об основных гарантиях  избирательных прав и права  на участие в референдуме граждан  РФ: Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ199 // Собрание законодательства  РФ. - 2002.- №24. -С. 2253.

 

[24] О выборах Президента  РФ: Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ200 // Российская  газета. - 2003. - 16 января.

 

[25] О выборах депутатов  Государственной Думы Федерального  Собрания РФ: Федеральный закон  от 20 декабря 2002 года № 175-ФЗ 201 // Российская газета. - 2002. - 25 декабря

 

[26] Шейнис В. Избирательный  закон: новый раунд измерений  // Известия. - 2001.- 31 октября.

 

[27] О государственной автоматизированной  системе Российской Федерации  «Выборы»: Федеральный закон от 10 января 2003 года №20-ФЗ // Собрание  законодательства РФ. - 2003. - №2. - Ст. 172.

 

[28] См.: Любимов А.П. Совет  Государственной Думы как орган  палаты Федерального Собрания //

 

Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. - 1997. - №7.


Информация о работе Правовое регулирование деятельности политических партий