Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 16:08, курсовая работа
Цель исследования состоит в рассмотрении и изучении теоретических основ правового воспитания и правового сознания, правового нигилизма и идеализма.
Объектом исследования являются теоретические вопросы системы и структуры, понятия, видов и форм правового воспитания и правового сознания, а также нигилизма и идеализма.
При написании работы использованы различные литературные источники. Методы исследования – общетеоретический, сравнительный, аналитический, исторический, дедуктивный.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Понятие, структура и виды правового сознания………………………………..4
1.2 Структура правового сознания…………………………………………............7
1.3 Виды правового сознания………………………………………………….........8
2. Понятие и задачи правового воспитания ……………………………………...18
21 Формы правового воспитания………………………………………………….18
2.2. Система правового воспитания……………………………………………….19
3. Правовая культура в системе культуры общества………………………. …...21
4. Правовой нигилизм ………………………….......... ……………………...........23
4.1 Виды нигилизма……………………………………………………………......23
4.2 Формы нигилизма…………………………………………………………......25
4.3 Правовой идеализм………………………………………………………….....28
Заключение………………………………………………………………………....30
Список используемых источников……………………………………………......31
Но, в то же время эти люди сами способны на неправомерные поступки: они могут спокойно взять то, что «плохо лежит», оправдывая себя тем, что раз государство о них не заботиться, значит, взять у государства – святое дело.
«Став маломальским чиновником, – пишет Щедрин, – такой человек непременно начинает унижать других, таких же, как он, тем самым поддерживая и в них идею несправедливости правового регулирования и невозможность добиться чего-либо правовым способом». Таких людей в современной России множество. Они встречаются на любом уровне социальной и профессиональной лестницы. Люди с «рабским» правосознанием – терпеливые и трусливые перед сильным и злобные и унижающие по отношению к слабым. Такой человек, не пользуясь уважением на работе, унижаемый начальником, будет продолжать унижаться перед ним, а не бороться за свои права, свою же злобу будет выплескивать на тех, кто еще слабее его: жену и детей.
Такое правосознание «утаило в себе волю к бесправию и уверенность в том, что силе все позволено». Однако как только такой человек, будучи, например, чиновником, получает отпор в ответ на попытки унизить кого-то, он сразу же меняет свое отношение.
Он видит чужую силу и боится ее. Люди обладают таким правосознанием вовсе не потому, что они не знают своих прав, а в силу характера, воспитания и доминирования такого правосознания в обществе.
Вторая стадия правосознания – осознание права. Переход на нее обусловлен мыслительной деятельностью через разумное осознание ценности права и его необходимости. Право должно быть не только «осознано мыслью и проверено опытом, но и признано волей человека».
Люди, обладающие таким правосознанием, осознают всю полезность
права, в том числе и для себя, и, как правило, уважают его. Если же право, по их мнению, по каким-либо причинам не достойно уважения, а борьба с ним и за него вследствие ограничений, связанных с характером, оказывается неприемлемой, они остаются верными тому праву, которое есть, возможно, делая иногда попытки его изменения в лучшую сторону, участвуя в научных спорах, а если смогут пробиться, то и через правотворчество, и т.д. Как писал И.А. Ильин, «только свободное признание права не унизительно для человека, только оно может достойно разрешать задачи правотворчества».
Люди, находящиеся на такой стадии права, законопослушны, но, как правило, пассивны в тех случаях, когда необходимо за свои права бороться.
Борьба за право – это высшая стадия правосознания1. Ее достижение обусловлено в первую очередь мыслительной деятельностью – осознанием необходимости такой активной борьбы, в отличие от осознания права. Причем такая борьба начинается с выступлений за «право в субъективном смысле» (т.е. за поддержание и осуществление справедливых полномочий, обязанностей и запретностей), а в итоге является борьбой за право в «объективном смысле» (т.е. за обновление правовых норм) – они взаимно предполагают и обосновывают друг друга.
Идея необходимости борьбы за права как обязанности каждого гражданина своего государства впервые была высказана еще в 1872 г. Рудольфом фон Иерингом в книге «Борьба за право».
Полагаем, что любое уважающее себя общество обязано стремиться к тому, чтобы подавляющее число его членов находилось на стадии борьбы за право. Только общество с таким правосознанием может быть гарантом преобладания в государстве права, а не беззакония.
Вместе с тем нахождение человека на той или иной стадии правосознания не определяет наличия или отсутствия у него правового нигилизма. Так, человек, будучи на стадии борьбы за право, может не верить, что государство и право способны его защитить, и прибегать к неправовым методам, для того чтобы отстоять свои права. Тем не менее, стадия общественного правосознания определяет, будет ли нигилизм приниматься как что-то неизбежное или же общество будет с ним бороться.
Таким образом, «стадией правосознания является определенная ступень в развитии индивидуального, общественного или государственного правосознания, определяющая отношение к идее права и к борьбе с неправом в данный момент времени».
2. Понятие и задачи правового воспитания
Правовое воспитание – это основанная на дидактических принципах правовой педагогики деятельность органов и учреждений государства, трудовых коллективов и общественности по формированию и развитию у индивидов и социальных групп населения правосознания, качеств, обеспечивающих их высокоэффективное функционирование в сфере правового регулирования и способствующих укреплению законности и правопорядка, развитию демократии, созданию прочного нравственно-правового климата в обществе. Правовое воспитание призвано формировать личность, которая добровольно и сознательно строит свою жизнедеятельность в соответствии с правом. Правовое воспитание имеет целью перевести политико-правовые установки и требования общества в личные убеждения граждан и нормы их поведения. Правовое воспитание осуществляется через определённую систему, формы, с помощью определённых средств и методов.
2.1 Формы воспитания
К формам воспитания относятся:
- правовое обучение и образование – целенаправленный процесс формирования высокого уровня правового сознания граждан, выступающий как результат усвоения систематизированных правовых знаний, умений и навыков, как необходимое условие теоретической и практической деятельности в сфере права;
- правовая пропаганда (правовое информирование) – целенаправленный инициированный государством процесс распространения в обществе правовых идей с целью формирования правового мировоззрения, повышения правовой активности граждан с помощью различных приёмов и способов, в том числе средств массовой информации;
- юридическая практика – процесс, способствующий передаче юридической ин-
формации,
знаний посредством участия граждан
в процессе, прежде всего, правоприменительной
деятельности.
2.2 Система правового воспитания
Средствами правового обучения и воспитания являются: печать, основанная на принципах массовости и правдивости; опубликование и пропаганда действующего законодательства; информирование о деятельности органов центральной и местной власти, правоохранительных органов; информирование о деятельности общественных организаций и самодеятельных формирований по укреплению законности и правопорядка;
Методы правового воспитания представляют собой совокупность приёмов и способов воздействия на правосознание и поведение людей (убеждение, поощрение, наказание и иные приёмы психолого-педагогического воздействия) с целью формирования у них правовой культуры.
Организационная структура, включающая субъекты (органы, которые проводят воспитательную работу), объекты (категории населения, по отношению к которым проводится правовоспитательная работа), представляет систему правового воспитания.
Элементом этой системы является юридический всеобуч, представляющий собой систему общественных институтов, обеспечивающих поэтапное, всеобщее приобщение людей к праву, воспитание у них современного правового мышления, приобщение к подлинным ценностям правовой культуры, формирование способности и готовности активно участвовать в политическом процессе (правовой жизни общества) путём эффективного использования демократических прав и свобод, добросовестного использования юридических прав и обязанностей.
Потребность в юридическом всеобуче обусловлена задачами формирования правового государства, интересами отдельной личности и групп людей использовать правовые средства для достижения фактических целей осуществляемой ими деятельности.
Т.е. цель всеобуча – обеспечение правовой социализации личности, подготовка её к участию в правовой жизни общества.
В современных условиях юридический всеобуч предполагает решение следующих задач:
- ликвидацию у населения и должностных лиц государства правовой безграмотности;
- охват всех граждан, должностных лиц систематическим правовым обучением как важнейшим условием социализации человека в обществе;
- привитие каждому человеку внутренне осознанной потребности и способности активно использовать правовые средства для удовлетворения как личных, так и общественных интересов;
- формирование цивилизованного отношения к правовому инструментарию, искоренение правового нигилизма.
Юридический всеобуч – это не «случайное» собрание всех форм правовоспитательной работы, а качественно новая организация обучающее воспитательной работы.
Она должна основываться на принципиально иных началах: всеобщности – охвате всего населения правовым обучением; обязательности правового обучения для всех без исключения, т.е. обучение праву становится обязанностью всех граждан, должностных лиц, хотя, разумеется, степень обязательности различна; длительности – обучение должно охватывать такой период времени, который позволяет достичь поставленной цели; научности, т.е. отвечать потребностям практики, основываясь на принципах правовой педагогики; высокой результативности – юридический всеобуч должен обеспечить формирование у обучаемых необходимого для данного периода жизни страны уровня правовой культуры, правовой информированности, достаточных для активного участия граждан и должностных лиц в политической и правовой жизни; достаточности ресурсного и организационного обеспечения, позволяющего государству расходовать на цели юридического всеобуча необходимые денежные средства, использовать материально-технические возможности, привлекать обученный персонал и т.п.
Юридический
всеобуч не стоит отождествлять
с правовым воспитанием. Последнее охватывает
все формы и направления деятельности
государственных органов и общественных
формирований, иных социальных институтов
общества по формированию правосознания
широких слоёв населения, уважения граждан
к закону. Юридический всеобуч наряду
с решением общей задачи – формирование
уважения к закону, направлен прежде всего
на формирование нового правового мышления.
3. Правовая культура в системе культуры общества
Правовая культура личности – это знание и понимание права, а также действие в соответствии с ним. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания, ибо включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение.
Не всякого индивида, знающего и понимающего юридические нормы, можно считать правокультурным человеком. Таковым является только тот, у кого знание юридических правил сочетается с потребностью соблюдения их предписаний, кто в своей деятельности им следует.
Таким образом, структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов: психологического; идеологического; поведенческого.
Правовая культура общества – это обусловленное социальными, духовными, политическими, экономическими особенностями качественное состояние правовой жизни общества, характеризующееся достигнутым уровнем развития всех юридических явлений (правовых актов, юридической деятельности, правосознания и т.д.), а также степенью гарантированности государством и обществом прав и свобод человека и гражданина.
Структура правовой культуры общества состоит из следующих элементов: уровня правосознания и правовой активности общества; степени прогрессивности юридических норм (уровень развития права, культура
юридических текстов и т.п.); степени прогрессивной юридической деятельности (культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности).
Правовая культура общества является частью его общей культуры и характеризуется: полнотой, развитостью и обеспеченностью прав и свобод человека и гражданина; реальной потребностью в праве; состоянием законности и правопорядка в стране; степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования и т.п.
Кроме общепризнанных универсальных типов правовой культуры, в правовой жизни существуют также и такие её образования, которые характерны для этнических, конфессиональных, региональных и других социальных групп, отличающихся специфическими взглядами и побуждениями на правовые явления, отношением к праву, мотивацией правовых действий и пр. Можно сказать, что те проявления правовой культуры, которые характеризуют процесс усложнения и индивидуализации правовой жизни, именуются правовой субкультурой. Для формирования разных субкультур серьёзным поводом являются социально-этнические различия. Значит, наличие правовой субкультуры связано с социальной неоднородностью общества. Различия в субкультурах отображаются на восприятии права, степени и характере правовой активности и др. Соответственно в основе правовой субкультуры лежат базисные ориентации и более или менее значимой вариации, качественно различающие правовые ценности. Каждая субкультура, кроме рациональных представлений, имеет признаваемые людьми и рефлексивные неоформленные (подсознательные) взгляды, оценки ассоциации и чувства.