Правовой нигилизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ правового нигилизма как социально опасного фактора российской действительности, а также поиск решений по преодолению причин данного феномена.
В соответствии с указанной целью был поставлен ряд задач, отражающий основные идеи исследования:
1. Дать понятие правовому нигилизму, определить его формы, а также показать социальную опасность правового нигилизма
2. Выяснить причины возникновения правового нигилизма

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………7
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА………………………………………………………………………14
ГЛАВА 2.ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА……17
ГЛАВА 3.ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА ……………. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….25

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 119.50 Кб (Скачать документ)

Стойкое предубеждение, неверие в высокое предназначение, потенциал, универсальность, возможности  и даже необходимость права - таков  морально-психологический генезис  данного феномена. Наконец, отношение  к праву может быть просто индифферентным (безразличным, отстраненным), что тоже свидетельствует о неразвитом правовом сознании людей. Сказывается отсутствие должного правового опыта, навыков, юридической грамотности.

Актуально звучат слова И.А. Ильина о том, что «народ, не знающий законов своей страны, ведет внеправовую жизнь или довольствуется... неустойчивыми зачатками права... Народу необходимо и достойно знать законы, это входит в состав правовой жизни. Поэтому нелеп и опасен такой порядок, при котором народу недоступно знание права... Человеку, как существу духовному, невозможно жить на земле вне права»14.

Характерным признаком  нигилизма является не объект отрицания, который может быть лишь определителем  его конкретного вида, а степень, т.е. интенсивность, категоричность и  бескомпромиссность этого отрицания - с преобладанием субъективного, чаще всего индивидуального начала. Здесь выражается гипертрофированное, явно преувеличенное сомнение в известных ценностях и принципах. При этом, как правило, избираются наихудшие способы действия, граничащие с антиобщественным поведением, нарушением моральных и правовых норм. Плюс «отсутствие какой-либо позитивной программы или, по крайней мере, ее абстрактность, зыбкость, аморфность»15

Социальный  нигилизм особенно распространился  у нас в период «перестройки» и гласности. Он возник на волне охватившего всю страну всеобщего негативизма, когда многое (если не все) переоценивалось, переосмысливалось, осуждалось и отвергалось. С одной стороны, была видна очистительная функция нигилизма, а с другой - его побочные последствия, издержки, ибо сплошной поток негатива сметал на своем пути и позитивные начала. Анафеме предавалось как плохое, так и хорошее.

Расчистка «авгиевых  конюшен» сопровождалась такими явлениями, как безудержное самобичевание, развенчание и осмеяние прежнего опыта, сложившихся культурно-исторических традиций и привычек, изображение уходящего времени только в черных красках, глумление над людьми старшего поколения, их романтизмом, верой в будущее. Лейтмотивом этих умонастроений было: «У нас все плохо, у них все хорошо». С пьедесталов слетали имена и ценности, в которые еще вчера беззаветно верили.

Зацикленность на обличительстве, уничижительной критике  граничила подчас с утратой чувства  национально-государственного достоинства, формировала у людей и всего общества комплекс неполноценности, синдром вины за прошлое, за «исторический грех». Раздавались призывы к всеобщему покаянию. В то же время значительные слои населения резко осуждали «танцы на гробах»16.

Отречение от всего, что было «до того», от старых фетишей объективно подпитывало нигилистические разрушительные тенденции, которые не уравновешивались созидательными. Как справедливо отмечалось в литературе, «у нас было два пиковых проявления тоталитарного мышления и сознания: тотальная апологетика послереволюционного прошлого и тотальное его ниспровержение»17. Причем ниспровергались не только коммунизм, партия, идеология, режим, но и (вольно или невольно) страна, культура, народность, традиции, государственность...

Сегодня социальный нигилизм выражается в самых различных ипостасях: Сегодня главный источник рассматриваемого зла - кризисное состояние российского общества. Социальная напряженность, экономические неурядицы, распад некогда единого жизненного пространства, региональный сепаратизм, неприятие определенными слоями общества курса реформ, нового уклада жизни и новых («рыночных») ценностей, недовольство переменами, несогласие с политическими решениями и акциями, неприязнь или даже вражда по отношению к государственным институтам и структурам власти, их лидерам, отрицание не свойственных российскому менталитету западных образцов поведения, нравственных ориентиров. Среди значительной части населения преобладают фрондистские настроения, негативное отношение к происходящему, ко многим фактам и явлениям действительности. Эти факторы не только не способствуют преодолению правового нигилизма, но постоянно воспроизводят и приумножают его.

Именно поэтому  страна нуждается не только в социально-экономической  и политической стабилизации, но и  в правовой. Более того, правовая стабилизация может в немалой степени способствовать упрочнению положения дел во всех других областях.

Новая Конституция  как раз и призвана была нормализовать  обстановку, обеспечить эффективную  деятельность всех государственных  и политических институтов. Проблема, однако, в том, что принятая на референдуме Конституция имеет недостаточную (минимальную) легитимность и социальную базу, что затрудняет достижение на ее основе прочного гражданского мира и согласия.

Данное обстоятельство в значительной мере снижает моральный авторитет и реальную силу Конституции. Юридически же жить по ней обязаны все. Налицо у определенной части населения глубокий внутренний конфликт между несогласием с предложенным проектом и внешней необходимостью соблюдения уже принятого Основного закона. А это еще один источник правового и нравственного нигилизма, ибо психологическая раздвоенность личности не позволяет ей сформировать четкую и активную социальную позицию в отношении нынешнего статус-кво18.

Между тем, как  писал И.А. Ильин, "честным, законопослушным можно быть только по личной убежденности, в силу личного решения. Без этого нет правосознания и лояльности, и гражданин становится не опорой, а брешью в правопорядке"19. Именно поэтому следует различать законопослушание и законоуважение. То есть это добровольная позиция индивида, соблюдение им закона "не за страх, а за совесть".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА

 

Правовой нигилизм имеет в нашей стране благодатнейшую почву, которая всегда давала и продолжает давать обильные всходы. Как и раньше, мы живем в море беззакония, которое подчас принимает характер национального бедствия и наносит обществу огромный и невосполнимый ущерб. Корни же этого недуга уходят в далекое прошлое. В общественном сознании прочно утвердилось понимание права исключительно как веления государственной власти. Представления о праве как указаниях «начальства» настойчиво культивировались в народе - то, что исходит «сверху», от властей, то и есть право.

Не зря говорят: «На Руси всегда правили люди, а  не законы». Отсюда - наплевательское отношение к закону как свойство натуры русского обывателя. Расхожими стали горькие слова А.И. Герцена о том, что «жить в России и не нарушать законов нельзя. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; совершенно так же поступает и правительство»20. С этим созвучна и мысль М.Е. Салтыкова-Щедрина: «суровость российских законов смягчается необязательностью их исполнения». Историк В.О. Ключевский отмечал, что русская жизнь не знает никакого права. В.Г. Белинский в письме к Н.В. Гоголю в сердцах заметил, что в России "нет даже полицейского государства, есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей". В то время это было общим взглядом многих творческих деятелей на окружавшую их действительность21.

Известны крайне отрицательные суждения Л.Н. Толстого о праве, который называл его «гадким обманом властей», насилием над личностью. Так что несоблюдение законов - устойчивая российская традиция22.

К сожалению, мы не только не избавились от этого застарелого  порока, но в полной мере унаследовали его, а во многом «обогатили». На протяжении длительного времени право в обществе «реального социализма» всячески умалялось, принижалось, в нем не видели истинно демократического и общепризнанного краеугольного института, высокой социальной и культурной ценности. Право, скорее, терпели как необходимое декоративное украшение, формальный атрибут, фасад, свойственный любому «благопристойному» государству. Ведь в сталинской Конституции 1936 г. и некоторых других актах содержались внешне вполне демократические и гуманные нормы о правах и свободах личности, гарантиях ее неприкосновенности, участия в общественных делах и т.д. Действовало социальное законодательство.

Но в целом  право считалось «неполноценной и даже ущербной формой социальной регуляции лишь на время и лишь в силу печальной необходимости, заимствованной у прежних эксплуататорских эпох»23. Тоталитарный строй не очень-то и нуждался в праве, так как использовал в основном волюнтаристские методы правления. Тем более что марксистская теория предусматривала отмирание государства и права. Диктатура пролетариата определялась как «ничем не ограниченная, никакими законами не стесненная власть класса».

Вместе с  тем из права максимально выжимали его карательные возможности  и немало "преуспели" в этом. Командно-бюрократическая система  не только не боролась с правовым нигилизмом, но по-своему опиралась на него, ибо он прекрасно вписывался в эту систему. О правовом нигилизме даже не говорили, как будто его не существовало. В этой двойственности, своеобразном политическом флирте - корни рассматриваемого явления. С одной стороны, право - рудимент и помеха, с другой - оно с полной отдачей использовалось как инструментально-принудительное средство.

Сегодня главный  источник рассматриваемого зла - кризисное  состояние российского общества. Социальная напряженность, экономические  неурядицы, распад некогда единого  жизненного пространства, сепаратизм, конфронтация властей, морально-психологическая неустойчивость общества и многое другое не только не способствуют преодолению правового нигилизма, но постоянно воспроизводят и приумножают его. Сложились идеальные условия для тех, кто не в ладах с законом, у кого на первом плане эгоистический интерес.

Правовой нигилизм24 - продукт социальных отношений, он обусловлен множеством причин и следствий. В частности, он подпитывается и такими реалиями наших дней, как политиканство и циничный популизм лидеров всех рангов, борьба позиций и амбиций, самолюбий и тщеславий. Дают о себе знать эгоизм и властолюбие старой и новой бюрократии, некомпетентность и бестолковость чиновников. Последнее - традиционно больное место нашей государственности. Пушкинское «он чином от ума избавлен» подтверждается на каждом шагу. Полузнайство, невежество, дилетантство разрушают всякую правовую ткань, любые разумные юридические установления.

На личностном уровне правовой нигилизм выступает  в двух качествах: как состояние умов, чувств, настроений и как образ действий, реальное поведение. Последнее - индикатор вредности и опасности явления. Поступки - плоды помыслов, поэтому именно по поступкам можно судить о реальном наличии и последствиях правового нигилизма. Он может быть активным и пассивным, стойким и спонтанным, постоянным и ситуативным, проявляться в виде простого фрондерства, иметь личные причины, когда, скажем, гражданин недоволен судом только потому, что его осудили, а закон плох потому, что предусмотрел наказание за совершенное им деяние.

Нигилизм возникает  и как результат неудовлетворенности  субъекта своим социально-правовым статусом, неадекватным, по его мнению, собственным возможностям. В целом  нигилизм выступает в теоретической (идеологической) и практической форме. Он различен в различных слоях и группах общества, зависит в известной степени от таких факторов, как возраст, пол, национальное происхождение, вероисповедание, должностное положение, образование.

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ  ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА

 

Правовой нигилизм - это патология правового сознания, обусловленная определенным состоянием общества. Поэтому пути борьбы с ним должны быть разнообразны. Это:

а) реформы социально-экономического характера;

б) изменение  содержания правового регулирования, максимальное приближение юридических норм к интересам различных слоев населения;

в) подъем авторитета правосудия как за счет изменения  характера судебной деятельности, так  и путем воспитания уважения к  суду;

г) улучшение  правоприменительной практики;

д) теоретическая  работа в этом направлении, и др.

Все это, в принципе, представляет собой не что иное, как процесс улучшения состояния  правовой культуры общества, ее обогащения.

Основные пути преодоления правового нигилизма - это повышение общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания; совершенствование законодательства; профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений; упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины; уважение и всемерная защита прав личности; массовое просвещение и правовое воспитание населения; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; скорейшее проведение правовой реформы и др. Однако ясно, что правовой нигилизм невозможно ликвидировать немедленно.

Преодоление   правового   нигилизма -   это  длительный процесс, затрагивающий изменение  объективных условий жизни общества, целенаправленную  организационную  и  идеологическую работу, предполагающий осуществление комплекса специальных юридических  мер.

Эти меры призваны создать качественно обновленную  социально-правовую  среду, возродить и утвердить веру людей  в  право25.  Однако  надо  подчеркнуть,  что правовой нигилизм настолько глубоко засел в современной жизни,  настолько прочно завладел умами людей, что вытравить его оттуда в ближайшее время не представляется возможным.  Можно,  лишь  попытаться  ослабить  его позиции, решительно действуя по нескольким направлениям.

Информация о работе Правовой нигилизм