Правовые семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:58, курсовая работа

Описание

Целью данной работы и является исследование правовых систем (семей), а предметом исследования - анализ и сравнение правовых систем (семей) современности. Методом, используемым в работе, является сравнительный анализ правовых систем современности
Почему эта проблема актуальна? Потому что в быстро развивающемся мире, где происходит резкая перемена в политической, экономической и социальных сферах, когда одни страны, еще вчера принадлежавшие к одной правовой системе, сегодня уже относятся к другой, важно знать основные общие и отличительные черты правовых систем (семей).

Работа состоит из  1 файл

диплом-Ленок.doc

— 251.00 Кб (Скачать документ)

Другую классификацию предложили К. Цвейгерн и Г. Котц в книге “Введение в правовое сравнение в частном праве”, вышедшей  в 1971 г., в основу классификации правовых систем положен критерий “правового стиля”. “ Правовой стиль” складывается, по мнению авторов, из пяти факторов: происхождения и эволюции правовой системы;   своеобразия юридического мышления; специфических правовых институтов; природы источников права и способа их толкования; идеологических факторов. На этой основе  различаются следующие “ правовые круги”: романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право ислама, индусское право. По существу получен тот же результат, что и у Р. Давида. При этом во всех случаях не учитывается марксистско-ленинская типология права, в основе которой  лежит критерий общественно-экономической формации (рабовладельческое право, феодальное, буржуазное, социалистическое право). А.Х. Саидов полагает, что только единство глобальной марксистско-ленинской типологии и внутритиповой  классификации  правовых систем  дает возможность составить целостное представление о правовой карте мира[9]. Исходя из группы критериев, включающих, во-первых, историю правовых систем, во-вторых, систему источников права, в-третьих, структуру правовой системы – ведущие институты и отрасли права, он выделяет внутри буржуазного типа права восемь правовых семей: романо-германскую, скандинавскую, латиноамериканскую, правовую семью общего права, мусульманскую, индусскую правовую семью, семью обычного права и дальневосточную правовую семью.  Они рассматриваются наряду с семьей социалистического права. Историческое развитие признается главным образом  в определении их способностей. В пределах  социалистической правовой семьи, теперь уже в историческом аспекте, существовали относительно самостоятельные группы: советская правовая система, правовые системы социалистических государств, стран Азии и правовая система Республики Куба, которые, естественно, имели и имеют много общего, а также особенного и единичного[10].

Ни одна из классификаций  правовых семей не является исчерпывающей для правовых систем мира, и поэтому в литературе можно встретить самые различные типологические подразделения  семей национального права.

В рамках той или иной правовой семьи возможны более удобные элементы,  представленные определенной группой  правовых систем.

Так, внутри  романо-германской правовой семьи выделяют группу романского права, в зону которой входят правовые системы таких стран, как Франция, Италия, Бельгия, Испания, Швейцария, Португалия, Румыния, право латиноамериканских стран, каноническое (церковно-католическое) право, и группу германского права, в которую входят правовые системы ФРГ, Австрии, Венгрии, скандинавских стран и др. Внутри англосаксонской правовой семьи различают правовую систему Англии, США и право бывших англоязычных колоний Великобритании.

Таким образом, существует ряд классификаций правовых систем прошлого и настоящего. С учетом общего, повторяющегося в классификациях, я хочу остановиться на анализе основных правовых семей современности.

 

 

 

  

   

ГЛАВА 2. Основные правовые  системы современности

 

2.1. Романо-германская правовая система

 

Исторические корни этой правовой системы относятся к римскому праву (1 в. до н.э. – 5 в н.э.). Романо-германская правовая семья,  или семья континентального права (Франция, ФРГ,  Италия,  Испания и другие страны),  имеет длительную юридическую историю. Она сложилась  в Европе в результате усилий ученых европейских университетов, которые выработали и развили начиная,  с 12 в.,  на базе  кодификации Юстиниана общую для всех  юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира.

Романо-германская правовая семья является  результатом рецепции римского права,  и в первой доктринальной стадии была исключительно продуктом культуры,  имела независимый  от политики характер. На следующей стадии эта семья стала подчиняться общим закономерным связям права с экономикой и политикой,  прежде всего с отношениями собственности,  обмена,  перехода от внеэкономического к экономическому принуждению и т.д. Здесь на первый план выдвинуты нормы и принципы права,  которые рассматриваются как правила поведения,  отвечающие требованиям морали и прежде всего справедливости. Юридическая наука видит свою основную задачу в том,  чтобы определить,  какими должны быть эти нормы[11]. Начиная с 19 в. основным источником (формой) права в странах, где господствует эта семья,  является закон. Закон образует как бы скелет правопорядка,  охватывает все его аспекты,  а жизнь этому скелету в значительной степени придают иные факторы. Закон не рассматривается узко и текстуально, а зачастую зависит от расширительных методов его толкования,  в которых проявляется творческая роль  доктрины и судебной практики. Юристы и сам закон теоретически признают,  что законодательный порядок может иметь пробелы, но что пробелы эти практически незначительны[12].

Во всех странах романо-германской семьи есть писаные конституции, за нормами которых признается высшая юридическая сила, выражающаяся как в соответствии конституционных законов и подзаконных актов,  так и в установлении большинством государств судебного контроля за конституционностью обычных законов. Конституции разграничивают  различных государственных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этой компетенцией проводят дифференциацию различных источников права.

В романо-германской юридической доктрине и в законодательной практике различают три разновидности обычного закона: кодексы,  специальные законы (текущее законодательство) и сводные тексты норм.

В большинстве континентальных стран действуют гражданские (либо гражданские и торговые),  уголовные,  гражданско-процессуальные,  уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы.

Система текущего законодательства также весьма разнообразна. Среди источников романо-германского права важна роль подзаконных актов: регламентов,  административных циркуляров,  декретов министров и др. В них формулируются нормы,  принятые во исполнение законов. Кроме того,  в случае необходимости административные органы  осуществляют самостоятельную регламентацию отношений,  для чего законодатель представляет им соответствующие полномочия. Таким образом, право стран романо-германской семьи я бы охарактеризовала единой схемой иерархической системы источников права.

В романо-германской семье достаточно широко используются некоторые общие принципы,  которые юристы могут найти в самом законе,  а в случае необходимости  - и вне закона. Эти принципы показывают подчинение права велению справедливости в том виде,  как последняя понимается в определенную эпоху и в определенный момент. Принципы раскрывают характер не только законодательства,  но и права юристов. Сам законодатель своим авторитетом закрепляет некоторые новые формулы. Например, основной закон ФРГ 1949 г. отменил все ранее изданные законы, которые противоречат принципу равноправия мужчин и женщин. Для юридической концепции этой системы характерна гибкость,  выражающаяся в том,  что юристы не склонны соглашаться с таким решением того или иного вопроса,  которое в социальном плане кажется им несправедливым. Действуя на основе принципов права,  они действуют как бы на основе делегированных им полномочий. Итак, среди важных источников права надо видеть общие принципы,  содержащиеся в законодательстве и вытекающие из него.[13]

В наши дни,  как и в прошлом,  в романо-германской правовой системе доктрина составляет  достаточно активно действующий источник права. Она влияет как на законодателя, так и на правоприменителя. Законодатель часто выражает лишь те тенденции,  которые установлены в доктрине,  и воспринимает подготовленные ею предложения. Доктрина широко используется и в правоприменительной деятельности, в частности при толковании закона. Сегодня все более и более,  например во Франции,  правоприменитель стремится к признанию независимого характера толкования,  к отрицанию того,  что толкование заключается исключительно в отыскании грамматического и логического смысла терминов законов или намерений законодателя. Он настаивает на необходимости учета реальных отношений между ним и доктриной. Издаваемые во Франции, Германии и других государствах комментарии приобретают все более доктринальный  и критический вид, а учебники обращаются к судебной практике и вообще к юридической доктрине.

С развитием международных связей  большое значение для национальных правовых систем приобрело международное право. Конституция ФРГ 1949 г. прямо предусматривает,  что общие принципы международного права имеют приоритет перед национальными законами. Подобная норма в несколько иной редакции появилась и в Конституции РФ.

Что касается обычая,  то он играет в системе романо-германского права,  в основном,  вспомогательную роль,  дополняя в необходимых случаях действующее законодательство.

Весьма противоречива доктрина по вопросу о судебной практике как источнике права романо-германской семьи. Однако анализ реальной действительности позволяет сделать вывод о возможности отнесения судебной практики к числу вспомогательных источников права. Об этом свидетельствует все возрастающее количество публикуемых сборников и справочников судебной практики,  а также значение прежде всего кассационного прецедента. Кассационный суд является высшей судебной инстанцией. Поэтому судебное решение,  основанное,  например,  на аналогии и на общих принципах, оставленное в силе Кассационном судом, может восприниматься другими судами при решении подобных дел как фактический прецедент.

Постановления французского Кассационного суда и Государственного совета изучаются и оказывают влияние в различных франкоязычных странах, соседних или отдаленных. Это верно также в отношении других европейских и неевропейских государств,  входящих в романо-германскую   правовую семью. Учитывая современные стремления юристов всех стран опираться на закон,  можно говорить о судебном прецеденте лишь как о некотором исключении, не затрагивающем исходного принципа господства права. Является принципиально важным,  что судья не превращается в законодателя. Этого стараются добиваться в странах романо-германской правовой семьи[14].

 

2.1.1. Правовая система России

 

Современная российская правовая система входит в романо-германскую правовую семью, вновь возвратив­шись в нее после более чем семи десятилетий господства социалисти­ческого права. Начиная с середины 1980-х гг. вместе с развитием демо­кратических реформ в Советском Со­юзе начинается его быстрая транс­формация, отход от прежних жест­ких принципов. Уже в 1986 г. разре­шается индивидуальная трудовая де­ятельность, в 1989 г. рядом советских ученых обосновывается идея "социа­листического правового государ­ства", в 1990 г. признается несоциа­листическая собственность на сред­ства производства, многопартий­ность, разделение властей. С нача­лом деятельности Верховного Сове­та РСФСР созыва 1990 г. начинается развитие собственно российской пра­вовой системы. В 1990—1991 гг. рос­сийскими законодателями были про­возглашены равенство форм соб­ственности, свобода предпринима­тельства, примат международно при­знанных прав человека, на доктринальном уровне восстановлено деле­ние права на публичное и частное. Таким образом, современная россий­ская правовая система продолжает традиции романо-германской право­вой семьи, заложенные еще в доре­волюционный период и сохранен­ные отчасти и в советский период.[15]

По темпам правовых преобразо­ваний Россия занимает среднее мес­то среди других бывших советских республик. К 2000 г. приняты новые Арбитражный процессуальный (1995 г.), Бюджетный (1998 г.), Водный (1995 г.), Воздушный (1997 г.), Градостроитель­ный (1998 г.), Лесной (1997 г.), Налоговый (первая часть в 1998 г.), Семейный (1995 г.), Торгово­го мореплавания (1999), Уголовно-исполнительный (1997 г.) и Уголовный (1996 г.) кодексы.

Кодификационные работы прово­дятся также на уровне субъектов РФ. В ряде из них в 1990-е гг. приняты собственные жилищные (Башкорто­стан, Коми), водные (Башкортостан), земельные (Башкортостан, Татар­стан, Карелия), лесные (Татарстан, Саратовская область), градострои­тельные (Томская и Мурманская об­ласти) кодексы.

Правовая система России продол­жает оставаться образцом для неко­торых государств СНГ (Беларуси, Казахстана, республик Средней Азии). Предпринимаются попытки сохране­ния элементов единого правового пространства. В частности, ряд наи­более важных кодексов, принятых в вышеуказанных республиках (граж­данский, уголовный, уголовно-про-цессуальный) основываются на мо­дельном законодательстве, одобрен­ном Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ.

Основным источником права в России являются законы и другие нормативные правовые акты. Как и в большинстве федеративных государств,  российское законодательство делится на федеральное и законода­тельство субъектов РФ. Разграниче­ние предметов законодательного регулирования установлено в Консти­туции РФ[16].

В исключительном ведении Рос­сийской Федерации, в частности, на­ходятся: регулирование прав и сво­бод человека и гражданина: форми­рование федеральных органов госу­дарственной власти; установление правовых основ единого рынка; фи­нансовое, валютное, кредитное, та­моженное регулирование, федераль­ные налоги и сборы; внешняя поли­тика, международные и внешнеэко­номические отношения Российской Федерации; оборона и безопасность; судоустройство; прокуратура; уголов­ное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодатель­ство; амнистия и помилование; граж­данское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное зако­нодательство; правовое регулирова­ние интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право.

К совместному ведению Россий­ской Федерации и субъектов РФ в числе прочего отнесены: общие воп­росы воспитания, образования, на­уки, культуры,

физической культу­ры и спорта; координация вопросов здравоохранения; социальная защи­та, включая социальное обеспечение;  административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лес­ное законодательство, законодатель­ство о недрах, об охране окружаю­щей среды; кадры судебных и пра­воохранительных органов; адвокату­ра, нотариат; установление общих принципов организации системы ор­ганов государственной власти и мест­ного самоуправления.

Информация о работе Правовые семьи