Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:10, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ правового нигилизма как социально опасного фактора российской действительности, а также поиск решений по преодолению причин данного феномена.
В соответствии с указанной целью был поставлен ряд задач, отражающий основные идеи исследования:
1. Дать понятие правовому нигилизму, определить его формы, а также показать социальную опасность правового нигилизма
2. Выяснить причины возникновения правового нигилизма
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………7
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА………………………………………………………………………14
ГЛАВА 2.ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА……17
ГЛАВА 3.ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА ……………. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….25
1. Необходимо
немедленно прекратить «войну
законов» на федеральном
и региональном уровнях. В
2. В деятельности правоохранительных органов также необходимо обеспечить торжество законности – без перегибов ни в одну, ни в другую сторону.
3. Нужно немедленно пресечь волюнтаристкий стиль управления и властвования:
– никаких
«директивных» методов,
4. Надо все
более усовершенствовать
5. И, наконец, используя СМИ и прессу нужно повести активное наступление на противоправные поведенческие установки, проповедуя всеобщую законопослушность (начиная с верхних эшелонов власти).
И, может быть, при реализации этих действий в комплексе друг с другом наше общество удастся освободить, а потом и окончательно излечить от губительной для права болезни под названием «правовой нигилизм».
В конечном счете все формы и средства борьбы с нигилизмом связаны с выходом общества из глубокого системного кризиса - социального, экономического, политического, духовного, нравственного. В то же время многое зависит и от активной позиции самой личности, ее противодействия силам зла. Р. Иеринг писал: «Каждый призван и обязан подавлять гидру произвола и беззакония, где только она осмеливается поднимать свою голову; каждый, пользующийся благодеяниями права, должен, в свой черед, также поддерживать по мере сил могущество и авторитет закона - словом, каждый есть прирожденный борец за право в интересах общества»26.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, важно отметить, что антиподом правовой культуры является правовой нигилизм, т.е. отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений. В России он имеет, к сожалению, глубокие корни. Еще А.И. Герцен отмечал, что правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школой. Вопиющая несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство27. Большой вред развитию правовых начал в обществе нанесла марксистско–ленинская идея об отмирании государства и права при социализме. Классики марксизма–ленинизма в общем–то не скрывали своего отрицательного отношения к праву. К. Маркс и Ф. Энгельс писали: Что касается права, то мы, наряду со многими другими, подчеркнули оппозицию коммунизма против права как политического и частного, так и в его наиболее общей форме – в смысле права человека.
Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях или формах – теоретической (идеологической) и практической. В первом случае имеет место теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда ученые, философы, политологи доказывают (думается, вполне искренне), что есть гораздо более важные ценности (например, мировая пролетарская революция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор государства против своего народа, в многомиллионные жертвы среди населения, в превращение правящей элиты в конечном счете в преступную клику (вот почему становится закономерной и легкой опора государственных органов и должных лиц, например органов безопасности, тюремной администрации и т.д., в проведении государственной политики на уголовные элементы).
В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо противоположное явление – правовой идеализм или романтизм, одним словом, преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. Это явление сопровождает человеческую цивилизацию практически на всем пути ее развития. Так, еще Платон наивно считал, что главным средством осуществления его замыслов строительства идеального государства будут идеальные законы, принимаемые мудрыми правителями. В эпоху Просвещения считалось достаточным, уничтожив старые законы, принять новые, и царство разума будет достигнуто. Удивительно, что еще и сегодня многие люди и даже политики ошибочно возлагают на закон слишком большие надежды в деле переустройства нашего общества. Думается, что лишь достаточный политический и правовой опыт может развеять иллюзии правового идеализма.
Понятно, что в тех обществах, где правовой нигилизм воспроизводится самим государством в соответствующих масштабах, очень трудно, почти невозможно воспитать сколько – нибудь позитивное отношение к праву и среди населения, поскольку под правом неверно понимаются тот порядок, те предписания, которые устанавливаются законами и ведомственными нормативными актами. И тогда в обществе складывается широко распространенный среди населения обыденный, массовый правовой нигилизм. Кроме того, установленные государством предписания не соблюдаются государственными же органами; ведомственными и должностными лицами, чему тоже находятся соответствующие объяснения и оправдания (в интересах народа, для выполнения плана и т.д.). В последнем случае в обществе складывается ведомственный правовой нигилизм.
Серьезным источником
и формой выражения политико-
Человек перестает ценить, уважать, почитать право, так как он не видит в нем своего надежного гаранта и опору. В таких условиях даже у законопослушных граждан вырабатывается нигилизм, недоверие к существующим институтам. Признание и конституционное закрепление естественных прав и свобод человека не сопровождается пока адекватными мерами по их упрочению и практическому претворению в жизнь. А невозможность осуществить свое право порождает у личности чувство отчуждения от него, правовую разочарованность, скепсис. Особенно сейчас, с развитием рыночных отношений в России и с обновлением правовой системы, юридический нигилизм процветает, как никогда. Именно его влияние в конечном счете способно затормозить проведение демократических реформ в России.
Правовой нигилизм на всех этажах государственного здания и среди населения не знает пределов, потому и называется беспределом. Бороться с ним обычными методами малоэффективно и непродуктивно, нужны глубоко продуманные, экстраординарные меры. Не могут быть далее терпимы неприглядные гримасы и уродства, искажающие до неузнаваемости облик новой России и ее неокрепшую демократию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. - М.: Омега-Л, 1993.-63с.
2. Герцен, А.И. Соч. Т.7. [Текст]/А.И.Герцен - М., 1950. - 328с.
3. Дворцов, А. Т. Жан Жак Руссо. [Текст]/ А.Т.Дворцов - М.: Наука, 1980. -120с.
4. Ильин, И.А. О сущности правосознания. [Текст]/ И.А. Ильин. - М., 1993.- 414с.
5. Ильин И.А. Наши задачи. [Текст] / И.А.Ильин - М., 1993. – 616с.
6. Иеринг Р. Борьба за право. [Текст]/ Р. Иеринг - М., 1991.- 356с.
7. Комаров, С.А., Малько, А.В. Теория государства и права.[Текст]: Учебно-методическое пособие./ С.А. Комаров, А.В. Малько – М.: НОРМА, 2001. – 448с. 8. Корельский, В.М., Перевалов, В.Д. Теория государства и права. [Текст]: учебник для юридических вузов и факультетов./В.М. Корельский, В.Д.Перевалов – М.: НОРМА. 2000 – 616с.
9.Монтескье, Ш. О духе законов [Текст]: политическая литература /Ш. Монтескье. – М.: Мысль, 1999. – 799 c.
10. Матузов, Н.И., Малько, А.В. Теория государства и права.[Текст]: учебное пособие для вузов/ Н.И. Матузов, А.В. Малько – М.: Юрист, 2005. – 89-90с. 11.Туманов, В.А.Учение о праве. [Текст]/ В.А. Туманов – М: Наука, 1971.- 381с.
12. Валицкий, А.. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX - начала XX века. [Текст] // Вопросы философии. - №6 – 1999. – 67-69с.
13. Донченко, Р.Н. Правовой нигилизм как устоявшееся общесоциальное явление. [Текст]// Современное право. - №6 – 2005. – 5-8с.
14. Мушинский, В.О. Сумерки тоталитарного сознания. [Текст]// Государство и право. - №3 – 1999. – С.19-21с.
15. Новиков, А.И. Нигилизм и нигилисты. [Текст] / А.И. Новиков - М: Литература и история, 1972. – 41-42с.
16. Соловьев Э.Ю. Правовой нигилизм и гуманитарный смысл права // Философский альманах. №7 - 1994. – 6-9с.
17.Туманов, В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе [Текст]// Государство и право. - № 8- 1993. – 14-16 с.
18. Власть и политика [электронный ресурс] // http:www.1sn.ru/44100.html. (08/05/2011)
19. Русская классика [электронный ресурс]// http://www.az.lib.ru /text_0180.html (08/05/2011)
1 См: Конституция Российской Федерации. Официальный текст. - М.: Омега-Л, 1993.- Ст.1.
2 Власть и политика [электронный ресурс] // http:www.1sn.ru/44100.html.
3 Монтескье Ш. О духе законов. – М: Мысль, 1999. – С. 21
4 Ильин И.А. О сущности правосознания. - М., 1993. - С.56
5 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М: Юрист, 2004. – С.88
6 Туманов В.А.Учение о праве. – М: Наука, 1993.-С.47
7 Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. - № 8. – 1993.- С. 14.
8 А.Валицкий. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX - начала XX века // Вопросы философии. - №6. – 1999. – С. 67.
9 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М: Юрист, 2004. – С.89
10 Дворцов А. Т. Жан Жак Руссо. - М.: Наука, 1980.-С.112
11 См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2004. – С.207
12 См.: Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: НОРМА, 2001. – с.325
13 Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. - №8. – 1993. – С.15
14 Ильин И.А. О сущности правосознания. – М., 1993.- С.62
15 Новиков А.И. Нигилизм и нигилисты. - М: Литература и история, 1972. – С.41
16 Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. - №8. – 1993. – С.14
17 Мушинский В.О. Сумерки тоталитарного сознания//Государство и право. - №3. – 1999. – С.19
18 Донченко Р.Н. Правовой нигилизм как устоявшееся общесоциальное явление// Современное право. - №6. – 2005. – С.5
19 Ильин И.А. Наши задачи. - М., 1993. - С. 182.
20 Герцен А.И. Собр. соч. Т.7. - М. 1950. С.251.
21 Русская классика [электронный
ресурс]// http://az.lib.ru/text_0180.
22 Русская классика [электронный
ресурс]// http://az.lib.ru/text_0180.
23 Соловьев Э.Ю. Правовой нигилизм и гуманитарный смысл права // Философский альманах. - №7 - 1994. – С.6
24 Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. – М.: НОРМА, 2000 – С. 56
25 Туманов В.А.Учение о праве. – М: Наука, 1993.-С.45
26Иеринг Р. Борьба за право. - М., 1991.- С.78
27 См.: Герцен А.И. Соч. Т.7. - М., 1950. - С.251