Правовые гарантии конституционного права на свободу и личную неприкосновенность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 13:39, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение процесса возникновения и развития конституционного права на свободу и личную неприкосновенность, определение его места в системе конституционных прав и свобод, раскрытие нормативного содержания указанного права, изучение механизма реализации и системы гарантий, а также выявление направлений совершенствования законодательства в области прав и свобод человека и гражданина.

Содержание

Введение
1. Свобода личности, как конституционно-правовая ценность……………….
1.1. История развития научной мысли о понятии свободы личности……………..
1.2. Современное понимание права на свободу и неприкосновенность личности.
2. Правовые гарантии конституционного права на свободу и личную неприкосновенность…………………………………………………………….......
2.1. Международно-правовые гарантии права на свободу и личную неприкосновенность………………………………………………………………….
2.2. Правовые гарантии на свободу и личную неприкосновенность……………..
Заключение…………………………………………………………………………....
Библиографический список…………….……………………………….................

Работа состоит из  1 файл

План.docx

— 56.91 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

План

Введение

1. Свобода личности, как конституционно-правовая  ценность……………….

1.1. История развития научной мысли о понятии свободы личности……………..

1.2. Современное понимание права на свободу и неприкосновенность личности.

2. Правовые гарантии конституционного права на свободу и личную неприкосновенность…………………………………………………………….......

2.1. Международно-правовые гарантии права на свободу и личную неприкосновенность………………………………………………………………….

2.2. Правовые гарантии на свободу и личную неприкосновенность……………..

Заключение…………………………………………………………………………....

Библиографический список…………….………………………………................. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Современный этап конституционного развития России характеризуется кардинальными  изменениями, происходящими в жизни  общества и государства. Одной из наиболее значимых идей современности  является обеспечение прав и свобод личности как естественного, неотъемлемого  и соответствующего человеческой природе  свойства каждого индивида. Доминирующее влияние на этот процесс оказала Конституция РФ 1993г., провозгласившая впервые в истории нашего государства на законодательном уровне человека, его права и свободы высшей ценностью. Идея прав человека, прочно утвердившаяся во многих демократических государствах мира, приобрела и в России большую актуальность. Российская Федерация приняла на себя обязательства по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, исходя из конституционного принципа, что эти права являются естественными и неотъемлемыми, обязательными для всех, и прежде всего для государственной власти, призванной гарантировать их беспрепятственное осуществление.

     Действующий Основной закон создал легитимную основу российской государственности, построенную  на демократических принципах, заложил  новую систему отношений между  государством и личностью. Большое  значение в Конституции придается  основным правам и свободам человека и гражданина, которые соответствуют  общепризнанным принципам и нормам международного права. К таким правам относится и право человека и  гражданина на свободу и личную неприкосновенность. Личные конституционные права и  свободы граждан являются важнейшим  элементом всей системы прав и  свобод и во многом характеризуют  степень цивилизованности общества и государства.

     В числе личных конституционных прав, принадлежащих человеку, одно из ведущих  мест занимает право на свободу и  личную неприкосновенность, которое  вместе с другими естественными  правами составляет основу конституционного статуса личности и образует важнейший  принцип осуществления всякой государственной деятельности.

     Человек рождается свободным, то есть имеет  возможность поступать в соответствии со своими интересами, потребностями  и желаниями. Гражданин, вступая  в различные правоотношения с  обществом и государством, должен знать, что его свободе ничего не грозит, что он является активным членом гражданского общества и это  общество должно гарантировать защищенность его основных прав и свобод. Права  и свободы человека имеют универсальный, всеобъемлющий характер, не могут  быть личной привилегией отдельных  граждан. Конституция РФ в ч.3 ст. 17 закрепила, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы  других лиц. Отсутствие или ненадлежащее закрепление основных прав и свобод человека и гражданина в Основном законе ведет к тому, что личность постоянно подвергается ограничениям, превращается в придаток государства, а не в его равноправный субъект.

     Именно  поэтому общество всегда стремилось предоставить индивиду возможность  свободно распоряжаться собой, своим  временем, своими способностями, при  условии надлежащего закрепления  в национальном законодательстве основных прав и свобод человека и гражданина. В то же время наличие права  на свободу и личную неприкосновенность не следует понимать как полное отсутствие ограничивающих воздействий на поведение  человека. Личная неприкосновенность не может быть абсолютной. Государство  устанавливает формы, основания  и меры ее ограничения.

    Объектом  исследования является правовое регулирование в области прав и свобод человека и гражданина.

     Предметом исследования являются право на свободу и личную неприкосновенность и их защита.

     Целью работы является изучение процесса возникновения и развития конституционного права на свободу и личную неприкосновенность, определение его места в системе конституционных прав и свобод, раскрытие нормативного содержания указанного права, изучение механизма реализации и системы гарантий, а также выявление направлений совершенствования законодательства в области прав и свобод человека и гражданина.

       Задачи исследования:

      - изучить историю развития научной мысли о понятии свободы личности;

     - раскрыть сущность, принципы и тенденции развития права на свободу и личную неприкосновенность;

     - рассмотреть правовые гарантии конституционного права на свободу и личную неприкосновенность.

    Источниковую базу  составляет КРФ, специальная юридическая литература и монографические исследования исторической и философской наук и периодические издания. Особое внимание уделено анализу федеральных законов, обеспечивающих реализацию и защиту права человека и гражданина на личную неприкосновенность.

    Структура курсовой работы отвечает целям и задачам исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Первая глава посвящена истории развития научной мысли о понятии свободы личности. Вторая глава раскрывает правовые гарантии конституционного права на свободу и личную неприкосновенность.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Свобода личности, как конституционно-правовая  ценность

     1.1 История развития  научной мысли  о понятии свободы  личности

    Понятие  свободы личности в юридическом  аспекте зародилось в древних  полисах Греции и Рима в V-VI веках до н. э. в связи с философскими теориями Платона, Аристотеля, Перикла, Демосфена и других замечательных мыслителей той эпохи о ценности закона, с появлением идей демократии и принципа гражданства было крупным шагом на пути  движения к прогрессу и свободе. Неравномерность распределения прав между различными классовыми структурами было неизбежной частью для тех этапов развития общества. Каждая новая ступень добавляла новые качества правам человека, распространяла их на все более широкий круг субъектов. Происходило это не стихийно, а в результате постоянной борьбы и в течение долгого периода времени. Права человека — сложное, многомерное явление, в значительной мере зависящее от генезиса правовых норм, в которых они сформулированы. Появившись сначала, как мононорма, позднее трансформировалось в норму права. Большой вклад в развитие гражданских прав и свобод, через совершенствование норм права, внесли римляне1. Например, Закон Валерия и Горация 449 г. до н.э. ограничивал арест римского гражданина за долги и по другим причинам, но эта была частная мера, защищавшая плебеев против патрициев, вовсе не возводя в принцип личную свободу.

    В период средневековья свобода была крайне ограничена, т.к. феодальное общество — общество всеобщей зависимости. Но уже были попытки ограничения  прав монархов в Англии в 1215 г. была принята “Великая Хартия Вольностей”. Согласно хартии ограничивался произвол королевских чиновников, судьями  выбирались знающие законы люди, наказание  применялось к свободному человеку только по закону и по законному  приговору равных.

    В XIV-XVI вв. волна революционных изменений  в сфере прав и свобод человека несколько спала, что было в значительной степени обусловлено геополитическими преобразованиями в Европе: тогда внимание как ведущих представителей политико-правовой мысли было более сосредоточено на вопросах суверенитета, институциональной и политико-территориальной организации государственной власти, чем на правовом положении отдельно взятой личности. Образно говоря, в это время проблема свободы государства возобладала над проблемой свободы индивида. Как справедливо отмечает один из историков ХХ века, француз Ж. Ле Гофф: «Средневековый человек не видел никакого смысла в свободе в ее современном понимании. Для него свобода была привилегией, и само это слово чаще всего употреблялось во множественном числе… Без общины не было и свободы. Она могла реализоваться только в состоянии зависимости, где высший гарантировал низшему уважение его прав. Свободный человек – это тот, у кого могущественный покровитель»2.

      Уже в 1628 г. «Петиция о праве» возлагала на короля определенные обязанности по защите прав поданных. Дальнейшим шагом на пути обеспечения прав человека явился «Хабеас корпус акт» 1679г., который ввел понятие «надлежащей процедуры», установил гарантии неприкосновенности личности, презумпцию невиновности. «Биль о правах» 1689г. — как компромисс между буржуазией и правящими кругами, установил значительную роль парламенту, запрещал без его согласия отменять законы.

    Заслуживает особого внимания тот факт, что  новеллизация законодательства о правах человека происходила в органичном единстве с развитием политико-правовой теории о правах человека. Богатство идей, заложенных в выше названных законах, взято из работ выдающихся мыслителей той эпохи – Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье. Прежде всего – это идеи свободы, естественных прав человека, возникновения государства из свободного соглашения людей.

    Так, у Т. Гоббса развернутое определение  свободы гласит: «Под свободой, согласно точному значению слова, подразумевается отсутствие внешних препятствий, которые нередко могут лишить человека части его власти делать то, что он хотел бы, но не могут мешать использовать оставленную человеку власть сообразно тому, что диктуется ему его суждением и разумом»3. Именно Т. Гоббсу принадлежит и иное определение свободы личности, – в ее соотношении с правовыми предписаниями, – ставшее классикой современного конституционализма: «Наибольшая свобода подданных проистекает из умолчания закона. Там, где суверен не предписал никаких правил, подданный свободен делать или не делать согласно своему собственному усмотрению»4. Это, последнее, определение является одним из первых юридических по сути дефиниций свободы личности, поскольку переводит категорию свободы в плоскость правоотношений.

    В свою очередь  Ш. Монтескье считал что: «В обществе, где есть закон, свобода может заключаться лишь в том, чтобы делать то, чего должно хотеть, и не быть принуждаемым делать то, чего не должно хотеть по закону5». Обладание политической свободой, поэтому предполагает у него правление законов, при котором гражданин не боится другого гражданина. Для него свобода означала также право придерживаться собственного мнения при условии, что государство никому не будет навязывать своей позиции.                     Также Ш.Монтескье разграничивает политическую свободу, выраженную в государственном строе, и политическую свободу, реализуемую в чувстве уверенности гражданина в собственной безопасности.

    Для Ж.-Ж. Руссо свобода – это участие  в делах сообщества, в назначении правителей, благодаря чему граждане могли бы считать, что они подчиняются  лишь самим себе. «Необходимо твердо различать естественную свободу, которая  ограничена только силами индивида, от свободы гражданской, которая ограничена общей волей, – отмечал Ж.Ж. Руссо. – Если исследовать, в чем именно состоит наибольшее благо для всех, которое должно быть целью всякой системы законодательства, то мы найдем, что благо это сводится к двум важнейшим вещам: свободе и равенству; свободе – потому что всякая частная зависимость равносильна отнятию у государственного организма некоторой силы; равенству – потому что свобода не может существовать без равенства»6.

    Идеи  Руссо, Локка, Монтескье стали мощным фактором Великой Французской Революции, а так же дальнейшее развитие идей прав человека, яркий тому пример —  “Декларация прав человека и гражданина” 1789 г.

    Дальнейшее  развитие идеи прав человека происходило  в США. Большое влияние имела  теория естественного права Томаса Пейна и Джефферсона. «Декларация прав Вирджинии» 1776 г. провозгласила: «Все люди по природе являются в равной степени свободными и независимыми и обладают определенным врожденными правами, коих они — при вступлении в общественное состояние — не могут лишить себя и своих потомков каким-либо соглашением, а именно: правом на жизнь и свободу на стремление к счастью и безопасности и их приобретение». В 1789г. были предложены 10 первых поправок к Конституции США, в которых закреплялся перечень прав и свобод.7

    Анализ  конституций «первого поколения» дает возможность утверждать, что на протяжении ХІХ века сформировался и получил нормативное закрепление определенный перечень гражданских свобод, которые в совокупности давали представление о свободном положении человека в конституционном государстве.

Информация о работе Правовые гарантии конституционного права на свободу и личную неприкосновенность