Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:10, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ правового нигилизма как социально опасного фактора российской действительности, а также поиск решений по преодолению причин данного феномена.
В соответствии с указанной целью был поставлен ряд задач, отражающий основные идеи исследования:
1. Дать понятие правовому нигилизму, определить его формы, а также показать социальную опасность правового нигилизма
2. Выяснить причины возникновения правового нигилизма
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………7
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА………………………………………………………………………14
ГЛАВА 2.ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА……17
ГЛАВА 3.ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА ……………. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….25
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ
И СОЦИАЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ ПРАВОВОГО
НИГИЛИЗМА………………………………………………………
ГЛАВА 2.ПРИЧИНЫ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВОВОГО
ГЛАВА 3.ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА ……………. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….25
ВВЕДЕНИЕ
Данная тема мною выбрана не случайно, так как проблема правового нигилизма, была всегда актуальна в нашей стране. Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм, т. е. отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений. В России он имеет, к сожалению, глубокие корни. Еще А. И. Герцен отмечал, что «правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школой. Вопиющая несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство».
С принятием конституции 12 декабря 1993 закреплено положение, согласно которому Российская Федерация - Россия есть демократическое правовое государство1. Это означает, что в таком государстве основную роль призваны играть право, закон, порядок, уважение прав и свобод человека и гражданина, которые признаются высшей социальной ценностью. Их защита, гарантирование - обязанность государства.
Однако практическому воплощению этих и других гуманистических идей, провозглашенных российской Конституцией, мешают различные негативные факторы и аномалии, одним из которых является правовой (или юридический) нигилизм. Особенно сейчас, с развитием рыночных отношений в России и с обновлением правовой системы, юридический нигилизм процветает, как никогда. Именно его влияние в конечном счете способно затормозить проведение демократических реформ в России.
Между тем, изучению этого явления до недавнего времени уделялось недостаточное внимание. Появлялись отдельные статьи в научной литературе и средствах массовой информации о необходимости бороться с правовым нигилизмом. Однако комплексный подход к анализу данного феномена выработан не был. Даже Президент РФ в известном интервью американскому тележурналисту Ларри Кингу подчеркнул, что «чрезвычайно опасна ситуация, связанная с нигилизмом по отношению к исполнению действующих законов. Куда бы я ни поехал, везде первый вопрос, который мне задают люди, - наступит ли в России время, когда будут исполняться законы»2
Усиление интереса к проблеме правового нигилизма началось в конце 80-х начале 90-х годов минувшего столетия, когда вместе с крахом советской системы его проявления приобрели тотальный, массовый характер. Появились первые работы, посвященные различным аспектам правового нигилизма и, в частности, его разрушительному действию. Началось и исследование иных форм нигилистического отрицания философского, культурного, нравственного, духовного, политического, государственного и др. Следует отметить, что до сегодняшнего дня не выработано единого подхода к пониманию этого явления. Так, одни ученые видят в нем преимущественно негативные стороны, другие пытаются отыскать в нигилистических тенденциях некие рационально-положительные начала. Между тем, масштабы этого бедствия в современной России все более разрастаются и принимают опасный для интересов государства и общества характер. Жизнь показывает, что произвол, анархия, вседозволенность, игнорирование должностными лицами своих обязанностей связаны прежде всего с расхлябанностью, безответственностью, правовым нигилизмом чиновников и рядовых граждан. У последних он проявляется в неумении или нежелании эффективно пользоваться предоставленными законом правами и свободами. Еще более двухсот лет назад французский правовед, просветитель и философ Ш. Монтескье написал: «Вникните в причины всякой распущенности и вы увидите, что она проистекает от безнаказанности»3. То же самое можно сказать о нигилистическом отрицании. Мало того, что в нашей стране не принимаются во внимание обязанности и запреты, установленные законом дискредитируется даже такое понятие, как гражданский долг.
A между тем,
как писал И.А. Ильин, «люди,
не желающие признавать
Целью курсовой работы является анализ правового нигилизма как социально опасного фактора российской действительности, а также поиск решений по преодолению причин данного феномена.
В соответствии
с указанной целью был
В заключении своей работы я делаю вывод, определяя общие черты правового нигилизма.
Объектом исследования является правовой нигилизм как один из факторов, сдерживающих процесс построения правового государства. Предмет изучения составляют причины данной проблемы и пути её разрешения.
Нормативной базой диссертации послужил правовой документ - Конституция РФ от 12 декабря 1993 г., В процессе написания работы использовались различные источники — как общетеоретические труды по юриспруденции (учебники по теории государства и права, под редакцией Корельского В.М., Перевалова В.Д.; а также Матузова Н. И., Малько А. В.), так и специальная литература в этой области. Это труды Туманова В.А., Новикова А.И., Мушинского В.О., Донченко Р.Н. американского ученого А. Валицкого. Еще, в качестве дополнительной литературы, использовались произведения известных русских и зарубежных деятелей политико-правовой мысли и литературы — Ш. Монтескье, А. И. Герцена, И. А. Ильина, Л. Н. Толстого и др.
В работе используются общенаучные и частные (специальные) методы, такие, как синтез, анализ, функциональный, системный, историко-правовой, формально-логический, статистический, конкретно-социологический.
ПОНЯТИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА
Нигилизм вообще (в переводе с лат. – «отрицание») выражает негативное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия. Как социальное явление нигилизм характеризуется:
а) резко критическим, крайне негативным отношением к общепринятым, объективным (абсолютным) ценностям;
б) максималистским подходом, интенсивностью, бескомпромиссностью отрицания;
в) не сопряжен с позитивной программой;
г) несет в себе деструктивное, разрушительное начало.
В зависимости от того, какие ценности отрицаются, нигилизм может быть политическим, религиозным, нравственным и т.п.
Правовой (или юридический)
нигилизм представляет собой
непризнание права как
Проф. Н.И. Матузов выделяет
следующие формы правового
а) умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов;
б) массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;
в) издание противоречивых правовых актов;
г) подмена законности целесообразностью;
д) конфронтация представительных и исполнительных структур;
е) нарушение прав человека;
ж) теоретическая форма правового нигилизма (в научной сфере, в работах юристов, философов и др.)5.
Профессор В.А. Туманов говорит, во-первых, о пассивной и активной формах правового нигилизма. Для пассивной формы характерно безразличное отношение к праву, явная недооценка его роли и значения. Активному юридическому нигилизму свойственно осознанно враждебное отношение к праву. Представители этого направления видят, какую важную роль играет или может играть право в жизни общества, и именно поэтому выступают против него6.
Нигилизм - одна из форм мироощущения и социального поведения. Как течение общественной мысли он зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии, главным образом в Западной Европе и в России7. Он был связан с такими философами леворадикального направления, как Ф.Г. Якоби, П.Ж. Прудон, Ф. Ницше, М. Штирнер, М. Хайдеггер, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин и др. Нигилизм многолик, он может быть нравственным, правовым, политическим, идеологическим, религиозным и т.д., в зависимости от того, какие ценности отрицаются, о какой сфере знаний и социальной практики идет речь - культуре, науке, искусстве, этике, политике, экономике. Между ними много оттенков, нюансов, взаимопереходов. Каждая из разновидностей этого течения имеет свою историю.
Русский писатель И.С. Тургенев вывел в своих романах яркие образы героев-бунтарей из среды разночинной интеллигенции 60-х гг. XIX в., отвергавших многие постулаты окружавшей их действительности и предлагавших новые идеи. Нигилистами были революционные демократы, резко критиковавшие современные им порядки и призывавшие к замене их более справедливыми. Нигилизм носил прогрессивный характер8.
Общей чертой всех форм нигилизма является отрицание, но не всякое отрицание есть нигилизм. Поэтому далеко не всех, кто что-либо отрицает, можно считать нигилистами. В противном случае сам термин «нигилизм» теряет свой смысл и растворяется в более объемном понятии – «отрицание»9.
Следовательно, нигилистическое отрицание и диалектическое отрицание - разные вещи. В историческом плане нельзя, например, безоговорочно негативно, с позиций голого отрицания, оценивать различные освободительные движения, их идеологов и участников, так как это объективные закономерные процессы. Тем более если речь идет об эволюционном развитии.
Вообще, борьба против антинародных, тоталитарных режимов, произвола правителей, диктаторов, попрания свободы, демократии, прав человека и т.д. не является нигилизмом в собственном смысле этого слова. Самовластие тиранов во все времена осуждалось. Еще Ж.Ж. Руссо заметил: «Деспот не может жаловаться на свергающее его насилие». Это значит, что не всякая революция есть зло10.
Когда нигилизм становится естественным (объективным) отрицанием старого, консервативного, реакционного, он перестает быть нигилизмом. К примеру, отрицание многих мрачных и даже трагических страниц из нашего недавнего прошлого, прежде всего в государственной и политико-правовой сфере жизни общества, справедливо и оправданно, так как представляет собой неизбежный процесс обновления.
Позитивный заряд несет в себе конструктивная критика недостатков, порочных или отживших порядков, несовершенства тех или иных институтов, действующих законов, политико-правовой системы - вообще отрицательных явлений действительности. В этом смысле вполне естественным было, например, нигилистическое диссидентское движение в СССР в 50 - 70-х гг. Как прогрессивную оценивает история деятельность русских революционных демократов - А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского и других, выступавших против царизма, самодержавия, социального угнетения.
Однако в целом нигилизм, в традиционном его понимании, воспринимается в большинстве случаев как явление деструктивное, социально вредное, особенно в наше время. Нередко нигилизм принимает разрушительные формы. В крайних своих проявлениях он смыкается с различными анархическими, лево- и праворадикальными устремлениями, максимализмом, большевизмом и необольшевизмом, политическим экстремизмом. Нигилизм - стереотип мышления любого радикалиста, даже если он этого не осознает11.
Сущность его12 - в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин - в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения. Подобные антиправовые установки и стереотипы есть «элемент, черта, свойство общественного сознания и национальной психологии... отличительная особенность культуры, традиций, образа жизни»13. Речь идет о невостребованности права обществом.
Одним из ключевых
моментов здесь выступает надменно-