Правовой статус личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 07:45, контрольная работа

Описание

Исторический тип государства, уровень его правовой культуры определяют объем и характер прав человеческой личности. Как отмечал молодой К. Маркс, государство выступает в качестве посредника между человеком и его правовой свободой.
В условиях рабовладельческого строя, например, отличительной особенностью которого была собственность рабовладельцев на средства производства и рабов, последние не имели никаких прав. Раб вообще не признавался личностью. Присваивая продукты рабского труда, рабовладелец вынужденно (подчиняясь определенным требованиям биологических закономерностей человеческого бытия) выделял рабу ничтожный минимум средств существования, необходимый для поддержания его работоспособности. Свободные ремесленники, крестьяне, иные социальные группы, которые существовали в рабовладельческом государстве наряду с рабами и рабовладельцами, при невыполнении тех или иных своих обязательств также становились рабами.

Работа состоит из  1 файл

правовой статус личности.doc

— 82.50 Кб (Скачать документ)

"От природы все люди  одинаково свободны и независимы и обладают некоторыми неотъемлемыми правами, - постулировала в своей первой статье Конституция Виргинии, - от которых они не могут отречься, вступая в общество, и которых они не могут лишить свое потомство: именно - право на жизнь и свободу, включая возможность приобретать собственность и владеть ею, а также стремиться к достижению счастья и безопасности и пользоваться ими". Конституция штата Массачусетс, принятая в 1780 г., также закрепляла: "Все люди рождаются свободными и равными и обладают некоторыми основными естественными и неотчуждаемыми правами" (ст. I). Определялось, что каждый гражданин штата "должен располагать определенными средствами, которые обеспечивали бы ему возможность прибегать к защите законов для отражения всякого рода нападений на его личность, имущество или доброе имя и для возмещения понесенных убытков" (ст. XI).

Декларация независимости  США 1776 г. закрепляла в качестве "самоочевидных  истин" положения, "что все люди созданы равными и наделены Творцом  определенными неотъемлемыми правами, среди которых - право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых; что если какой-либо государственный строй нарушает эти права, то народ вправе изменить его или упразднить и установить новый строй, основанный на таких принципах и организующий управление в таких формах, которые должны наилучшим образом обеспечить безопасность и благоденствие народа".

Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г., заимствуя "принципы 1776 года", также зафиксировала, что люди равны в своих правах, которые являются естественными, неотчуждаемыми и священными. Констатировалось, что "незнание, забвение или презрение прав человека являются единственными причинами общественных бедствий и испорченности правительств...".

Теоретические основы концепции прав личности как  человеческого существа получили широкое  развитие в трудах выдающихся ученых (философов, правоведов, политологов и др.) целого ряда стран, что во многом определило нормативное содержание современных международных правовых документов, посвященных правовому статусу личности. Само понятие личности имеет международно-правовое закрепление (например, в Уставе ООН, во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах, Венской декларации и др.).

На уровне отдельных  государств правовой статус личности закрепляется конституционно, как правило, в первоочередном порядке при содержательном структурировании конституции как Основного закона государства. Например, в конституциях Бельгии, Италии, Испании, Нидерландов, Польши, Португалии, Финляндии, Швейцарии, Швеции, Эстонии нормативные положения о правах человека, гражданина, личности следуют сразу же за конституционным определением основных принципов государственного устройства. Аналогичным образом сконструирована Конституция Российской Федерации 1993 г. Спецификой конституционной системы Чешской Республики является то, что права человека в этом государстве получили свое правовое закрепление в особом нормативно-правовом документе - в Хартии основных прав и свобод (1991), ставшей составной частью Конституции Чешской Республики (1992).

В конституциях целого ряда государств, в том числе в Конституции Российской Федерации, специально оговаривается, что права человека признаются и гарантируются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

В некоторых  мусульманских государствах (например, в Саудовской Аравии) права человеческой личности (в частности, в сфере гражданско-правовых отношений) прописаны в нормативных положениях ислама (шариат), выступающего в качестве государственной религии.

Главным критерием  при определении системы прав личности является их классификация с учетом потребностей и интересов личности, тех социальных благ, в которых она объективно нуждается и предоставление которых дает возможность ей активно, достойно, инициативно, творчески проявить себя в конкретных общественных отношениях. Соответственно (и на международно-правовом уровне, и на уровне отдельных государств), обычно выделяются такие виды прав личности, как социально-экономические, политические, культурные, личные права.

В качестве приоритетных общепризнанными являются социально-экономические права личности, определяющие ее нормальную человеческую жизненность, ее жизнеспособность. "Каждый человек, - констатируется во Всеобщей декларации прав человека, - имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи..." (ст. 25 (1)). Положение это преемственно закреплено в последующих международно-правовых документах (см., например, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.), в порядке конкретизирующего дополнения акцентирующих внимание на праве "каждого на справедливые и благоприятные условия труда", на "справедливую зарплату" и др.

Политические  права обеспечивают личности пользование избирательными правами, ее участие в референдуме, в управлении государственными делами, свободу ее политической деятельности, свободу выражения мнения по всем вопросам общественной жизни (в средствах массовой информации, на собраниях трудовых коллективов, демонстрациях, митингах и т.д.), свободу протестных действий (право на общественный протест).

К числу политических прав принадлежит право на гражданство, на его приобретение и выход из него, его восстановление. Ядром  политических прав в правовом государстве является право принимать участие в управлении государственными делами непосредственно или через посредство свободно избранных представителей (ст. 21 (1) Всеобщей декларации прав человека).

Культурные  права личности ориентированы на удовлетворение ее духовных потребностей, интересов и включают в себя право на свободное вероисповедание, достойное образование, право на пользование ценностными достижениями культуры, культурно-просветительными учреждениями (библиотеками, музеями и др.), право на свободу научного, технического, художественного творчества.

Личные права  направлены на охрану естественных личных благ человека (право на жизнь, на личную неприкосновенность (ст. 3 Всеобщей декларации прав человека), т.е. на охрану чести  и достоинства (ст. 1 (1) Основного закона ФРГ: "Достоинство человека неприкосновенно"), право на охрану здоровья, неприкосновенность жилища, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, свобода передвижения и др.).

Без личных правовых свобод, подчеркивал видный российский философ, правовед В.С. Соловьев, невозможны достоинство человека, его "высшее нравственное развитие", подлинно социальное равенство. Правового равенства не бывает без правовой свободы, и наоборот. Только "в своем соединении" свобода и равенство "образуют человеческое общество как правомерный порядок".

Определяя меру того или иного социального блага  в соответствии с объективными потребностями, объективной необходимостью, право  руководствуется при этом единственным измерительным критерием - критерием справедливости, цементирующей правовую свободу личности, равенство ее прав.

Уже в глубокой древности ученые видели в справедливости идеальный источник права. Само понятие  справедливости возникло в общественном сознании вместе с возникновением идеи социальных прав личности. С развитием и совершенствованием общественных отношений принцип справедливости, позволяющий на равных социальных основаниях воздавать должное каждому, становится главным, определяющим в правовых измерениях человеческих потребностей, интересов, общим руководящим началом всего правового бытия человеческого общества.

Последовательное  проведение в жизнь принципа справедливости способствует достижению в обществе общего блага, которое выступает  как генеральная цель правового государства, гуманизирующая всю систему общественных отношений, не позволяя человеческой личности деградировать в эгоистическом индивидуализме, лишающем жизнь реального смысла, превращающем ее в абсурд. Всякое противопоставление личных интересов общественным или общественных интересов личным в корне является антисоциальным. Правовое государство не признает как крайний личностный индивидуализм, нравственно деформирующий основы общественного бытия, так и стадный псевдоколлективизм, попирающий и уничтожающий индивидуальность человеческой личности.

Нормальное  развитие общественных отношений требует  разумного, оптимального баланса между  личными и общественными интересами, между индивидуальным и общим  благом. Так же как всякое общее  неправомерно тотально навязывать отдельной личности, несправедливо абсолютизировать те или иные интересы отдельной личности. Правовое государство действует не только во благо отдельного человека, но и во благо всего общества. Общественные интересы не должны поглощаться личными интересами, и наоборот.

Единичное не существует без общего, а общее - без единичного. Так, из того, что частная собственность  неприкосновенна, не вытекает, что ею можно пользоваться произвольно, по сугубо личному усмотрению, без учета  общественного фактора. "Собственность обязывает, - закреплено, например, в Основном законе ФРГ. - Пользование ею должно одновременно служить общему благу" (ст. 14 (2)). При реализации политических прав также особую значимость имеет прежде всего общественный интерес (в частности, при пользовании правом избирать и быть избранным). В ущерб общественным интересам недопустимо пользование культурными правами. "Все права человека, - гласит Венская декларация 1993 г., - универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны".

Независимость личности от государства, общества, ее абсолютная автономизация не могут служить критерием, гарантом личной свободы. Само понятие человеческой свободы как таковой неоднозначное, весьма широкое: это и возможность осуществления своих целей и стремлений на основе познания законов развития природы и общества; и отсутствие политического и экономического гнета, состояние, при котором человек не является рабом или крепостным; и возможность действовать в какой-либо сфере общественного бытия без каких-либо ограничений, запретов, беспрепятственно, по "полному, необузданному произволу или самовольству" (В.И. Даль) и т.д. Поэтому такую ценностную значимость приобрело понятие правовой свободы, которое под термином "право на свободу" впервые было закреплено в Конституции того же американского штата Виргиния, общую дефиницию получило в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (возможность "делать все, что не вредит другому") и видовым образом конкретизировано в современных международно-правовых документах, основополагающих конституционных актах отдельных государств ("право на свободу мысли", "право на свободу убеждений", "право на свободный выбор работы", "право свободно участвовать в культурной жизни общества", "право свободно передвигаться" и т.д.).

В правовом государстве всякую личную свободу в ее правовом измерении может гарантировать лишь прочная, стабильная связь личности с государством, обществом. Именно проблема гарантии человеческих прав "обусловливает необходимость государственной силы", которая "учреждается в интересах всех, а не для личной пользы тех, кому она вверена" (ст. 12 Декларации прав человека и гражданина). Как подчеркивал в свое время Ж.-Ж. Руссо, необходимо "различать естественную свободу, которая ограничена только силами индивида, от свободы гражданской, которая ограничена общей волей" во имя общего блага.

Цель права  в правовом государстве - благополучие каждой отдельной личности и общества в целом, что обусловливает систему  определенных ограничений тех или  иных прав. Человек не вправе злоупотреблять предоставленными ему правами, предоставленной ему той или иной правовой свободой, тем самым нарушать права других, вредить другим. Человеческая воля не может быть абсолютно независимой, она всегда социально обусловлена. Поэтому Всеобщая декларация прав человека предусматривает возможность ограничения прав человека в интересах "общего благосостояния в демократическом обществе" (ст. 29). Например, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах обязывает государства обеспечить право на забастовку как одну из форм общественного протеста, связанную с разрешением трудовых и иных общественных конфликтов, при условии, что осуществление этого права будет находиться в соответствии с действующим внутригосударственным законодательством. Принимается во внимание, что безграничное осуществление этого права может иметь разрушительный характер, создавать определенную опасность для граждан, которые не имеют какого-либо отношения к конфликту, приведшему к забастовке.

Устанавливаются пределы допустимых ограничений прав человека со стороны государственных структур. "При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, - закреплено во Всеобщей декларации прав человека, - какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе" (ст. 29 (2)). Существует такой международно-правовой документ, как Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1970 г. Согласно этому Кодексу должностные лица по поддержанию правопорядка, при выполнении своих функций, обязаны уважать и защищать человеческое достоинство и "могут применять силу только в случае крайней необходимости и в той мере, в какой это требуется для выполнения их обязанностей".

Концептуальные положения  международно-правовых актов о возможности  ограничения прав личности закрепляются в конституциях отдельных государств. В Конституции Российской Федерации определено, что права человека "могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства" (ст. 55 (3)). Некоторые ограничения прав, "с указанием пределов и сроков их действия", могут устанавливаться, согласно Конституции, в условиях введения чрезвычайного положения на территории Российской Федерации в целях обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Оговаривается, какие права личности при этом не могут подвергаться каким-либо ограничениям (ст. 56).

Информация о работе Правовой статус личности