Правовой прецедент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:58, курсовая работа

Описание

Является ли правовой прецедент источником российского права? Данный вопрос является далеко не новым, а тем более не оригинальным вопросом для российской правовой действительности. Он неоднократно становился и обсуждался как на общественном уровне применительно к источникам советского, а затем и полностью российского права, так и на уровне отдельных отраслевых дисциплин. В последние годы в российских правовых исследованиях стало уделяться больше внимания анализу правового прецедента, его роли в правовой системе. Возросший интерес к данной проблеме, очевидно, обусловлен стремлениям отечественных юристов определить пути и средства укрепления судебной власти.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие правового прецедента. 5
1.1 История развития прецедентного права. 6
1.2 Соотношение прецедента с другими формами права. 9
1.3 Прецедент в международном праве. 12
1.4 Положение прецедента в различных правовых системах 15
Глава 2. Виды правовых прецедентов. 18
2.1 Судебный прецедент 18
2.2 Административный прецедент. 20
Глава 3. Перспективы развития прецедентного права современной России. 21
Заключение. 25
Список используемой литературы. 27

Работа состоит из  1 файл

pravovoi_precedent_gotovaya_rabota.doc

— 135.00 Кб (Скачать документ)

Различаются «правильные» и «неправильные» прецеденты. В первом случае, когда право декларированно более высокой судебной инстанцией и суд согласен, что декларация  правильная, то прецедентное право не меняется. Во втором случае судьи не должны следовать судебному прецеденту. При этом судьи  не создают новое право; они только исправляют ошибку предшествующих судов в изложении правовых норм. В таком случае предполагается, что судебное решение не было правом.

Таким образом, некоторые ученые-юристы полагают, что судья должен иметь  право отступить от прецедента, если найдёт его неправильным, абсурдным или несправедливым. Другая группа ученых считает, что судьи обязаны жестко следовать предшествующим решениям.

Следовательно, несмотря на признание  источником в странах «общего  права», судебный прецедент не имеет  в правовой доктрине однозначной оценки. Нормативные методы, применимые к анализу законодательства оказываются далеко не всегда эффективными в случае судебного прецедента, что скорее свидетельствует не о недостатках методов, а о специфике объекта,   особенности его правовой природы, требующей иного подхода.24

 

2.2 Административный прецедент.

Всё, что касалось судебного прецедента как источника права с определёнными  оговорками можно отнести и к  административному прецеденту. Небольшое  отличие между ними обнаруживается лишь тогда, когда речь идет о решениях, вынесенных административными органами, которые не являются «юрисдикциями» в техническом значении этого слова.25

Административный прецедент-это  деятельность многочисленных (за исключением  судебных) государственных органов, которое имело место хотя бы один раз и может служить образцом при аналогичных обстоятельствах . В России административный прецедент, как и судебный, не является официально признанным источником права. Однако в юридической действительности нашей страны можно найти примеры, когда в практической деятельности государственных органов создаются правила поведения, которые реально действуют наряду с писаным правом, конкретизируют,  дополняют, а иногда и отменяют последние. Впрочем, этот вопрос – «административный прецедент как источник права» юридической наукой разработан очень слабо.26

 

Глава 3. Перспективы развития прецедентного права современной  России.

В настоящее время правовой прецедент  в РФ не рассматривается в качестве источника права. Конституция и  законодательство России официально не принимают правотворческой роли судебной практики. правда, такую роль она не может не играть фактически, заполняя своими решениями многие пробелы законодательства, его неясности и двусмысленности.

Значение судебного прецедента в настоящее время далеко от его  полнокровного культурного статуса  в отечественной правовой системе.

Во-первых, судебный прецедент официально не может восполнять в систематическом, целенаправленном виде неполноту, неясность, недостатки и противоречия законодательства и принуждается всякий раз апеллировать к законодателю с соответствующей правотворческой инициативой. Если судьи и устраняют пробелы фактически, решая дело по аналогии права и закона, то это делается скорее неупорядоченно и спорадически.

Во-вторых, имея возможность нормативно толковать законодательство на уровне высших судебных инстанций, судебная практика не может создавать нормы для  новых отношений, не урегулированных  в законе. Для этого в любом  случае необходимо дожидаться решений официальных правотворческих органов.

Возможно, следует подумать, как  подключить судебную власть к право  образованию. Суды - почти единственные правовые учреждения достаточно профессионального  и квалифицированного уровня, непосредственно  связанные с жизнью, с динамикой социальных отношений, которые могут непосредственно переводить ее социальный модерн на язык – адекватной юридической формы. Если такой механизм заработает, он послужит повышению условия уровня приспособленности законодательства к поворотам общественных отношений. Суды - один из немногих в правовой системе «чисто» правовых органов, правотворческий потенциал которых, весьма значительный, не используется ныне должным образом. наоборот, к этому процессу привлекаются органы, которые не располагают для такой функции соответствующими кадровыми и прочими возможностями, к тому же их сковывает узкий ведомственный интерес. Суды вынуждены сталкиваться с непрофессиональной продукцией этих органов на правоприменительном уровне, когда решение уже принято, и речь идет об обеспечении прав и законных интересов конкретных людей, вынужденных терпеть убытки и неудобства от низкого правового качества нормативных актов.27 Среди довольно многочисленных и разнообразных аргументов, приводимых в защиту тезиса о непризнании правового прецедента в качестве источника современного российского права, наиболее широкое распространение получили следующие.

Во-первых, утверждение о том, что  признание судебного прецедента в качестве источника права противоречит конституционно признанному и закрепленному принципу разделения властей. Это одно из важнейших конституционных положений современной России и с ним, естественно, нельзя не считаться. Соответственно нельзя не учитывать и важности аргументов, построенных на основе данного положения.

Во-вторых, тезис о том, что признание  правового прецедента в качестве источника российского права  не согласуется с характерными особенностями  романо-германской правовой системы, которой  традиционно причисляют Россию, и  которая, по мнению некоторых отечественных ученых, «не знают такой формы право, как правовой прецедент».28 Однако считается общеизвестным, что прецедент, не будучи признанным в качестве источника романо-германского права формально, выступает в качестве такого реально. Это подтверждается повседневной практикой использования данного источника права судами всех относящихся к романо-германской правовой семье стран.

Исходя из этого, трудно согласится с утверждением, что признание  прецедента источником российского  права противоречило бы соответствующим устоям и традициям романо-германского права.

В-третьих, мнение о том, что признание  правового прецедента противоречило  бы, с одной сторон, действующей  Конституции России и обычному законодательству, а с другой – выступило бы в  конфликт с правотворческой деятельностью Федерального Собрания.

Авторы, придерживающиеся мнения о  несовместимости судебного правотворчества  с парламентским, исходят из двух взаимосвязанных посылок; а) из отсутствия какой бы то ни было правовой основы для судебного правотворчества и, соответствен, для признания судебного прецедента в качестве источника права, и б) из заведомого противопоставления правотворческой деятельности суда и создаваемого им прецедента, с одной стороны, правотворческой деятельности парламента и закона, с другой.

Однако, такого рода суждения не имеют  под собой реальной основы. Дело в то, что правотворческая деятельность судов весьма существенно отличается от аналогичной деятельности российского  парламента и уже в силу этого  она не может   ни подменять ее собой, ни тем более дублировать.

В отличие от парламентского правотворчества  особенность судейского правотворчества  предопределяется тем, что: 1) «судебное  правотворчество всегда есть побочный продукт акта правосудия»29; 2) оно «оно не самостоятельно» в том смысле, что «привязано к основной функции судебной власти – осуществлению правосудия»; 3) оно осуществляется в рамках закона и на основе закона, исходящего от высшей законодательной власти страны; 4) правотворчество суда в значительной мере связанно с толкованием (конкретизации) права и восполнение пробелов в праве; 5) судебные право положения вырабатываются судьями, как справедливо отличается в литературе, только на основе «имеющихся норм и правовых принципов, а не своей субъективной воли».30

Наряду с названными существует еще целый ряд особенностей судейского правотворчества, принципиально отличающих его от парламентского правотворчества и свидетельствующих о том, что судейское правотворчество не только не противоречит, и тем более не подменяет парламентское, а, наоборот, дополняет его и обогащает.

Совершенно правы те авторы, которые, основываясь на опыте правотворческой  деятельности судов современной  России, категорически утверждают, что в настоящее время суды зачастую вынуждены «создавать (творить) право, иначе их деятельность станет не просто неэффективной, а приведет к результатам, противоположным тем, которые от них вправе ожидать общество: они будут не защищать права, а способствовать их нарушениям».31

Таким образом, правовой прецедент  не признан в качестве источников современного российского права. Однако, фактически он действует, восполняя многие пробелы законодательства, его неясности и двусмысленности.

 

Заключение.

Правовой прецедент – понятие  многогранное. По его поводу высказываются  самые противоречивые точки зрения. Прецедент как источник права имеет как положительные, так и отрицательные аспекты. В качестве преимуществ прецедентной правовой системы исследователи отмечают ее определенность, точность и гибкость. Определенность, по их мнению, происходит от того, что судья, сталкиваясь с вопросами, которые уже получили решение, должен признать это решение. Точность достигается огромным количеством дел в судебных отчетах; в них содержаться решения для многих конкретных ситуаций. Гибкость дается возможностью отклонять решения или уклоняться от них, если дело отличалось по существу, а также выделить ошибочное решение и ограничивать его действия.

С другой стороны, все возрастающее количество прецедентов является неудобным. При разборе в суде какого-либо дела оказывается практически невозможным рассмотреть все относящиеся к нам прецеденты. В результате появляются конфликтующие, противоречащие друг другу прецеденты. Избежать этого трудно, так как время, отводимое адвокату или судье на отдельное дело, весьма ограничено. Поэтому какие-то из прецедентов обязательно не попадут в их поле зрения.

Прецедент может оказывать большее  внимание на развитие международного права в той или иной конкретной области. Развитие современных международных  отношений позволяет сделать вывод, что решение того или иного вопроса путем заключения договора в дальнейшем, как правило, оказывает влияние на решение аналогичного вопроса между другими государствами.

Юридический прецедент имеет тесную взаимосвязь с другими формами  права. В станах общего права он традиционно занимает важнейшее место в иерархии источников права.

В тех правовых системах, где прецедент  традиционно признается, он пользуется, по заверению западных авторов, неизменным уважением, а в случае нарушения  содержащихся в нем предписаний обеспечивается государственным принуждением. “Судья, который пренебрег своей обязанностью относится с уважением к прецедентному праву, - пишет в связи с этим английский юрист Р.Кросс, -будет подвергнут самому недвусмысленному воздействию …”32

В последнее время общей чертой современных правовых систем становится движение от судебного прецедента к  прецедентам толкования.

Тенденции проявляющиеся в российском праве, также вписываются в данный процесс. Широкомасштабная правовая реформа, проводимая в стране, привела к росту законодательства и активизировала судебную практику. Однако, как и в других странах, в России речь идет не о развитии прецедента как источника права (что было бы шагом назад и отсутствием от идеи верховенства закона), а об усилении позиций судов в толковании закона.

 

Список используемой литературы.

  1. Алексеев С.С. Государство и право. М., 1994
  2. Алексеев Л. Судебный прецедент: произвол или источник права? // Государство и право.  2002. №12
  3. Ансон С. Договорное право.  М., 1984
  4. Барак А. Судейское усмотрение. М., 1999
  5. Блищенко И.П. Прецеденты в международном праве. М., 1977
  6. Богдановская И.Ю. Судебный прецедент-источник права? // Государство и право. 2002. №12
  7. Давид Рене, Камилла Жоффре-Спинози. Основные правовые системы современности. М., 1998
  8. Ершов Е. Выполнение судом пробелов в трудовом законодательстве // Российская юстиция. 1993. №24
  9. Зивс С.Л. Источники права. М., 1981
  10. Иванников И.А. Проблемы государства и права России начала XXI века. М., 2003
  11. Кросс Р. Прецедент в английском праве. М., 1985
  12. Лазарев В.В. Липень С.В. Теория государства и права. 1999
  13. Лившиц Р.З. судебная практика как источник права. М., 1997
  14. Максимов А.А. Прецедент как один из источников английского права // Государство и право. 1995., №2  
  15. мартынчик Е., Колоколова Э. Прецедентное право: от советской идеологии к международной практике // Российская юстиция. 1994. №12
  16. Марченко М.И. Теория государства и права. М., 2002
  17. Общая теория государства и права / под редакцией Марченко М.И. М., 1999
  18. Синюков В.Н. Российская правовая система. М., 1994
  19. Социалистическое право. М., 1973

Информация о работе Правовой прецедент