Правовые режимы информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 15:39, контрольная работа

Описание

Законодательство не содержит определения правового режима информации. В литературе под правовым режимом информации понимается по¬рядок регулирования, выраженный в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодейст¬вующих между собой дозволений, запретов, а также пози¬тивных обязательств и создающих особую направленность регулирования.

Работа состоит из  1 файл

СУРС Правовые режимы информации.doc

— 124.50 Кб (Скачать документ)

- об  организации, силах, средствах и методах обеспечения безопасности охраняемых граждан и защиты охраняемых объектов;

- о  финансировании мероприятий, проводимых  в целях обеспечения безопасности  охраняемых граждан и защиты  охраняемых объектов;

- о  системе, методах и средствах защиты государственных секретов, состоянии защиты государственных секретов;

- о  шифрах, системах шифрованной, других  видов специальной связи;

- иные  сведения в области политики, экономики, финансов, науки, техники,  в военной области, области  разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности, информационной и иных областях национальной безопасности Республики Беларусь, которые включаются в перечень сведений, подлежащих отнесению к государственным секретам.

К государственным секретам не могут быть отнесены сведения:

- являющиеся  общедоступной информацией, доступ  к которой, распространение и  (или) предоставление которой  не могут быть ограничены в  соответствии с законодательными  актами Республики Беларусь;

- находящиеся  в собственности иностранных государств, международных организаций, межгосударственных образований и переданные Республике Беларусь.

Отнесение сведений к государственным секретам осуществляется государственными органами и иными организациями, наделенными  полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, с учетом перечня сведений, подлежащих отнесению к государственным секретам. Перечень государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, а также перечень сведений, подлежащих отнесению к государственным секретам утверждает Президент Республики Беларусь.

Государственные органы и иные организации, наделенные полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, в  сфере своей деятельности разрабатывают и утверждают перечни сведений, подлежащих засекречиванию.

Сведения, полученные государственными органами и иными организациями, а также  гражданами при осуществлении деятельности, не связанной с использованием государственных  секретов, собственниками которых они являются, могут быть отнесены к государственным секретам после передачи их этими государственными органами и иными организациями, а также гражданами по договору государственному органу и иной организации, наделенным полномочием по отнесению сведений к государственным секретам. Договор о передаче таких сведений заключается в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь и должен содержать указание на условия передачи этих сведений. До принятия решения об отнесении к государственным секретам указанных сведений государственными органами и иными организациями, а также гражданами осуществляется их защита.

Для государственных секретов в зависимости  от тяжести последствий, которые наступили или могут наступить, размера вреда, который причинен или может быть причинен в результате их разглашения или утраты, устанавливаются следующие степени секретности:

- для государственной тайны – «Особой важности», «Совершенно секретно»;

- для служебной тайны – «Секретно».

На  носителях государственных секретов и (или) сопроводительной документации к ним в зависимости от степени  секретности государственных секретов проставляются следующие грифы  секретности:

- на носителях государственной тайны и (или) сопроводительной документации к ним – «Особой важности», «Совершенно секретно»;

- на носителях служебной тайны и (или) сопроводительной документации к ним – «Секретно».

Определение и изменение степени секретности  осуществляются государственными органами и иными организациями, наделенными полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, в сфере своей деятельности.

Засекречивание  осуществляется на основании перечня  сведений, подлежащих засекречиванию, посредством установления ограничений на распространение и (или) предоставление сведений и применения иных мер защиты. При засекречивании на носителе государственных секретов и (или) сопроводительной документации к нему проставляется гриф секретности.

Для государственных секретов, как правило, устанавливаются следующие сроки засекречивания:

- для государственной тайны – до тридцати лет;

- для служебной тайны – до десяти лет.

Срок  засекречивания исчисляется с даты засекречивания.

Изменение срока засекречивания осуществляется на основании решений государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам.

Рассекречивание осуществляется посредством снятия ограничений на распространение и (или) предоставление государственных секретов и прекращения иных мер защиты. Рассекречивание осуществляется на основании решений государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам. При рассекречивании на носителях государственных секретов и (или) сопроводительной документации к ним аннулируется гриф секретности.

Государственные секреты являются собственностью Республики Беларусь.

Допуск к государственным секретам государственным органам и иным организациям предоставляется при соблюдении ими законодательства Республики Беларусь о государственных секретах, а также если:

- в  их структуре имеется подразделение  по защите государственных секретов, состоящее из работников, количество  и уровень квалификации которых  достаточны для защиты государственных секретов, или ими заключен договор об оказании услуг по защите государственных секретов с государственным органом и иной организацией, имеющими подразделение по защите государственных секретов;

- разработана  и утверждена номенклатура должностей  работников, подлежащих допуску к государственным секретам;

- их  руководители, ответственные за  обеспечение защиты государственных  секретов, имеют допуск к государственным  секретам;

- приняты  иные меры защиты государственных  секретов, предусмотренные законодательством Республики Беларусь о государственных секретах.

Допуск  к государственным секретам другим государственным органам и иным организациям, не наделенных полномочием  по отнесению сведений к государственным  секретам, предоставляется на основании  разрешения на осуществление деятельности с использованием государственных секретов, выданного уполномоченным государственным органом по защите государственных секретов по результатам проверочных мероприятий.

Допуск  к государственным секретам гражданам  предоставляется, если:

- граждане  ознакомлены с правами и обязанностями,  предусмотренными настоящим Законом  и другими актами законодательства  Республики Беларусь о государственных  секретах, с возможным временным  ограничением их права на выезд  из Республики Беларусь, а также с законодательными актами Республики Беларусь, устанавливающими ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о государственных секретах;

- имеется  письменное согласие граждан  на проведение в отношении  их проверочных мероприятий в  связи с предоставлением им допуска к государственным секретам;

- гражданами  представлены их персональные  данные;

- гражданами  приняты письменные обязательства  перед государством о соблюдении  законодательства Республики Беларусь  о государственных секретах;

- имеется согласование уполномоченным государственным органом по защите государственных секретов предоставления им допуска к государственным секретам;

- проведены  проверочные мероприятия в отношении  граждан в связи с предоставлением  им допуска к государственным секретам.

Допуск  к государственным секретам в  связи с избранием (назначением) на должность предоставляется:

- Президенту  Республики Беларусь – с момента  вступления его в должность;

- Премьер-министру  Республики Беларусь – с даты  назначения его на должность;

- депутатам  Палаты представителей, членам Совета  Республики Национального собрания  Республики Беларусь, депутатам  местных Советов депутатов –  с даты признания их полномочий;

- судьям  – с даты назначения (избрания) их на должность.

В зависимости  от степени секретности устанавливаются три формы допуска к государственным секретам:

форма № 1 – форма допуска к государственной  тайне, имеющей степень секретности  «Особой важности»;

форма № 2 – форма допуска к государственной  тайне, имеющей степень секретности «Совершенно секретно»;

форма № 3 – форма допуска к служебной  тайне, имеющей степень секретности  «Секретно».

 

 

 

 

Вопросы для  самоконтроля:

  1. Что такое правовой режим информации?
  2. На какие виды делится информация в зависимости от категории доступа?
  3. Как классифицируют правовые режимы информации?
  4. К каким сведениям доступ не может быть ограничен?
  5. Распространение и предоставление каких сведений ограничено?
  6. Что такое режим исключительных прав?
  7. Что такое режим общественного достояния?
  8. Что такое режим массовой информации?
  9. Каков правовой режим коммерческой тайны?
  10. Что такое банковская тайна?
  11. Каков правовой режим персональных данных?
  12. Каков правовой режим информации, отнесенной к государственным секретам?
  13. Каков порядок допуска к государственным секретам?

 

Литература:

  1. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 года.
  2. Банковский кодекс Республики Беларусь.
  3. Об информации, информатизации и защите информации: Закон  Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года № 455-З.
  4. О государственных секретах: Закон Республики Беларусь от 19 июля 2010 г. №170-З.
  5. О некоторых вопросах в сфере государственных секретов: Указ Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. № 68.
  6. Положение о коммерческой тайне: утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 1992 г. № 670.
  7. Инструкция о режиме доступа к документам, содержащим информацию, относящуюся к тайне личной жизни граждан: утв. Приказом Комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь от 3 июля 1996 года № 21.
  8. Копылов В.А. Информационное право: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Юристъ, 1997. – 472 с.
  9. Рассолов М.М. Информационное право: Учебное пособие для вузов. – М.: Юристъ, 1999. – 400 с.
  10. Грамович А. Банковская тайна: несовершенство механизма правового регулирования // Юрист. – 2005. - № 3. – С. 40-42.
  11. Макаров О.С. Правовая природа обязательств о неразглашении информации с ограниченным доступом // Проблемы правовой информатизации. – 2004. - № 2. – С. 33-36.
  12. Подгруша В. Коммерческая тайна: Право Республики Беларусь // Кадровик. управл. персоналом. – 2004. - № 9. – С. 9-13.
  13. Потапова Е.В. Коммерческая тайна: основа практической защиты: Право Республики Беларусь // Право Беларуси. – 2004. - № 18. – С. 48-55.
  14. Таранова Т.С. Служебная тайна // Отдел кадров. – 2003. - № 3. – С.79-86.
  15. Шишко Г.Б. Коммерческая тайна: организационно-правовые принципы и методы ее защиты // Отдел кадров. – 2001. - № 10. С. 44-49.

Информация о работе Правовые режимы информации