Правовые режимы информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 15:39, контрольная работа

Описание

Законодательство не содержит определения правового режима информации. В литературе под правовым режимом информации понимается по¬рядок регулирования, выраженный в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодейст¬вующих между собой дозволений, запретов, а также пози¬тивных обязательств и создающих особую направленность регулирования.

Работа состоит из  1 файл

СУРС Правовые режимы информации.doc

— 124.50 Кб (Скачать документ)

- документы  о платежеспособности;

— сведения о  численности и составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест.

Это вовсе не означает, что компании и предприниматели обязаны сделать всю перечисленную информацию общедоступной. Речь здесь идет о том, что такие сведения в обязательном порядке должны предоставляться по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, других юридических лиц, сотрудников только в случаях и порядке, предусмотренных законом.

Третий признак  коммерческой тайны — организация  должна принимать меры к ее защите. Для этого необходимо создать  режим охраны конфиденциальных сведений. А начать нужно с четкого установления и документирования информации, составляющей коммерческую тайну, так как впоследствии бывает достаточно сложно доказать, что определенная информация была отнесена к коммерческой тайне. К организационным мерам можно отнести установление с помощью Положения о коммерческой тайне, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 1992 г. № 670, или приказа руководителя режима доступа к коммерческой тайне, а также перечня должностных лиц компании, имеющих такой доступ, введение кодов доступа к базам данных, хранение документов в специальных сейфах и т.д. К примеру, между нанимателем и работниками субъекта хозяйствования, имеющими доступ к коммерческой тайне данного субъекта, заключается гражданско-правовые договоры, в которых будет содержаться обязательство сохранять коммерческую тайну и без разрешения, выданного в установленном порядке, не разглашать сведения, ее составляющие. Обязательным условием для такого обязательства является то, что эта информация ранее не была известна работникам или иному лицу, получившему к ней доступ, либо не была получена от третьей стороны без обязательства соблюдать в отношении ее конфиденциальность. Данное обязательство дается в письменной форме при приеме на работу, заключении гражданско-правового договора либо в процессе его исполнения. Указанные лица вправе передать конфиденциальную информацию третьим лицам в случае привлечения их к деятельности, требующей знания такой информации, только в том объеме, который необходим для реализации целей и задач субъекта хозяйствования.

Таким образом, для того чтобы информация приобрела статус коммерческой тайны субъекту предпринимательской деятельности необходимо выполнить ряд мероприятий:

- предприятие  должно определить, какие сведения, используемые им в хозяйственной деятельности, относятся к коммерческой тайне. Руководитель предприятия должен утвердить Перечень этих сведений;

- руководитель  предприятия должен издать локальный  нормативный акт, которым будет  определен режим доступа к документам, содержащим сведения, составляющие коммерческую тайну, определить лиц, имеющих это право, и внести в контракты в этими лицами запись о соблюдении ими режима коммерческой тайны, а также установить ответственность за нарушение и разглашение этих сведений.

Как правило, на практике система локальных  нормативных документов предприятия  по коммерческой тайне состоит из положения о коммерческой тайне, в котором определяются экономические  и правовые основы защиты коммерческой тайны на данном предприятия, перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, инструкции о порядке работы с документам, содержащими коммерческую тайну, и перечня должностных лиц, имеющих доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну предприятия.

Защита коммерческой тайны субъекта хозяйствования осуществляется в судебном порядке.

б) банковская тайна.

Это самостоятельный  вид тайны, и в отличие от сведений служебного или коммерческого характера, чья ценность определяется в первую очередь фактором их неизвестности, неизвестность сведений в режиме банковской тайны не является определяющим ее признаком, хотя он и должен присутствовать в качестве элемента, присущего любой разновидности тайны.

Банковская тайна - сведения о счетах и вкладах, в том числе сведения о наличии счета в данном банке, его владельце, номере и других реквизитах счета, размере средств, находящихся на счетах и во вкладах, а равно сведения о конкретных сделках, об операциях по счетам и вкладам, а также имуществе, находящемся на хранении в банке, которые не подлежат разглашению (ст. 122 Банковского кодекса Республики Беларусь);

в) персональные данные.

Необходимо  отметить существование такого понятия, как «персональные данные». Данное понятие обозначено в Указе Президента Республики Беларусь от 6 апреля 1999 г. № 195 «О некоторых вопросах информатизации в Республике Беларусь», где одной из целей государственной политики в области информатизации указывается защита персональных данных. Персональные данные — это сведения, позволяющие идентифицировать личность гражданина. Указанная категория является составляющей информации о гражданах. Практически охрана персональных данных осуществляется в рамках профессиональных тайн, а также путем ограничения их свободного оборота в административном порядке. Так, информационные ресурсы, где содержатся персональные данные, определяются в основном для служебного пользования, доступ к ним граждан ограничен  (например, адресное бюро), в свободном обороте находятся неполные данные, не позволяющие идентифицировать лицо (например, телефонная книга, где не указаны номера квартир).

Правовой  режим персональных данных должен основываться на разрешении объективно существующего противоречия между неприкосновенностью частной жизни и вынужденной необходимостью сбора, хранения, использования и передачи определенных сведений об этой жизни. Для всех видов юридически значимых действий с персональными данными должен быть присущ принцип единства их целевого назначения, который означает, что персональные данные хранятся, используются и передаются только для достижения тех целей, ради которых они собирались. Правовое регулирование отношений на каждой из стадий работы с персональными данными имеет свою специфику.

На  стадии сбора должно соблюдаться  правило, согласно которому персональные данные, за исключение случаев, предусмотренных законодательством, должны быть получены от лица, к которому они относятся.

Хранение  информации должно обеспечивать исключение возможности несанкционированного доступа к ней. Это достигается выбором соответствующей формы хранения, которая позволяет безошибочно идентифицировать конкретного субъекта в течение определенного периода его жизнедеятельности.

Использование персональных данных должно осуществляться в пределах и целях их сбора и объема потребностей применения.

Передача  персональных данных в настоящее  время широко распространенное явление, и в связи с этим проблема нормативного закрепления порядка распространения сведений персонального характера весьма актуальна. Очевидно, что передача сведений персонального характера может допускаться лишь в случаях и порядке, установленных законодательством.

К примеру, согласно ст. 18 Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» никто не вправе требовать от физического лица предоставления информации о его частной жизни и персональных данных, включая сведения, составляющие личную и семейную тайну, тайну телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, касающиеся состояния его здоровья, либо получать такую информацию иным образом помимо воли данного физического лица, кроме случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь. Сбор, обработка, хранение информации о частной жизни физического лица и персональных данных, а также пользование ими осуществляются с согласия данного физического лица, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.

 

2) режим информации, отнесенной  к государственным секретам.

 

4. Режим информации, отнесенной к государственным  секретам

Правовые и организационные основы отнесения сведений к государственным секретам, защиты государственных секретов, осуществления иной деятельности в сфере государственных секретов в целях обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь определяет Закон Республики Беларусь от 19 июля 2010 г. «О государственных секретах».

В соответствии со ст. 1 данного Закона государственные секреты (сведения, составляющие государственные секреты) – сведения, отнесенные в установленном порядке к государственным секретам, защищаемые государством в соответствии с данным Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь.

Государственные секреты подразделяются на две категории:

- государственная тайна (сведения, составляющие государственную тайну);

- служебная тайна (сведения, составляющие служебную тайну).

Государственная тайна – сведения, в результате разглашения или утраты которых могут наступить тяжкие последствия для национальной безопасности Республики Беларусь.

Служебная тайна – сведения, в результате разглашения или утраты которых может быть причинен существенный вред национальной безопасности Республики Беларусь. Служебная тайна может являться составной частью государственной тайны, не раскрывая ее в целом.

В соответствии со ст. 14 Закона к государственным секретам могут быть отнесены:

- сведения  в области политики:

- о  стратегии и тактике внешней  политики, а также внешнеэкономической деятельности;

- о  подготовке, заключении, содержании, выполнении, приостановлении или прекращении  действия международных договоров  Республики Беларусь;

- об  экспорте и импорте вооружения  и военной техники;

- о  содержании или объемах экономического  сотрудничества с иностранными  государствами в военное время;

- сведения  в области экономики и финансов:

- о  содержании планов подготовки  экономики к отражению возможной военной агрессии;

- о  мобилизационных мощностях промышленности  по изготовлению и ремонту  вооружения и военной техники;

- о  планах (заданиях) государственного  оборонного заказа, об объемах  выпуска и поставках вооружения  и военной техники, военно-технического имущества;

- об  объемах финансирования из республиканского  бюджета Вооруженных Сил Республики  Беларусь, других войск и воинских  формирований, правоохранительных  и иных государственных органов,  обеспечивающих национальную безопасность  Республики Беларусь;

- о  технологии изготовления системы  защиты, применяемой при производстве  денежных знаков, бланков ценных  бумаг и других документов  с определенной степенью защиты, обеспечиваемых государством;

-  сведения в области науки и  техники:

- о  содержании государственных и других программ, концепций по направлениям, определяющим национальную безопасность Республики Беларусь;

- о  проведении научно-исследовательских,  опытно-технологических и опытно-конструкторских  работ в интересах национальной  безопасности Республики Беларусь;

- сведения  в военной области:

- о  планах строительства Вооруженных  Сил Республики Беларусь, содержании  основных направлений (программ) развития вооружения и военной  техники;

- о  тактико-технических характеристиках  и возможностях боевого применения вооружения и военной техники;

- о  системе управления Вооруженными  Силами Республики Беларусь;

- о  содержании стратегических или  оперативных планов, планов территориальной  обороны, документов боевого управления  по подготовке и проведению  операций, стратегическому развертыванию Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, их боевой, мобилизационной готовности и мобилизационных ресурсах;

- о  назначении, местонахождении, степени  защищенности, системе охраны особо  режимных и режимных объектов, пунктов управления государством в военное время или их проектировании, строительстве, эксплуатации, степени готовности;

- сведения  в области разведывательной, контрразведывательной  и оперативно-розыскной деятельности:

- об  организации, тактике, силах, средствах, объектах, методах, планах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, в том числе по обеспечению собственной безопасности в органах, осуществляющих такую деятельность;

- о  финансировании мероприятий, проводимых органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;

- о  гражданах, сотрудничающих (сотрудничавших) на конфиденциальной основе с  органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность, а также о штатных негласных сотрудниках и сотрудниках этих органов, в том числе внедренных в организованные группы, выполняющих (выполнявших) специальные задания;

- сведения  в информационной и иных областях  национальной безопасности Республики Беларусь:

- о  содержании, организации или результатах  основных видов деятельности  Совета Безопасности Республики  Беларусь, государственных органов,  обеспечивающих национальную безопасность  Республики Беларусь;

Информация о работе Правовые режимы информации