Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 16:08, курсовая работа
Цель исследования состоит в рассмотрении и изучении теоретических основ правового воспитания и правового сознания, правового нигилизма и идеализма.
Объектом исследования являются теоретические вопросы системы и структуры, понятия, видов и форм правового воспитания и правового сознания, а также нигилизма и идеализма.
При написании работы использованы различные литературные источники. Методы исследования – общетеоретический, сравнительный, аналитический, исторический, дедуктивный.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Понятие, структура и виды правового сознания………………………………..4
1.2 Структура правового сознания…………………………………………............7
1.3 Виды правового сознания………………………………………………….........8
2. Понятие и задачи правового воспитания ……………………………………...18
21 Формы правового воспитания………………………………………………….18
2.2. Система правового воспитания……………………………………………….19
3. Правовая культура в системе культуры общества………………………. …...21
4. Правовой нигилизм ………………………….......... ……………………...........23
4.1 Виды нигилизма……………………………………………………………......23
4.2 Формы нигилизма…………………………………………………………......25
4.3 Правовой идеализм………………………………………………………….....28
Заключение………………………………………………………………………....30
Список используемых источников……………………………………………......31
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет
профессиональной подготовки дипломированных
специалистов
Курсовая работа
по
Проблемам
теории государства и права
Тема 6. Правовое сознание
и правовое воспитание
Руководитель работы
Л.В.Капленко
«___»______________2011г.
Исполнитель
студентка Можжерина М.А.
«___»______________2011г.
Содержание
1. Понятие, структура и виды правового сознания………………………………..4
1.2 Структура
правового сознания…………………………………………......
1.3 Виды
правового сознания…………………………………………………...
2. Понятие и задачи правового воспитания ……………………………………...18
21 Формы
правового воспитания…………………………
2.2. Система
правового воспитания……………………………………………….
3. Правовая культура в системе культуры общества………………………. …...21
4. Правовой нигилизм ………………………….......... ……………………...........23
4.1 Виды
нигилизма………………………………………………………
4.2 Формы
нигилизма………………………………………………………
4.3 Правовой
идеализм…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
используемых источников……………………………………………...
В объективном смысле настоящая работа ставит перед собой цель осветить круг вопросов, посвященных теме правового сознания и правового воспитания, подробно рассмотреть некоторые вопросы, связанные с этой темой.
Избранная тема является актуальной, поскольку правосознание - один из важнейших факторов, определяющих перспективы политического развития общества, и формирования правового государства и уверенной в защищенности и своих гражданских прав личности. Сегодня в нашей стране идет активная работа по формированию правового государства. Правовое государство - это не только цель, но и средство решения по существу всех задач, стоящих перед нашим обществом, а главное - создание условий правовой защищенности каждого гражданина России.
Цель исследования состоит в рассмотрении и изучении теоретических основ правового воспитания и правового сознания, правового нигилизма и идеализма.
В соответствии с указанной целью в процессе исследования были поставлены задачи:
1. Подробное рассмотрение и сравнительный анализ понятия правового сознания и правового воспитания;
2. Выявление характерных черт и особенностей каждого вида и форм правового сознания и правового воспитания;
3. Выявление форм правового сознания и правового воспитания;
4. Сравнение правового нигилизма и правового идеализма.
Объектом исследования являются теоретические вопросы системы и структуры, понятия, видов и форм правового воспитания и правового сознания, а также нигилизма и идеализма.
При написании работы использованы различные литературные источники. Методы исследования – общетеоретический, сравнительный, аналитический, исторический, дедуктивный.
1. Понятие, структура и виды правового сознания
1.1 Понятие правового сознания
Правосознание – это форма общественного сознания, образуется наряду и во взаимодействии с политическим, моральным, эстетическим и другими формами общественного сознания.
Правосознание имеет специфический предмет отражения – право и законодательство, правовые формы государственной деятельности, юридическую практику, другие компоненты правовой системы.
По мнению И.А. Иванникова, «правосознание зародилось в раннеклассовом обществе из реальных правовых связей, а его духовной почвой были мифы, религиозные верования. Правовая мысль длительное время существовала в лоне мифологического и религиозного сознания. В средние века правосознание характеризовалось:
- дифференциацией по сословно-классовой принадлежности, принятием общественного неравенства как естественного явления;
- зависимостью от религии»1.
Вместе с тем правосознание является одной из форм общественного сознания, наряду с политическим, религиозным, философским, научным и др.2
«Человеку невозможно не иметь правосознания, – пишет И.А. Ильин, – его имеет каждый, кто сознает, что кроме него на свете есть и другие люди. Человек имеет правосознание независимо от того, знает он об этом или не знает, дорожит этим достоянием. Вся жизнь человека и вся судьба его слагаются при участии правосознания и под его руководством; мало того, жить – значит для человека жить правосознанием, в его функциях и в терминах: ибо оно остается всегда одною из великих и необходимых форм человеческой жизни. Оно живет в душе и тогда, когда еще отсутствует положительное право, когда нет еще ни «закона», ни «обычая»; когда никакой «авторитет» еще не высказался о «правовом», верном поведении»3.
В советской теории государства и права правосознание рассматривалось с классовых позиций. «Правосознание – это форма общественного сознания, выступающая как система взглядов, убеждений, оценок, представлений, настроений, чувств данного класса либо общества, определяемая материальными условиями их жизни, направленная на установление правового режима в обществе, отвечающего интересам и целям этого класса либо общества»4, – пишет Е.А. Лукашева.
Современные представления о правосознании далеко неоднозначны. Так, Н.Л. Гранат отмечает, что «правосознание отражает правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях»5.
По мнению О.Г. Щедрина, «правосознание – это форма сознания, выражающая отношение к государству, действующему и желаемому праву, к практике его реализации, формирующаяся на основе полученного знания и национальных особенностей, существующая в каждом человеке, способном к знанию, разумению и соответствующему управлению собой (субъектом права), и независимо от своего уровня, вида и стадии способна регулировать юридически значимое поведение как правомерное, так и неправомерное своего носителя»6.
И.М. Хиль под правосознанием понимает «область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, правовых установок и ценностных ориентаций, способных в будущем формировать поведение людей в юридически значимых ситуациях»7.
Вместе
с тем для определения
Носителями (субъектами) правосознания
являются индивиды, негосударственные
организации, органы
Правосознание по отношению к
объекту отражения имеет оценочный
характер.
1.2 Структура правового сознания
В правосознании следует видеть внутреннюю организацию содержания. Обращает на себя внимание интеллектуальный, психологический, поведенческий компоненты правосознания.
Интеллектуальная сторона представлена как совокупность идей, концепций, доктрин, теорий, выражающих отношение людей к правовым явлениям с позиции их оценки и предвидения путей развития.
Здесь присутствует научное осознание правовой жизни, права сквозь призму общечеловеческих ценностей, а также интересов социальных слоев и групп общества, многочисленные примеры такого осознания – от теологического типа правопознания до психолого-рационалистических.
Психологическая сторона представлена как совокупность чувств, эмоций, переживаний относительно права и правовой жизни с позиции эмоциональной оценки.
Уровень осознания права и правовых явлений уже иной чувственно-эмоциональный. Но он тоже имеет значение для оценки наличного права и желательного их развития в связи с реформированием правовой системы.
Поведенческая сторона показывает «материализацию» правосознания в актах поведения человека, реализацию регулирующего его потенциала в плоскости практической жизни, в правоотношениях10.
Структура
правосознания может
Структура правосознания, рассматриваемая в гносеологическом аспекте, состоит из двух уровней отражения правовой действительности: правовой идеологии и правовой психологии.
Социологический анализ структуры правосознания позволяет выделить в нем три компонента – познавательное, оценочное и практическое правосознание. В русле такого анализа исследователи рассматривают и вопрос о функциях правосознания, выделяя, как правило, следующие: познавательную (гносеологическую), оценочную и регулятивную. 11
1.3 Виды правового сознания
К
видам правосознания в
Возможны самые разные классификации правосознания. Наиболее распространенные – квалификация по его субъектам и с позиций социального уровня.