Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:25, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что важной частью политической системы Российской Федерации являются политические партии. Положение партий в российском государстве определяется рядом нормативных правовых актов. Научное исследование правового статуса политических партий имеет большое значение для разрешения практических и законодательных проблем развития данного явления в нашем обществе.
Введение
Глава 1. Правовой статус политических партий
1.1 Понятие и классификация политических партии
1.2 Цели, задачи и функции деятельности политических партий
Глава 2.Правовое регулирование деятельности политических партий
2.1 Нормативное регулирование создания и ликвидации политических партий
2.3 Права и обязанности политических партий в соответствии Российского законодательства
Глава 3. Роль политических партий в формировании и деятельности органов государственной власти
3.1 Участие политических партий в избирательном процессе
3.2 Парламентская деятельность политических партий
Заключение
Список использованной литературы
При совершенствовании
В России в ходе подготовки
законопроекта «О политических париях»
ко второму чтению в сентябре—октябре
2002 года рядом депутатов
Кроме того, Федеральный закон
«О политических партиях» предусматривает
обязательность участия политических
партий в выборах: партии, не принимавшие
участия в выборах в течение
5 лет, подлежат ликвидации в судебном
порядке. Выбор именно пятилетнего
периода не случаен: он совпадает
по времени с электоральным
Завершая рассмотрение вопроса о деятельности партий в избирательном процессе, необходимо указать на такие проблемные моменты, как отсутствие исчерпывающего перечня оснований для отзыва кандидатов, выдвинутых партией, что является уязвимым звеном действующей системы правового регулирования деятельности партий и необходимость усиления правовых гарантий общественного контроля за проведением выборов, подсчетом голосов избирателей, установлением итогов голосования.
Кроме того, необходимо предпринять
дополнительные меры по ограничению
использования участниками
3.2 Парламентская деятельность политических партий
Наряду с участием в избирательном процессе важнейшим видом деятельности политической партии является их парламентская деятельность. «Современный российский парламент партиен по своему составу и, следовательно, его функционирование во многом зависит от деятельности в нем политических партий». Это обусловило необходимость ее правового регулирования, которое осуществляется регламентом палат, в котором определяется порядок образования парламентских фракций, их права и обязанности, связанные с формированием парламентских органов, парламентской процедурой и тому подобное.
Участие политических партий
в работе законодательных (представительных)
органов государственной власти
является одним из ведущих направлений
их деятельности. В многопартийных
государствах парламент всегда является
партийным по своему составу. Известное
положение: "без политических партий
нет парламентаризма" верно как
в отношении способа
В Российской Федерации отсутствует специальный закон, регулирующий деятельность депутатских объединений, а также законодательно закрепленное понятие депутатского объединения и его разновидностей — фракций и депутатских групп. Вместе с тем депутатские объединения как субъекты права упоминаются в ряде федеральных законов в связи с вопросами осуществления депутатской деятельности, организацией и проведением выборов, а также с финансированием деятельности депутатских объединений (например, Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Так, статья 7 Федерального закона относит к числу основных форм депутатской деятельности участие в работе депутатских объединений — фракций и депутатских групп в Государственной Думе. Кроме того, Закон предоставляет депутатам Государственной Думы, избранным по общефедеральному избирательному округу, возможность поддерживать связь с избирателями в субъекте Российской Федерации, определенном соответствующей фракцией в Государственной Думе, созданной избирательным объединением, по списку которого он был избран. Расходы, связанные с осуществлением этой деятельности, оплачиваются исполнительным органом субъекта Российской Федерации с последующим возмещением этих средств Государственной Думой путем их перечисления на счет исполнительного органа субъекта Российской Федерации.
При многопартийной системе
практически все депутаты парламента
являются представителями политических
партий. При таком составе парламента
наиболее целесообразным критерием
образования парламентских
Подобная норма вполне
объяснима, так как создание парламентских
фракций на региональной, профессиональной
или иной подобной основе способствует
превращению парламента в арену
борьбы различных лоббирующих
Итак, партийная фракция -
важнейшая организационная
Регламент Государственной Думы пробелен в этом отношении, что на практике приводит к изменениям политической структуры палаты, сложившейся в результате выборов. Примером может служить формирование новой депутатской группы "Российский промышленный союз" и проекты создания других групп из депутатов, выходящих из уже существующих фракций. По существу, речь идет о создании не легитимных политических образований, программы деятельности которых не получили одобрения избирателей.
Поправкой, внесенной в Регламент в 2000 году, было закреплено, что фракция, образуемая на основе избирательного объединения, прошедшего по общефедеральному округу, подлежит регистрации независимо от числа ее членов.
С принятием в 2000 году поправок
к статьям 16—18 Регламента Государственной
Думы порядок регистрации и
Общим главным основанием прекращения деятельности парламентской фракции является сокращение ее численности ниже установленного минимума. Некоторые регламенты предусматривают также право фракций на самороспуск. Кроме того, фракция ликвидируется в случае запрета политической партии.
В соответствии с пунктом 6 статьи 16 Регламента Государственной Думы внутреннюю деятельность депутатские объединения организуется самостоятельно, то есть вправе сами определять структуру и порядок избрания руководящих органов, объем и сроки их полномочий, периодичность проведения своих заседаний, порядок обсуждения и принятия решений. В связи с этим ряд фракций и депутатских групп приняли свои регламенты, в рамках которых обеспечили решение указанных вопросов.
Вместе с тем важно
особо отметить, что процедура, в
соответствии с которой формируется
руководство фракции ни в законодательстве,
ни в Регламенте явно не обозначена.
На практике, как правило, деятельностью
парламентской фракции
объединение в Совете Государственной
Думы с правом решающего голоса,
выступающий от ее имени на пленарных
заседаниях и обеспечивающий координацию
работы объединения.[28]
Подводя итог этому вопросу, необходимо заметить, что общей тенденцией в парламентском процессе современной России, стало увеличение числа руководящих должностей в парламентских фракциях наряду с увеличение численности комитетов и комиссий.
Практика российского парламентаризма выработало различные формы работы в депутатских объединениях. Основной и базовой формой коллегиального обсуждения и принятия решений являются собрания фракции, на которых определяется политическая позиция фракции, принимаются политические заявления, решаются вопросы о приеме новых членов, определяется позиция депутатского объединения при голосовании.
Еще одной важной формой парламентской работы является работа с избирателями в округах, проводимая членами депутатских объединений. Любопытно заметить, что поскольку Федеральный закон «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» не содержит каких-либо ограничений, связанных с количеством депутатов, закрепляемых за каждым субъектом Федерации, а также не запрещает закрепление одного депутата сразу за несколькими субъектами, это позволяет самим фракциям с разной степенью интенсивности проводить работу в регионах, при необходимости используя депутатский корпус как своего рода «политический десант», призванный оживить работу партии в том или ином регионе.
Современное парламентское
право, признавая фракции важнейшим
структурным элементом
В отечественной юридической литературе выдвигаются предложения по совершенствованию правовой регламентации парламентской деятельности российских политических партий, уточнению правового статуса парламентских фракций.
Другой разновидностью депутатских объединений являются депутатские группы, образуемые из депутатов, не вошедших во фракции, и наделяемые теми же правами, что и фракции, образуемые на базе избирательных объединений и блоков. В частности, депутатские группы имели по одному голосу в Совете Государственной Думы, признавались в качестве участников так называемого пакетного соглашения и допускались к распределению руководящих постов в парламентских комитетах, а также получали право обязательного выступления на пленарных заседаниях при обсуждении каких-либо вопросов и т.д.
Следует отметить, что в практике российского парламентаризма инициатив по созданию депутатских объединений было значительно больше, чем зарегистрированных депутатских групп.
Заключение
В заключении следует отметить, что политические партии на протяжении многих десятилетий занимают важное место в развитии государств всего мира. С развитием институтов демократии политические партии стали главными движущими силами и необходимыми пружинами государственной жизни и необходимым элементом правового общества, в связи с чем самоцелью любого государства должно стать обеспечение их эффективного функционирования.
Для того чтобы роль политических
партий действительно стала главной
в формировании российского гражданского
общества, необходимо не только законодательно
закрепить положение
Таким образом, на основании всего вышеперечисленного можно сделать вывод:
Во-первых, партийная система Российской Федерации находится в стадии формирования. Об этом свидетельствует, в том числе, и то, что некоторые положения Закона о партиях носят переходный характер. Созданная в России правовая база требует ряда доработок, а также некоторой дополнительной кодификации и комментариев для правоприменителей и правоохранительных органов.
Информация о работе Правовое регулирование деятельности политических партий