Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 07:45, контрольная работа
Исторический тип государства, уровень его правовой культуры определяют объем и характер прав человеческой личности. Как отмечал молодой К. Маркс, государство выступает в качестве посредника между человеком и его правовой свободой.
В условиях рабовладельческого строя, например, отличительной особенностью которого была собственность рабовладельцев на средства производства и рабов, последние не имели никаких прав. Раб вообще не признавался личностью. Присваивая продукты рабского труда, рабовладелец вынужденно (подчиняясь определенным требованиям биологических закономерностей человеческого бытия) выделял рабу ничтожный минимум средств существования, необходимый для поддержания его работоспособности. Свободные ремесленники, крестьяне, иные социальные группы, которые существовали в рабовладельческом государстве наряду с рабами и рабовладельцами, при невыполнении тех или иных своих обязательств также становились рабами.
§ 1. Понятие личности
Исторический
тип государства, уровень его
правовой культуры определяют объем
и характер прав человеческой личности.
Как отмечал молодой К. Маркс,
государство выступает в
В условиях рабовладельческого строя, например, отличительной особенностью которого была собственность рабовладельцев на средства производства и рабов, последние не имели никаких прав. Раб вообще не признавался личностью. Присваивая продукты рабского труда, рабовладелец вынужденно (подчиняясь определенным требованиям биологических закономерностей человеческого бытия) выделял рабу ничтожный минимум средств существования, необходимый для поддержания его работоспособности. Свободные ремесленники, крестьяне, иные социальные группы, которые существовали в рабовладельческом государстве наряду с рабами и рабовладельцами, при невыполнении тех или иных своих обязательств также становились рабами.
Не существовало системы прав человека, личности и в федеральном обществе, где власть принадлежала феодалам как крупным земельным собственникам, присваивавшим труд крепостных крестьян в виде земельной ренты (барщина, рента продуктами или оброк и денежная рента).
Если и принимались иногда те или иные меры древнеримскими императорами, средневековыми князьями и королями против чрезмерно жестокого обращения с рабами, крепостными крестьянами, то делалось это не из гуманных соображений или правовых позиций, а в целях предотвращения стихийных протестных действий со стороны эксплуатируемых (восстание рабов в Древнем Риме под водительством Спартака, крестьянские бунты в западном Средневековье).
В своей сущностной значимости понятие личности взаимно связано с понятиями "человек", "индивидуум" и "гражданин".
Человек - понятие антропологическое и означает существо, обладающее мышлением, речью, способностью создавать орудия труда, сознательно пользоваться ими в своей деятельности. От всех иных биологических организмов человек отличается своими религиозными, нравственными, эстетическими чувствами. Производными от понятия "человек" являются понятия "человечество" (люди, человеческий род, человеческое общество), "человечность" (человеколюбие, гуманность), "человеконенавистничество" (презрение к людям, человечеству), "человеко-день" (единица учета рабочего времени, исчисляемая количеством работы, выполняемой одним человеком за рабочий день) и др.
Индивидуум (от лат. "individus" - неделимый, неразрывный) - самостоятельно существующий организм, особь, конкретный отдельный человек, отличающийся определенной совокупностью характерных, своеобразных черт, присущих только ему одному.
Индивидуальность - это особость природных данных человека, его способностей, дарований, социальных поступков, действий. Каждый человек имеет свою индивидуальность, определяющим в содержании которой выступает духовный фактор: например, известна индивидуальность Сократа, Авраама Линкольна, Александра Пушкина. О художнике М.А. Врубеле современники его говорили, что он был "настолько индивидуален и глубиной своего содержания, и своей техникой, что трудно представить себе произведение, похожее на его творчество. Подражание Врубелю невозможно".
Индивидуальность всегда единична, неповторима. У каждого индивидуума свои потребности, интересы, природные особенности, определяющие его образ жизни. Поэтому, говорил английский философ Дж. Ст. Милль, подчеркивавший общественное значение развития индивидуальных способностей, человеческую натуру невозможно сконструировать по определенному образцу - это не машина.
Гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению того или иного государства, пользующееся гарантированными конституцией правами и исполняющее установленные законами обязанности. Отсюда такие обобщенные понятия, как гражданство и гражданственность. Статусы гражданина и негражданина - это разные статусы. В частности, человек, лишенный гражданства, не обладает, например, правом голоса, правом занимать те или иные государственные должности и др.
Согласно Федеральному закону "О гражданстве Российской Федерации" (2002 г.) гражданство Российской Федерации - это "устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей..." (ст. 3). Законодательно определены основополагающие принципы гражданства Российской Федерации, порядок приобретения и прекращения гражданства, многие другие правовые положения, нормативы, связанные с гражданством Российской Федерации.
Гражданственность - сознание своих прав и обязанностей по отношению к государству, обществу, в котором гражданин проживает, по отношению к другим гражданам.
Как таковой
институт гражданства возник в ходе
буржуазных революций, под влиянием
теории о естественных правах человека,
заменив собой понятие
Личность - это совокупность социальных качеств, свойств, присущих человеку, составляющих его индивидуальность. Понятие личности отражает общественный аспект природы человека, его поведения. Человек - существо социальное, он по изначальной природе своей "предназначен для общества", "только посредством общества ему дана сила и способность к достижению возможного совершенства".
Всякий индивидуум имеет свою личностную содержательность. Социальное, личностное самоопределение человека органически связано с развитием общества, функционированием его институциональных систем. Человеческая личность тем значительнее, чем больше в ее индивидуальном преломлении представлено нечто общее, общественное во всей своей конструктивности, что и определяет особый аспект изучения проблемы личности в правоведении (правовой угол зрения).
Всякая личность - это человек, но не всякий человек - личность. Человек не рождается личностью, а становится ею в системе конкретных социальных отношений. Социальные качества, свойства делают человека личностью. Тип общества определяет социальный тип личности, при оценочной характеристике которой важное значение имеют такие факторы, как ее классовая принадлежность, уровень образованности, воспитанности, общей культуры, мировоззренческая ориентация, профессия, нравственный образ жизни.
Социальная детерминация сознания человека, его деятельности обусловливает весь процесс развития личности. Генезис, т.е. происхождение, возникновение, процесс формирования, личности неотделим от законов развития общества. В диалектическом взаимодействии общества и личности главный источник социального прогресса. Личность - это не просто некий кирпичик, винтик, "шпунтик" (из словаря Ф.М. Достоевского) в социальной структуре; ей принадлежит активная роль в общественном развитии. То или иное общественное событие, явление, с одной стороны, есть результат деятельности личности, что определяет ценностную значимость ее общественного развития, с другой стороны - это предпосылка, условие последующего развития, последующей деятельности личности, ее индивидуальной самостоятельности.
Разумеется, в указанном взаимодействии общество и личность не выступают как равновеликие, равноценные величины. Неправомерно было бы отождествлять закономерности развития общества с закономерностями развития личности, что ведет к растворению личности в обществе, утрате специфических особенностей ее социального бытия. Подмена одних закономерностей другими недопустима. В то же время неверно было бы абсолютизировать проблему самостоятельного развития личности, говорить о полной автономности этого развития, вне связи с определенной общественной средой.
Социальная значимость личности, ее индивидуальности определяются тем, как ее сознательное поведение вписывается в систему конкретных общественных ценностей. Относительная социальная автономность личности не сводится к ее обособленности от общества, решения его проблем. Напротив, такая автономность предполагает социальную активность личности, ее творческое саморазвитие в целях оптимизации позитивных общественных процессов, тенденций.
Сохранение
личностью своей индивидуальной
социальной целостности предполагает
ее качественную определенность, сознательную
поведенческую
Автономность человеческой личности, ее развитие, уровень и степень ее общественной активности детерминируются не только субъективными факторами. Сознание личности - побудительная сила, предопределяющая развитие личности, ее социальное поведение в соответствии с объективными законами общественного развития, объективными жизненными условиями, тенденциями. Это чрезвычайно важно для правильного понимания правовой нормативности, неразрывно связанной с оценочным, мотивационным ("зачем", "почему" и т.д.) отношением человека к тем или иным реалиям общественного бытия. Объективная необходимость - это объективные потребности, объективная закономерность определенных связей и отношений, это то, что порождает всякое правило. К объективной необходимости сводится вся регулятивная значимость правовых нормативов, их всеобщность и всеобязательность. Объективная необходимость - единственный источник этой всеобщности и всеобязательности.
§ 2. Основы правового статуса личности
Правовой статус личности - это система гарантированных прав личности, ее правовых обязанностей с соответствующей правовой ответственностью за их исполнение, установленных законами государства, с которым личность связана узами гражданства. Иначе говоря, понятие правового статуса личности отражает юридический аспект ее социального положения. Правовой статус личности как регулятивный феномен отличается определенным концептуальным, т.е. идеологическим, содержанием, нормативной стабильностью, изменяется или дополняется, как правило, в особом конституционном порядке.
Человек, личность - главный, центральный субъект правовых отношений. Нормативно-правовая система правового государства призвана обеспечить нормальные материальные и духовные условия человеческого существования, стимулировать развитие человеческой личности, оптимизировать ее созидательные потенции, гуманизировать ее общественное поведение, согласовывать его с общепризнанными принципами человеческой справедливости, закономерностями социального бытия.
Как постулировалось уже в античной древности, "человек есть мера всех вещей" (Протагор). Естественное стремление человеческой личности к приобретению нормального жизненного благосостояния нуждается в надежной нормативной обеспеченности. Это является главной целью правового регулирования в сфере социальных отношений, залогом общего блага членов общества, институциональной прочности и стабильности правового государства. Фундаментальный принцип всех нормативно-правовых измерений в правовом государстве: человеческая личность должна жить благополучно и благопристойно. Как писал великий русский классик Л.Н. Толстой, благо - "закон жизни человека". Права личности на определенные социальные блага, обладающие ценностным значением, - главенствующий компонент ее правового статуса.
Права личности, т.е. что может и вправе делать человек таким образом, чтобы его поведение не противоречило интересам других граждан, общества в целом, - основная составляющая всякого подлинно демократического общества, они органически присущи правовой государственности, являются неотъемлемым элементом ее сущностной характеристики. Как писал тот же Милль, народ не может быть свободным, какова бы ни была форма правления, если права личности не уважаются. Личность - это не орудие государства, что присуще для тоталитарных общественных систем, поглощающих человеческую личность, игнорирующих ее природную и социальную индивидуальность.
Правовое государство - это государство, которое устанавливает и гарантирует реальные, а не номинальные (т.е. существующие лишь на бумаге, в действительности отсутствующие) права личности, их всеобщность, социальное равенство, надежную правовую охрану и защиту. Все права человека, зафиксировано в Венской декларации, принятой Всемирной конференцией по правам человека в 1993 г., являются правами, данными ему с рождения, "проистекают из достоинства и ценности, присущих человеческой личности" как таковой. Права личности наиболее ярко отражают реальное отношение к правам человека со стороны государства, призванного функционально обеспечить верховенство права во имя социального блага.
Исторически первым провозвестником прав человеческой личности как высшей социальной ценности явилась Конституция американского штата Виргиния (1776), которая явилась образцом для конституций других американских штатов, а также общей Декларации независимости США (1776), составленной гражданином Виргинии Т. Джефферсоном (1743 - 1826), в будущем третьим Президентом США, поклявшемся, как он сам писал, "на алтаре Божьем быть вечным врагом любой формы тирании над разумом человека!".