Правовое сознание и правовое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 16:08, курсовая работа

Описание

Цель исследования состоит в рассмотрении и изучении теоретических основ правового воспитания и правового сознания, правового нигилизма и идеализма.
Объектом исследования являются теоретические вопросы системы и структуры, понятия, видов и форм правового воспитания и правового сознания, а также нигилизма и идеализма.
При написании работы использованы различные литературные источники. Методы исследования – общетеоретический, сравнительный, аналитический, исторический, дедуктивный.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Понятие, структура и виды правового сознания………………………………..4
1.2 Структура правового сознания…………………………………………............7
1.3 Виды правового сознания………………………………………………….........8
2. Понятие и задачи правового воспитания ……………………………………...18
21 Формы правового воспитания………………………………………………….18
2.2. Система правового воспитания……………………………………………….19
3. Правовая культура в системе культуры общества………………………. …...21
4. Правовой нигилизм ………………………….......... ……………………...........23
4.1 Виды нигилизма……………………………………………………………......23
4.2 Формы нигилизма…………………………………………………………......25
4.3 Правовой идеализм………………………………………………………….....28
Заключение………………………………………………………………………....30
Список используемых источников……………………………………………......31

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 175.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

  «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет  профессиональной подготовки дипломированных  специалистов 
 
 
 
 
 
 

Курсовая работа

по

Проблемам теории государства и права 

                   Тема 6. Правовое сознание и правовое воспитание  
 
 
 
 
 

Руководитель  работы

Л.В.Капленко                                                                                    

 «___»______________2011г. 

Исполнитель

студентка Можжерина М.А.

«___»______________2011г. 
 
 

                                             Оренбург 2011

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Понятие, структура и виды правового сознания………………………………..4

1.2 Структура правового сознания…………………………………………............7

1.3 Виды правового сознания………………………………………………….........8

2. Понятие и задачи правового воспитания ……………………………………...18

21 Формы  правового воспитания………………………………………………….18

2.2. Система  правового воспитания……………………………………………….19

3. Правовая культура в системе культуры общества………………………. …...21

4. Правовой  нигилизм ………………………….......... ……………………...........23

4.1 Виды  нигилизма……………………………………………………………......23

4.2 Формы нигилизма…………………………………………………………......25

4.3 Правовой  идеализм………………………………………………………….....28

Заключение………………………………………………………………………....30

Список  используемых источников……………………………………………......31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                               Введение

     В объективном смысле настоящая  работа ставит перед собой цель осветить круг вопросов, посвященных  теме правового сознания и правового воспитания, подробно рассмотреть некоторые вопросы,  связанные с этой темой.

     Избранная тема является актуальной, поскольку правосознание - один из важнейших факторов, определяющих перспективы политического развития общества, и формирования правового государства и уверенной в защищенности и своих гражданских прав личности. Сегодня в нашей стране идет активная работа по формированию правового государства. Правовое государство - это не только цель, но и средство решения по существу всех задач, стоящих перед нашим обществом, а главное - создание условий правовой защищенности каждого гражданина России.

     Цель  исследования состоит в рассмотрении и изучении теоретических основ правового воспитания и правового сознания, правового нигилизма и идеализма.

       В соответствии с указанной  целью в процессе исследования  были поставлены задачи:

     1. Подробное рассмотрение и сравнительный анализ понятия правового сознания и правового воспитания;

     2. Выявление характерных черт и особенностей каждого вида  и форм правового сознания и правового воспитания;

     3. Выявление форм правового сознания и правового воспитания;

     4. Сравнение правового нигилизма  и правового идеализма.

     Объектом исследования являются теоретические вопросы системы и структуры, понятия, видов и форм правового воспитания и правового сознания, а также  нигилизма и идеализма.

     При написании работы использованы различные  литературные источники. Методы исследования – общетеоретический, сравнительный, аналитический, исторический, дедуктивный. 

1. Понятие, структура и виды правового сознания

1.1 Понятие правового  сознания

     Правосознание – это форма общественного  сознания, образуется наряду и во взаимодействии с политическим, моральным, эстетическим и другими формами общественного сознания.

     Правосознание имеет специфический предмет  отражения – право и законодательство, правовые формы государственной деятельности, юридическую практику, другие компоненты правовой системы.

     По  мнению И.А. Иванникова, «правосознание зародилось в раннеклассовом обществе из реальных правовых связей, а его духовной почвой были мифы, религиозные верования. Правовая мысль длительное время существовала в лоне мифологического и религиозного сознания. В средние века правосознание характеризовалось:

     - дифференциацией по сословно-классовой принадлежности, принятием общественного неравенства как естественного явления;

     - зависимостью от религии»1.

     Вместе  с тем правосознание является одной из форм общественного сознания, наряду с политическим, религиозным, философским, научным и др.2

       «Человеку невозможно не иметь  правосознания, – пишет И.А.  Ильин, – его имеет каждый, кто сознает, что кроме него на свете есть и другие люди. Человек имеет правосознание независимо от того, знает он об этом или не знает, дорожит этим достоянием. Вся жизнь человека и вся судьба его слагаются при участии правосознания и под его руководством; мало того, жить – значит для человека жить правосознанием, в его функциях и в терминах: ибо оно остается всегда одною из великих и необходимых форм человеческой жизни. Оно живет в душе и тогда, когда еще отсутствует положительное право, когда нет еще ни «закона», ни «обычая»; когда никакой «авторитет» еще не высказался о «правовом», верном поведении»3.

     В советской теории государства и  права правосознание рассматривалось с классовых позиций. «Правосознание – это форма общественного сознания, выступающая как система взглядов, убеждений, оценок, представлений, настроений, чувств данного класса либо общества, определяемая материальными условиями их жизни, направленная на установление правового режима в обществе, отвечающего интересам и целям этого класса либо общества»4, – пишет Е.А. Лукашева.

     Современные представления о правосознании  далеко неоднозначны. Так, Н.Л. Гранат отмечает, что «правосознание отражает правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях»5.

     По  мнению О.Г. Щедрина, «правосознание – это форма сознания, выражающая отношение к государству, действующему и желаемому праву, к практике его реализации, формирующаяся на основе полученного знания и национальных особенностей, существующая в каждом человеке, способном к знанию, разумению и соответствующему управлению собой (субъектом права), и независимо от своего уровня, вида и стадии способна регулировать юридически значимое поведение как правомерное, так и неправомерное своего носителя»6.

     И.М. Хиль под правосознанием понимает «область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, правовых установок и ценностных ориентаций, способных в будущем формировать поведение людей в юридически значимых ситуациях»7.

     Вместе  с тем для определения категории  правосознания необходимо учитывать личностный фактор, так как «правосознание – чисто субъективное явление; оно состоит из представлений людей о праве (действующем, относящемся к прошлым эпохам, желаемом), из субъективного отношения к самому феномену права, его ценностям, из правовой психологии и даже из индивидуальной или массовой эмоциональной реакции на право, подчас интуитивной, подсознательной (как, например, реакция на нарушение норм писаного права)»8. Поэтому, отражая объективные потребности общественного развития, правосознание человека предопределяет и мотивирует его соответствующее поведение, придает целенаправленный характер любой человеческой деятельности. Следовательно, целесообразно определять правосознание через систему правовых чувств, эмоций, идей, взглядов, оценок, установок, представлений и других проявлений, выражающих отражение членов общества как к действующему праву, к юридической практике, так и к желаемому праву, к другим правовым явлениям9.

       Носителями (субъектами) правосознания  являются индивиды, негосударственные  организации, органы государства,  должностные лица, профессиональные  группы, общество в целом.

       Правосознание по отношению к  объекту отражения имеет оценочный характер. 
 
 
 

1.2 Структура правового сознания

     В правосознании следует видеть внутреннюю организацию содержания. Обращает на себя внимание интеллектуальный, психологический, поведенческий компоненты правосознания.

     Интеллектуальная  сторона представлена как совокупность идей, концепций, доктрин, теорий, выражающих отношение людей к правовым явлениям с позиции их оценки и предвидения путей развития.

     Здесь присутствует научное осознание правовой жизни, права сквозь призму общечеловеческих ценностей, а также интересов социальных слоев и групп общества, многочисленные примеры такого осознания – от теологического типа правопознания до психолого-рационалистических.

     Психологическая сторона представлена как совокупность чувств, эмоций, переживаний относительно права и правовой жизни с позиции эмоциональной оценки.

     Уровень осознания права и правовых явлений  уже иной чувственно-эмоциональный. Но он тоже имеет значение для оценки наличного права и желательного их развития в связи с реформированием правовой системы.

     Поведенческая сторона показывает «материализацию» правосознания в актах поведения человека, реализацию регулирующего его потенциала в плоскости практической жизни, в правоотношениях10.

     Структура правосознания может рассматриваться  в гносеологическом (познавательном) и социологическом аспектах. При гносеологическом подходе правосознание трактуется как отражение правовой действительности, одна из форм ее познания. При социологическом – исследуется с точки зрения его места в системе общественных явлений и роли в развитии общества в целом.

     Структура правосознания, рассматриваемая в  гносеологическом аспекте, состоит из двух уровней отражения правовой действительности: правовой идеологии и правовой психологии.

     Социологический анализ структуры правосознания  позволяет выделить в нем три компонента – познавательное, оценочное и практическое правосознание. В русле такого анализа исследователи рассматривают и вопрос о функциях правосознания, выделяя, как правило, следующие: познавательную (гносеологическую), оценочную и регулятивную. 11

1.3 Виды правового сознания

     К видам правосознания в соответствии с уровнем осознания правовой жизни относят: обыденное (эмпирическое), профессиональное, научное.

     Возможны самые разные классификации правосознания. Наиболее распространенные – квалификация по его субъектам и с позиций социального уровня.

Информация о работе Правовое сознание и правовое воспитание