Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 07:45, контрольная работа
Исторический тип государства, уровень его правовой культуры определяют объем и характер прав человеческой личности. Как отмечал молодой К. Маркс, государство выступает в качестве посредника между человеком и его правовой свободой.
В условиях рабовладельческого строя, например, отличительной особенностью которого была собственность рабовладельцев на средства производства и рабов, последние не имели никаких прав. Раб вообще не признавался личностью. Присваивая продукты рабского труда, рабовладелец вынужденно (подчиняясь определенным требованиям биологических закономерностей человеческого бытия) выделял рабу ничтожный минимум средств существования, необходимый для поддержания его работоспособности. Свободные ремесленники, крестьяне, иные социальные группы, которые существовали в рабовладельческом государстве наряду с рабами и рабовладельцами, при невыполнении тех или иных своих обязательств также становились рабами.
Демократия правового государства отвергает свободу, которая закрепощает и унижает человеческую личность, экономически порабощает ее, нравственно разлагает.
Правовая свобода неотделима от правовой ответственности, органически подчинена ей, поэтому такое большое значение в правовом статусе личности придается ее правовым обязанностям, в которых находят свое отражение определенные правовые требования к личности со стороны государства, общества. "Каждый человек, - зафиксировано во Всеобщей декларации прав человека, - имеет обязанности перед обществом" (ст. 29 (1)). Нет прав без соответствующих правовых обязанностей (например, соблюдать действующее законодательство, общественный порядок, платить законно установленные налоги, беречь природу, заботиться о сохранности ценностных исторических памятников, нести воинскую службу и др.). Последовательное, справедливое распределение прав и обязанностей личности в правовом государстве - важнейший демократический принцип равенства граждан, членов общества.
Существенным моментом является то, что в правовом государстве не только личность как таковая имеет определенные правовые обязанности перед государством, но и само это государство имеет конкретные правовые обязанности перед личностью. То, на что личность имеет право, государство обязано выполнить (например, право на свободу мысли, на образование, на получение пенсии и т.д.). Государство как политико-правовой институт, в котором находятся все нити управления обществом, ответственно не только за судьбу общества в целом, но и за судьбу каждого человека, каждой личности. Именно в этом состоит его главное, коренное отличие от неправового государства, которое как дамоклов меч висит над личностью со всеми своими зловещими атрибутами (алчной чиновничьей бюрократией, непомерными налогами, полицейской дубинкой и т.д.).