Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 15:39, контрольная работа
Законодательство не содержит определения правового режима информации. В литературе под правовым режимом информации понимается по¬рядок регулирования, выраженный в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодейст¬вующих между собой дозволений, запретов, а также пози¬тивных обязательств и создающих особую направленность регулирования.
ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ ИНФОРМАЦИИ
1. Понятие правового режима
2. Режим свободного доступа, его виды.
3. Режим ограниченного доступа, его виды.
4. Режим информации, отнесенной к государственным секретам.
1. Понятие правового режима информации, его разновидности
Законодательство не содержит определения правового режима информации. В литературе под правовым режимом информации понимается порядок регулирования, выраженный в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязательств и создающих особую направленность регулирования.
Если регулирование информационных отношений характеризуется мерой возрастания дозволений, то можно говорить о льготном информационном режиме. Если регулирование информационных отношений характеризуется мерой убывания дозволений, то можно говорить об ограниченном информационном режиме.
Согласно ст. 15 Закона «Об информации, информатизации и защите информации» в зависимости от категории доступа информация делится на общедоступную информацию и информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено. Это позволяет классифицировать правовые режимы информации по основанию их принадлежности к режиму свободного или ограниченного доступа.
Режим свободного доступа содержит:
1) режим исключительных прав;
2) режим информации, отнесенной к общественному достоянию;
3) режим массовой информации.
Режим
ограниченного доступа
— режим конфиденциальной информации;
— режим информации, отнесенной к государственным секретам.
Законодательство в ч. 2 ст. 16 Закона «Об информации, информатизации и защите информации» содержит перечень сведений, доступ к которым не подлежит какому-либо ограничению:
В тоже время ст. 17 Закона «Об информации, информатизации и защите информации» содержит перечень сведений, распространение и (или) предоставление которых ограничено:
Специальной оговорки требует правовой режим документированной информации. Этот режим не подпадает под классификационное основание, так как это не мера доступности сведений, а она отражает лишь форму представления информации и характеризует ее связь с материальным носителем. Режим документированной информации не отвергает возможность отнесения ее к разряду свободно или ограниченно доступных.
2. Режим свободного доступа, его виды
Режим свободного доступа можно разделить на несколько режимов:
1) режим исключительных прав. В отношении информации, существующей в форме охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции, относящихся к связанному типу информации, определен адекватный их правовой природе режим правовой охраны. Кому исключительные права принадлежат, тот их и регулирует путем дозволений или запретов.
Посредством института исключительных прав третьи лица юридически отстранены от возможных актов подражания и копирования интеллектуальной продукции.
Главнейшей функцией института исключительных прав является наделение их обладателя определенным объемом правомочий, отражающих меру его юридических возможностей по контролю над тем или иным результатом интеллектуальной деятельности. Содержание прав на охраняемый результат варьируется в зависимости от разновидности последнего. Например, исключительное право на использование произведений образует десять самостоятельных правомочий (право на воспроизведение, распространение, на импорт, на публичный показ, на перевод и т.д.).
Из юридической монополии, которой наделяется обладатель исключительных прав практически для каждого из охраняемых продуктов интеллектуальной деятельности, сделаны изъятия в форме указания на случай их свободного использования или формулирования;
2) режим
общественного достояния.
В таком режиме может находиться не любая общедоступная информация, а лишь та, которая незаменима и по своей природе уникальна. Например, сведения, содержащие данные об установленных, но не известных ранее объективно существовавших закономерностях, свойствах и явлениях материального мира, вносящие коренные изменения в уровень познания (сведения о научных открытиях, уникальные рукописи, документы, архивы, фольклор), и т.п.
Принципы, на которых основывается режим общественного достояния, сводятся к следующему:
а) общедоступность;
б) равенство возможностей на доступ;
в) обеспеченность информации особой охраной государства.
Принцип
общедоступности реализуется
Принцип равенства возможностей на доступ реализуется путем предоставления всем членам общества при наличии оправданного к тому интереса единообразных условий для ознакомления с информацией, отнесенной к общественному достоянию, и ее получения.
Принцип обеспеченности информации особой государственной охраной реализует через комплекс организационно-обеспечительных мер, направленных на сохранность наиболее ценных и необходимых обществу информационных ресурсов;
3) режим массовой информации. Правовой режим массовой информации обусловлен ролью института массовой информации, которую последний призван играть в общественной жизни. Эта роль характеризуется, прежде всего, необходимостью поддержания в обществе так называемого естественного состояния свободы массовой информации, гарантируемой Конституцией Республики Беларусь. Состояние свободы массовой информации является доминирующим среди иных состояний открытой информации. Поэтому правовой режим массовой информации выступает в роли главного среди других их разновидностей, составляющих режим свободного доступа.
В отличие от режима исключительных прав и режима общественного достояния режим массовой информации характеризуется меньшей степенью формализации информационных отношений применительно к субъектам, выступающим ее потребителями. Однако и здесь подобная формализация необходима и неизбежна, скажем, при регулировании отношений, связанных с распространением периодических печатных изданий по подписке. В целом же потребитель массовой информации в отличие от потребителя информации, существующей в форме охраняемых результатов интеллектуальной деятельности или информации, отнесенной к общественному достоянию, не ограничен какими-либо запретами помимо социальных ограничений возможности выбора или языковых барьеров, которые не относятся к сфере правовой регламентации.
Действующие нормативные запреты в основном касаются лиц, продуцирующих для неограниченного круга потребителей печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Наиболее общим запретом, введенным Конституцией Республики Беларусь в отношении массовой информации, является недопущение пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, установлены также иные запреты.
3. Режим ограниченного доступа, его виды
Понятие «информация, распространение и (или) предоставление которой ограничено» применяется в ст. 15 Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации».
Законодательство ссылается на множество видов информации с ограниченным доступом. Наиболее часто встречаемые понятия: «конфиденциальная информация», «нераскрытая информация», «деловой (производственный) секрет», «тайна исповеди», «тайна нотариальных действий», «врачебная тайна», «коммерческая тайна», «государственная тайна», «служебная тайна», «тайна личной жизни», «тайна голосования», «тайна телефонных переговоров», «тайна почтовых отправлений», «налоговая тайна». В то же время нормативные акты не дают четкой классификации указанных видов, зачастую идентичные понятия в них наполняются разным содержанием.
Для построения системы информации с ограниченным доступом необходимо исходить из сути ее охраны, т.е. интереса, который преследуется путем охраны информации. Логичной видится следующая градация интересов:
1) публичный интерес - охрана информационных ресурсов, имеющих государственное значение (в т.ч. государственных секретов);
2) коммерческий
интерес — интерес
3) защита
личных прав —
Кроме этого, классифицирующим признаком является способ охраны указанных интересов. Охрана может осуществляться путем ограничения доступа к необходимой информации — «засекречивания» (когда охраняется суть) либо обременения доступа определенными условиями — «контроль оборота информации» (когда охраняется форма).
Режим ограниченного доступа также можно разделить на несколько видов:
I) режимы конфиденциальной информации:
а) коммерческая тайна.
Правовой режим коммерческой тайны установлен Гражданским кодексом Республики Беларусь, а также Положением о коммерческой тайне, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 1992 г. № 670.
Согласно п. 1 Положения коммерческую тайну составляют преднамеренно скрываемые экономические интересы и информация о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности субъекта хозяйствования, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической безопасности субъекта хозяйствования.
Согласно ст. 140 Гражданского кодекса Республики Беларусь коммерческая тайна — это информация, которая обладает тремя следующими признаками:
— имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;
— к ней нет свободного доступа;
— обладатель этой информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Информация должна иметь коммерческую ценность (действительную или потенциальную) по причине неизвестности ее третьим лицам. Это означает, что коммерческой тайной не могут быть сведения, которые заведомо не обладают такой ценностью, так как являются общедоступными. Например, не будет коммерческой тайной юридический адрес компании или марка автомобиля ее торгового представителя. С другой стороны, коммерческой тайной может стать разработанная и используемая компанией стратегия поведения на рынке, поскольку если она станет известной третьим лицам, то ее могут «взять на вооружение» конкуренты. Это приведет к потере клиентов, снижению эффективности рекламы и объема продаж, другим негативным последствиям.
Второй признак коммерческой тайны тесно связан с первым и заключается в том, что к информации, составляющей коммерческую тайну, не должно быть свободного доступа на законном основании. То есть к коммерческой тайне не могут быть отнесены сведения, общедоступные из открытых источников или на основании закона. К примеру, не будет коммерческой тайной информация, которую в соответствии с законом продавец обязан предоставить покупателю о товаре.
Также необходимо помнить, что существует утвержденный Советом Министров перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 1992 г. № 670 «Об утверждении Положения о коммерческой тайне»). К ним относятся следующие сведения:
- учредительные документы, а также документы, дающие право на занятие предпринимательской деятельностью и отдельными видами хозяйственной деятельности;
— сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные данные, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;